«Мест нет»: новая власть закрывается от независимых СМИ и свободных выборов
Организаторы инаугурации нового губернатора Челябинской области Михаила Юревича нарушили правила аккредитации СМИ якобы из-за «технической невозможности».
Руководители многих общественно-политических средств массовой информации в Челябинской области пережили легкий шок. Их растерянность вызвана явной избирательностью нового поколения областной власти в способах обозначения «своих и чужих» в информационном пространстве Южного Урала. С учетом обилия информационщиков и пиарщиков в ближнем окружении нового губернатора это расценивается как знаковый политический факт.
Лицезреть инаугурацию губернатора были допущены лишь несколько главных редакторов СМИ. Картинку транслировали операторы двух областных телеканалов. Журналистам федеральных каналов сообщили, что им передадут уже готовое видео (классно, да? Федеральные СМИ воспринимаются окружением Юревича просто как доска для публикации их релизов – в собственном мнении им отказано).
Не были приглашены ни сотрудники, ни даже главный редактор такого старейшего и весьма рейтингового в регионе издания как ежедневная независимая газета «Челябинский рабочий». Не были приглашены руководители первого в области информационного агентства «Урал-пресс-информ» (оно тоже позволяет себе независимую позицию), «забыли» пригласить множество корреспондентов популярных Интернет-изданий и федеральных газет.
На вопрос нашего корреспондента, по какой причине были нарушены правила аккредитации СМИ и, соответственно, закон о СМИ, руководитель пресс-службы администрации города Челябинска (областная губернаторская еще не сформирована) Светлана Доронина пояснила:
- На церемонию в театр драмы были заявлены около 500 средств массовой информации, разместить такое количество пишущих и снимающих физически невозможно. Камеры перегородили бы весь проход, и просмотр церемонии гостями в количестве 900 приглашенных был бы невозможен. Но мы предоставляли видео и фото всем желающим.
Журналистское сообщество Южного Урала отказ в инаугурации расценило как начало медийной «зачистки» и введения официальной цензуры командой нового губернатора. Хотя, конечно же, опытные помощники Юревича сильно опасались за спонтанные жесты и слова своего шефа, которые могли быть зафиксированы «чужими» камерами. Однако дело не только в прессе.
Точно такой же нехитрый ответ - про отсутствие мест в зале - звучал на днях в челябинской городской Думе по поводу того, почему на публичные слушания не были допущены протестующие против отмены прямых выборов мэра горожане.
Сказано было то же самое: депутатский зал не может вместить всех желающих. Отсюда и «невозможность» правильного подсчета голосов протестующих: собирай их по коридорам! Последние так и не смогли попасть в зал, двери которого бдительно охранялись милицией. Зато у властей – авторов этой дешевой постановки - появилась возможность сказать, что их планы отобрать у горожан право выбора главы города одобрили сами горожане. Может быть, они даже просили сделать это как можно скорее.
В театр драмы на инаугурацию журналисты, конечно же, насильно не ломились. Зачем? Вам не надо? Ну и нам не надо. Хотя какой-то шутник оставил на пороге картонную коробку с часовым механизмом, чем вызвал немалый переполох. Тут же все оцепили. А еще ходили слухи, что кто-то собирается устроить на площади символические «похороны» всенародно избранного мэра Челябинска. Вкупе с митингом коммунистов (22 апреля все-таки!) эти эпизоды вызвали немалое волнение «вип-тусовки» и журналистов чрезвычайно позабавили.
Хотя если бы они все-таки попали в зал, возможно, смогли бы рассказать читателям о нелепом заявлении депутата Крашенинникова, который «не знает, кого теперь поздравлять – Юревича или Сумина» или об особом, знаково прозвучавшем ударении губернатора Богомолова на том факте, что собравшиеся «присутствуют сегодня в ТЕАТРЕ ДРАМЫ». Или о том, как натужно читал коротенькую клятву свежеиспеченный губернатор, так и не удосужившись выучить ее наизусть.
В остальном коллеги сошлись во мнении, что пора бы как-то подновить политтехнологический трюк со ссылками на маленькие залы. Звучит неубедительно. И городские депутаты, и новый губернатор - весьма состоятельные люди, которым даже за собственный счет ничего не стоит арендовать залы большей вместимости. А уж за бюджетный счет и подавно. За счет казны для инаугурации, кстати, была заказана новая губернаторская цепь в золотом и серебряном обрамлении со вставками из ценных камней. То, что это очень дорогая вещь, передала даже телевизионная картинка, показанная крупным планом. Предыдущая цепь смотрелась как-то дешево и непрезентабельно. Не круто, в общем. Вот и обновили на энную сумму. А про зал из памяти «выпало».
Кстати, про особую заботу наших властей - особенно команды нового губернатора - об экономии бюджетных средств.
На днях незамеченной прошла информация о том, что фирма предпринимателя Колесникова выкупила-таки у мэрии Челябинска право достроить свое торговое заведение на 4 000 квадратных метров во дворе универсама «Большой» на площади Революции за 105 миллионов рублей (отдельное «поздравление» жителям этого многострадального квартала, пять лет молившимся на «справедливого» Михаила Валерьевича).
Если кто забыл, напомню, что в 2008 году городской бюджет (то есть мэрия за наш с вами счет) выкупил этот недострой у г-на Колесникова за 220 миллионов рублей. Причем для этого был взят коммерческий кредит в банке, за который также расплатился бюджет. Получается, что мы с вами не только оплатили г–ну Колесникову его стройку, но и профинансировали (миллионов эдак на 50 -100) его хорошие отношения с мэрией Челябинска, которая 22 апреля трансформировалась в администрацию губернатора области.
На те торги прессу тоже не приглашали, хотя места хватало, фирма Колесникова была на них одна-одинешенька.
Я сильно затрудняюсь, особенно в рамках последних политических веяний по стране, как бы это явление получше назвать?! Коррупцией?! Но растаскивание денег налогоплательщиков по карманам отдельных личностей у нас ведь давно таковой не считается? По крайне мере на деле, а не на словах. Коррупция – это ведь нарушение, а не правило. Потому подберите определение сами.
В итоге: проблема не в том, что кого-то не пустили поглазеть на златую цепь на шее Михаила Юревича. Дело в том, что сначала прессу, особенно ту, которая осмеливается по мировым стандартам «строить власть», не пускают освещать ее деятельность и мероприятия (не междусобойчик в частной бане, между прочим), потом ее стараются запугать и придушить по-тихому, потом не пускают избирателей на выборы и отменяют их, наплевав на закон. А потом грациозно вынимают из наших карманов деньги, потому что денег всегда мало, хоть сами они и сколотили уже состояния на триста лет вперед.
Поймите наконец - те, кто искренне не понимает или с равнодушным видом говорит, что «от нас все равно ничего не зависит в этой стране и какое нам дело до политики», лишение каждого из нас гражданских прав и свобод (политика) очень быстро сказывается на нашем с вами уровне жизни (экономика)!
Права, которые у нас отнимают – имеют свою - и очень большую цену. Мы очень скоро будем жить гораздо хуже, если позволим так обращаться с собой.