Ледовая история ЧТЗ: 77 лет назад из Челябинска в Антарктиду отправилась колонна тракторов
Эту дату можно считать важной и в истории Челябинска, а также в истории страны. 15 сентября 1957 года из Челябинского тракторного завода в Антарктиду отправилась колонна тракторов С 100А. Литера «А» и означала Антарктиду — пункт назначения.
Это произошло 77 лет назад и давно стало «страницами истории» и освоения Антарктиды и истории челябинского предприятия, уже отмечающего свое 90-летие.
Кстати сказать, на челябинском заводе бережно сохраняются образцы исторической техники, покорявшей суровый регион, и эти образцы на ходу.
Как всё было. В начале 1956 года первая советская экспедиция под руководством ученого-океанолога и опытного полярного исследователя Михаила Сомова прибыла на Южный континент. На бортах дизель-электроходов «Обь» и «Лена» находились тракторы марки ЧТЗ мощностью 80 лошадиных сил.
Готовясь к первой экспедиции в Антарктиду, полярники не случайно выбрали челябинские трактора. «С-80» проходили испытания холодом и льдом на севере Советского Союза и в этом показали хорошие результаты.
В Антарктиде тракторами разгружали корабли, на них осуществляли передвижение вглубь континента, строили первые станции «Мирный», «Пионерскую», «Восток-1», «Комсомольскую».
Именно челябинские трактора использовали для похода вглубь континента. На станции «Мирный» полярники составили поезд из двух тракторов и шести саней. На санях находились домики для полярников и научное оборудование.
Первый внутриконтинентальный поход протяженностью почти 380 километров продолжался более месяца.
Морозы стояли крепкие, 50-60 градусов. Дули сильные ветры, нагоняя снежные метели, то и дело путь пересекали трещины во льдах. В день удавалось преодолеть всего по нескольку километров. К тому же из-за разряженного воздуха техника то и дело глохла.
И все же челябинские трактора свою миссию выполнили без существенных поломок, отработав по две тысячи часов. В 380 километрах от поселка «Мирный» на высоте 2700 метров над уровнем моря была построена станция «Пионерская», где были сделаны взлетно-посадочные полосы для самолетов.
Приходилось инженерам и конструкторам завода доделывать технику под неизвестные ранее условия Антарктиды.
Оказалось, что в Антарктиде особый лед – рыхлый, и под ним челябинские тракторы проваливались. В тот же год в Челябинск на завод приехали полярники и подробно выложили все свои замечания. Главный инженер готовящейся новой экспедиции В. И. Парфенов и участник первой экспедиции начальник транспорта станции «Мирный» М. С. Комаров рассказали, что тракторы отработали без существенных сбоев и были переданы следующей экспедиции в хорошем рабочем состоянии. Однако, отметили полярники, хорошо было бы приспособить машины к более суровому антарктическому климату.
На заводе внимательно отнеслись к просьбам полярников. Чтобы тракторы в высокогорных условиях не «задыхались», главный конструктор И. Я. Трашутин предложил применить турбокомпрессор для принудительной подачи воздуха в полости цилиндров. Утеплили кабину. Увеличили и ширину гусениц до одного метра. Новые машины стали уже 100-сильными и пошли с конвейера с литерой «А» – антарктический вариант.
Заводской художник Борис Гриневич разработал эмблему для антарктических машин – пингвинов, этот рисунок запечатлели на кабинах. По просьбе полярников тракторы покрасили в оранжевый цвет и сделали надпись: «Отважным исследователям Антарктиды – челябинские тракторостроители».
Таким образом, в состав транспортного отряда второй советской экспедиции входили четыре челябинских трактора. За их рычагами полярники занимались переброской грузов, подготовкой взлетно-посадочных полос для самолетов и многим другим.
Такова история. Сегодня на челябинском предприятии сохранены тракторы той далекой героической истории: С-80 и две машины Т-100М, так называемые «сотки».
В те дни, когда завод принимает экскурсионные группы, челябинцы и гости города с гордостью узнают историю о том, как челябинские машины помогали осваивать советским полярникам суровую Антарктиду. Возможно эти и другие исторические машины, которые сегодня бережно хранит ЧТЗ, могут лечь в основу создания в Челябинске своего музея трактора, что несомненно повысит туристическую привлекательность города. Или же стать удивительными и важными экспонатами Большой истории под открытым небом. А опыт такой экспозиции в Челябинске есть – экспозиция паровозов музея ЮУЖД. Кстати, в ней рядом стоят два экспоната – настоящий паровоз и настоящий танк Т-34.
Такое соседство не случайно. Челябинск стал крупным промышленным центром страны благодаря двум великим событиям – мимо города прошла Транссибирская магистраль, а в годы Великой Отечественной войны в городе вокруг ЧТЗ сконцентрировались крупные производства, в сумме собравшиеся в Танкоград – город которого хоть и нет на карте, но который остался в истории Великой Отечественной войны.
В переизданную недавно мою книгу «По городу, которого нет на карте» вошли удивительные истории про Танкоград, а также истории из послевоенных лет жизни легендарного завода – участие в освоении Антарктиды и история создания трактора-богатыря Т-800. Это не случайно – в них продолжение славных традиций. И напоминать о них нужно чаще.
-
Ледовая история ЧТЗ: 77 лет назад из Челябинска в Антарктиду отправилась колонна тракторов14 сентября 2024, 13:32
-
«Поколение Т» стартовало в Челябинске09 сентября 2024, 14:16
-
В Челябинске продолжится работа по созданию «Поколения Т»19 июля 2024, 12:04
-
Разведчику Александру Соколову из легендарной челябинской танковой бригады исполнилось бы 105 лет22 апреля 2024, 13:51
-
Крылатый лев и слава ЧТЗ: свой день рождения отметило старейшее литературное объединение Челябинска01 февраля 2024, 11:40