Яндекс.Метрика

Посевная в День труда или как крестьянину выжить без дорог и газа

Фото Посевная в День труда или как крестьянину выжить без дорог и газа

Первого мая, в День труда, что еще крестьянину делать, как ни трудиться? Посевная в хозяйстве «Акбашевское», что в Аргаяшском районе, уже в «экваторе» и отличная погода с утра: над полями небо голубое с редкими облачками, по линии горизонта нежная зелень березовых лесов, а сверху дружелюбное солнце, которое тоже решило потрудиться на славу в праздничный день. И низкий поклон ему от хлебопашцев за такую оказию…

Так, обсуждая дела посевные и первомайскую теплынь, ехали мы с директором Нургали Зариповым по лесной ухабистой дороге напрямки на картофельное поле, где сажали белый сорт «Зекура». Половину из картофельных гектаров уже засадили новинкой – «Арозой», привезенной аж из-под Самары.  Пытливый ум и азартный характер ученого-агронома, замешанные на крестьянской любви к земле, не дают Зарипову покоя – он постоянно выискивает и испытывает новые сорта, новые для хозяйства культуры.   «Ученый – агроном» – это не гипербола, а профессия директора по диплому, полученному в Свердловском сельскохозяйственном институте, а ученость свою он тоже доказал, защитив диссертацию на звание кандидата сельскохозяйственных наук.

- На поле вышли еще 20 апреля, а картофель сажаем пятый день, 250 гектаров, сколько обычно, - рассказывает Нургали Зарипов. - Ночью было холодно, и рабочие по утру сомневались – надо ли продолжать.  А я говорю, сегодня, мол, холодно, а завтра тепло будет. Мы же не знаем, что ожидает впереди: вот осень продвинется вперед так же, как весна, и не успеем убрать. Зачем ждать-то?  Земли у нас хорошие, черноземные, пласт до полуметра…  можно было бы и увеличить площадь под картофель и овощи. Да вот потом, если зашкальный урожай (что нередко бывает) – где хранить?? В хозяйстве катастрофически не хватает хранилищ и складов, однажды даже в коровники закладывали...

Приехали на край поля, вот и место выхода тракторов на обед. Уже подъехала из «совхозной», как по давней памяти называют акбашевскую столовую, машина с термосами. Синхронно парой подошли тракторы, мужики расположились, кто в тенечке, кто на солнышке: святое дело – обед хлебопашца. Говорят, вкусно и порции приличные. Короткий отдых, потом работа до ужина в 5 часов и конец смены в половине 8-ого.

- Вся сельхозтехника, которая работает на картофеле, немецкая, – комментирует ситуацию директор. – Картофелесажалка, орудия обработки, подработки-сортировки, комбайны – все немецкого производства. Только тракторы белорусские. Вот эта сажалка работает у нас 11 лет! И семена протравливает, и удобрения вносит и картофель сажает. Кстати, и семена – «Зекура» и «Ароза» –немецкие тоже.

Почему выбрали именно эти сорта? Отвечу: по вкусовым качествам оба сорта одинаковы, вегетационный период и урожайность тоже практически равные, а только, хм… (улыбается) вроде как учли «человеческий фактор» – люди-то интересные – одни красную картошку снаружи любят, другие белую. Каждый возьмет такую, какая нравится».

– А на урожайность какие виды в этом году?

– По хорошему году рассчитываем 300 центнеров (30 тонн) с гектара. В этом году обязательно. Обычно картофеля копаем около 8 тысяч тонн. Нам этого с избытком: так как, уже говорил, наше старое хранилище всего на 2 тысячи тонн. На собственные средства без поддержки пока построить не можем – сейчас все на новую ферму уходит. Поэтому больше пяти тысяч тонн картофеля придется продавать осенью. И не по самой, понятно, выгодной цене – в условиях массового осеннего предложения. Договора, контракты постоянных покупателей немного выручают. С удовольствием отправляли бы наши овощи и, по отзывам, вкуснейший картофель для школьного питания в города области. Прочитали в прессе, что на заседании областного антикризисного штаба в минсельхозе решили строить овощехранилища и оптово-распределительные центры. Но нам еще никто не предложил строить хранилище, хотя, уверен, о нашем бедственном положении в этом вопросе знают все. Или – не все?

[title]

 

Не «битва», а работа двух трактористов,но на JohnDeere

На пшеничном поле впечатлил прямо-таки монстр – посевной комплекс JohnDeere: только что и остается вспомнить, как в прежние времена «битву за урожай» вели на посевной десятка два тяжелых гусеничных тракторов, сминая землю… А теперь всего два «Джона» засевают пять тысяч гектаров за 20 дней. Причем, и пшеницу, и овес с ячменем, и горох с гречихой – все им под силу. Одному 4, другому 3 года, и, по заверениям Зарипова, они будут трудиться долго. Вовремя, с крестьянской прозорливостью, успел он купить комплексы по тем временам за 14 миллионов, сейчас их стоимость почти втрое дороже.

– Честное слово, Нургали Сафарович, нигде не видела прежде такого «сеятеля».

– Это американская техника, одновременно с севом ведет все процессы – обработку, внесение удобрений, прикатывание, и все это на скорости и с хорошей производительностью. Думаю, лет 15 прослужат. А хороший механизатор будет работать даже и дольше.

Хорошим механизатором, которому доверена столь дорогостоящая и деликатная техника, оказался Аслям Кутлухужин.  Второй JohnDeere на соседнем поле сеял овес.

Все семена акбашевцы закупают ежегодно, в том числе картофель, это элита первой репродукции. Греча идет на крупу, рапс на масло (сами давят), овес, ячмень, пшеница и горох на реализацию. А почему в списке зерновых нет кукурузного зерна, интересуюсь. Ответ Зарипова, честно, ошарашил нелепостью ситуации…

[title]

Под боком у миллионного города, и без газа

– Убираем кукурузу поздно, и она сильно влажная, надо сушить. И сушилка есть, да газа нету, а без него не высушить…

– У вас в Акбашеве нет газа?? Да вы что? В наше время, в крупном селе, в единственном аграрном универсальном хозяйстве (в Акбашево еще и отличное молочное производство) района, одном из лучших предприятий области – и нет газа??

– Нет газификации в селе, нет… поэтому не можем раскрутиться. Хотели переработку молока сделать, чтобы молоко-то не отдавать по 18 рублей заводу, а здесь перерабатывать, но не получается, потому что нет газа. А на дизельном топливе в трубу вылетишь. Я больше скажу – это единственная центральная усадьба в Аргаяшском районе, где нет газа. Обращались мы и в правительство области, а уж главе района и заикаться бесполезно, как об стенку горох… Вот один из ответов замгубернатора Комякова, помню, был такой: «За отсутствием средств нет возможности».  А ведь я писал, когда деньги были, в 2013-14 годах. 

 И, что особенно нам обидно, что газовая магистраль от нас совсем недалеко, всего 8 километров. Если б газ пришел, можно было – по цепочке – решить многие производственные вопросы, да и людям жилось бы веселее.

Недоумение и обида акбашевцев понятны: находиться в 40 км от Челябинска и сидеть всю жизнь без газа, как-то не то…

В этом месте уместно заглянуть в федеральную целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года". А вот и нужная строка: «ввод в действие 11,77 тыс. км распределительных газовых сетей». Возможно, из этих 12 тысяч 8 километров уже запланировали на нитку до Акбашева? Хотелось бы верить.

P.S. Последняя сводка по севу: на 4 мая в ОАО «Акбашевское» зерновыми засеяно на 26 процентов.  Посадка картофеля 6 мая будет завершена полностью.

Комментарии 0
    Новости по теме Агро+