Исчезновение из новостей 31-го канала вице-мэра Челябинска Сергея Давыдова и резкое умножение количества встреч главы города с пенсионерами свидетельствуют: Михаил Юревич принял окончательное решение баллотироваться на второй срок лично. Начало выпуска в сентябре новой массовой городской газеты, исключительно в позитивном ключе подающей свершения челябинской мэрии, будет значить: старт кампании Юревича дан.
Исчезновение из новостей 31-го канала вице-мэра Челябинска Сергея Давыдова и резкое умножение количества встреч главы города с пенсионерами свидетельствуют: Михаил Юревич принял окончательное решение баллотироваться на второй срок лично. Начало выпуска в сентябре новой массовой городской газеты, исключительно в позитивном ключе подающей свершения челябинской мэрии, будет значить: старт кампании Юревича дан.
Вместе с тем, специфика нынешней избирательной системы такова, что если речь идет о номенклатуре федерального центра (а мэр «миллионника», безусловно, к таковой относится), то выборы лишь оформляют решения, принятые в Кремле и согласованные с главными «группами влияния» региона («несогласованным» кандидатам просто нет смысла выдвигаться, у них нет шансов). Таковыми у нас являются областная власть («группа Сумина»), «клан Христенко» и в сильной степени аффилированная с последним «магнитогорская группа», а также «силовики», в основном – УФСБ с «группой поддержки».
По нашим данным, все эти «группы влияния», по разным причинам, сегодня скорее негативно относятся ко «второму сроку» Михаила Юревича. Санкции Москвы (Администрации Президента и «Единой России») он тоже пока не получил. Поэтому начало осени ознаменует бурный спурт пиар - кампании Юревича с главной целью: выложить к ноябрю на кремлевские столы убедительный аргумент: 70-процентную поддержку челябинцев в сопоставлении с «микроскопическими» рейтингами его оппонентов. Плюс все остальные доводы, положенные в таких случаях. Это должно дать принимающим решение (и, в особенности, «пробивающим» его) главное – объективный мотив и обоснование санкции в его пользу.
При этом сейчас Михаил Юревич столкнулся с тремя главными проблемами.
Первая: сомнения руководства «Единой России», без санкции которой мэр, по его собственному заявлению, на выборы не пойдет. «Партия власти» имеет хороший выбор кандидатов и постоянные обвинения нынешней городской команды в коррупции, что, наряду с объявлением антикоррупционной темы главной во внутриполитической повестке, шансы Юревича не увеличивают. Персонажи, становящиеся одиозными, грозят подорвать позиции их «прикрытия» в столице, что делает вероятным сценарий «мягкого удаления» этих фигур с заменой на новые, не вызывающие вопросов.
Именно в этом контексте следует уделить внимание кандидатуре ректора ЮуРГУ Александра Шестакова. Последний, по некоторым оценкам, пользуется покровительством Виктора Христенко, дальновидного и влиятельного политика, имеющего не лучшие отношения с Михаилом Юревичем (как и лидер «магнитогорцев» Виктор Рашников). Есть информация, что весьма близкие к Христенко люди (например, депутат Госдумы Георгий Лазарев) активно содействовали выдвижению и одобрению кандидатуры Шестакова в «Единой России», да и появление Шестакова на инаугурации Президента Медведева состоялось не без протекции могущественного клана (Юревича туда не позвали).
На самом деле, модель кампании, при которой избирателю будет предложен выбор между «пауками в банке» - коммерсантами Юревичем, Никитиным, Рогозой и Гартунгом - и «честным и чистым» ученым, руководителем огромного «инновационного хозяйства» со «штатом» в 60 тысяч человек, может оказаться весьма эффективной. Тем более, при поддержке областной власти, системы облизбиркома и ФСБ, жестко котролирующих ход кампании, голосования и подсчет голосов. Более, того, «Единая Россия» уже фактически одобрила кандидатуру ректора, несмотря на отчаянное сопротивление Юревича, осознающего опасность ситуации. Кампания Шестакова в Челябинске уже стартовала, она будет вестись на территории всего города до октября, когда и состоятся довыборы в ЗСО. А уже фактически через месяц – старт кампании по выборам главы Челябинска…
Отметим здесь, что Александр Шестаков – не единственная персона, которая может «всплыть» в качестве альтернативной кандидатуры от «Единой России». Фамилии Андрея Косилова и Владимира Дятлова упоминаются в этом контексте чаще других. К этой же группе часто относят и депутата ЗСО Валерия Алешкина, уже едва не оказавшегося в кресле главы городской администрации (сити-менеджера) в 2005 году при протекции «Газпрома», что вызвало тогда неподдельное возмущение Михаила Юревича.
Не исключен и вариант, при котором Артур Никитин приостанавливает свое членство в «Справедливой России», становится «независимым кандидатом» и делает тем самым возможным весьма благосклонное отношение к своей кандидатуре со стороны «партии власти» в широком смысле этого слова. При этом он, естественно, сохранит поддержку «Справедливой России» и, возможно, будет выдвинут ею.
Не стоит сбрасывать со счетов и сложную ситуацию в Москве. Может случиться так, что виды нынешних «центров власти» на будущее Челябинска не совпадут. Тогда мы рискуем стать свидетелями почти настоящих выборов с полноценным подключением «Справедливой России» и ее лидеров Рогозы и Гартунга, коммунистов и ЛДПР, с агитационными приездами в город Миронова, Зюганова и Жириновского – в общем, настоящий праздник демократии, «именины сердца»! Именно в этом карнавальном бедламе решающим станет тихий голос тех, кто реально контролирует суды и избиркомы – администрации губернатора и «силовиков».
Кстати, недавнее назначение главы Челябинска членом Генсовета «Единой России» имеет в этом плане для Михаила Юревича неожиданно негативный контекст. Как сообщают осведомленные источники, целью мэра был вовсе не партийный ареопаг, а эксклюзивное членство в Госсовете, который, как известно, состоит из глав регионов. Попадание туда единственного мэра решало бы еще одну сверхзадачу Юревича – он становился бы фактически «преемником Сумина» номер один. Но этого не вышло, несмотря на очень высокое лоббирование, а место в партийном Генсовете стало слабым «утешительным призом» для мэра. Напомним, что эта звучная партийная регалия не помогла Юревичу даже заблокировать утверждение Шестакова кандидатом в депутаты ЗСО от «Единой России».
Вторая и третья проблемы Юревича тесно связаны с первой.
Это серьезные затруднения с получением положительной характеристики для утверждения в роли кандидата от «партии власти» и Кремля из ФСБ (чему сейчас придается первостатейное значение) и одобрения главы региона, губернатора Петра Сумина. По конфиденциальным данным, недавно принципиальное «добро» от губернатора на выдвижение своей кандидатуры в мэры Челябинска получил один из высокопоставленных областных чиновников. А Юревичу на сегодняшний день (в ходе аналогичной беседы) губернатор в «благословении» «пока» отказал. Причина – репутационные издержки, которые несет городская власть в ходе бесконечных скандалов вокруг земельных участков и иной собственности, которые позволяют ее оппонентам обвинять руководство мэрии в коррупции, а прокуратуре раз за разом опротестовывать те или иные незаконные решения чиновников. К тому же мало кто знает (но кое-кто – знает!), какие именно показания дает сейчас в темнице бывший вице-мэр Жан Мезенцев.
Наблюдатели при этом замечают, что опытный и осторожный Сумин, зная о кремлевских связях Юревича, ранее не считал возможным отказывать в поддержке главе Челябинска. «Значит, что-то произошло в Москве» - предполагают наши источники в администрации области.
Что касается УФСБ, то здесь все достаточно понятно: Юревич, благодаря своему неуживчивому характеру и непомерным амбициям, умудрился испортить отношения с руководителями областного управления в первый же год после выборов, пообещав там «порвать всех, как Тузик грелку». Теперь мэру трудно рассчитывать на то, что целый ряд эпизодов его биографии и деятельности на посту главы Челябинска будут истолкованы однозначно в его пользу. И это еще мягко сказано. Предполагаемое некоторыми СМИ скорое назначение руководителем УФСБ Александра Рябченко, известного своим негативным отношением к «бизнесмэру», ситуацию лишь усугубляет. «Решать вопрос» в Москве, организуя давление на местных чекистов через их руководство – большой риск: в нынешней ситуации в коридорах столичной власти и разворачивающейся антикоррупционной кампании это может выйти «себе дороже». Не стоит забывать, что у Михаила Юревича достаточно сильная и ресурсно обеспеченная оппозиция, имеющая свои источники информации и возможности ее реализации. А рисковать своей карьерой из-за некоего провинциального мэра, по-настоящему влиятельные «люди в погонах» сегодня вряд ли захотят. Там сейчас своих «разборок» хватает – идет «пересменка» и желающих занять тот или иной пост – множество.
Есть у нынешнего главы Челябинска и еще одна, четвертая проблема: это состав и руководство будущей городской Думы. Тут тоже возможны сюрпризы, которые способны свести на нет самые блестящие победы в решении первых трех, обозначенных выше, проблем. Однако это тема отдельного разговора.