Блокировка звонков от мошенников сэкономила россиянам триллионы рублей
В прошлом году в России было заблокировано свыше 620 миллионов звонков от мошенников. Благодаря современной системе блокировки нежелательных вызовов жители страны смогли сохранить шесть триллионов рублей.
Генеральный прокурор Игорь Краснов на координационном совещании по вопросам противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, цифровой валюты и компьютерной информации сообщил о непрекращающихся телефонных атаках со стороны мошенников на россиян.
«Игорь Краснов подчеркнул, что в результате системных организационных и технических мер межведомственного характера отражены миллионы попыток совершения операций без добровольного согласия клиента (34 млн за 2023 год) и блокировок звонков с мошеннических номеров (свыше 620 млн). Это позволило не допустить хищения порядка 6 трлн рублей», – отметили в пресс-службе Генпрокуратуры.
Кроме того, в прошлом году усилиями регуляторов был ограничен доступ к более чем четырём тысячам сайтов, на которых размещалась информация о деятельности финансовых пирамид.
В России на данный момент функционируют различные цифровые сервисы, которые призваны обеспечить безопасность пользователей от мошеннических действий, как подчеркнул депутат Госдумы, занимающийся вопросами информационной политики, информационных технологий и связи Антон Немкин.
«Основная – это, конечно, платформа Роскомнадзора, позволяющая блокировать звонки, идущие с подменных номеров. За 8 месяцев этого года только силами платформы было заблокировано порядка 456 млн мошеннических звонков. Номерная ёмкость системы сейчас достигает 99,6%, ведомство ведёт активную работу по подключению оставшихся операторов к системе. Некоторых операторов, кстати, уже начали штрафовать за неисполнение требований», – рассказал парламентарий.
Немкин объяснил, что благодаря технологии подмены номеров злоумышленники могли выдавать себя за представителей официальных организаций.
«Долгое время многие удивлялись, как злоумышленникам удается использовать официальный номер того же Сбера. На деле мошенники просто пользовались услугами SIP-телефонии, один из протоколов которой позволяет ввести практически любые цифры, на которые изменится настоящий номер пользователя. Это, в общем-то, позволяло достаточно быстро войти в доверие к жертве. Одно дело, когда о якобы хищении средств со счетов сообщает абонент с незнакомого номера, другое – с номера банка, который известен практически всем. Теперь у них такой возможности нет», – добавил он.
Второй уровень защиты – это антифрод-системы, которые используются банками и операторами связи. Обычно для таких систем применяются технологии машинного обучения. Они анализируют поведение клиента и выявляют нетипичные для него действия, а также поток клиентского трафика. Это позволяет обнаружить возможные мошеннические звонки и подозрительные сообщения.
По словам Немкина, модели искусственного интеллекта анализируют именно трафик, а не конфиденциальную информацию о разговорах. При этом техническая защита не всегда может спасти человека от обмана.