Яндекс.Метрика

Рак у детей: вопросы и ответы

Фото Рак у детей: вопросы и ответы

Челябинская областная детская клиническая больница активно развивает самые современные методы оказания медицинской помощи и располагает сложным дорогостоящим медицинским оборудованием, которое позволяет проводить диагностику и лечение на качественно все более высоком уровне. Высокие технологии сегодня используются врачами практически всех специальностей. Но особенно они необходимы онкогематологам при борьбе с самым сложным и тяжелым заболеванием – раком у детей. О причинах болезни и современных методах лечения агентству «Урал-пресс-информ» рассказали профессор кафедры детских болезней №2 Челябинской медицинской академии, доктор медицинских наук Елена Жуковская и руководитель онкогематологического центра, заместитель главного врача, доктор медицинских наук Ирина Спичак.
 
- Елена Вячеславовна, какие высокие технологии используются в онкогематологическом отделении ЧОДКБ?

- Терапию, которую мы проводим 90% наших больных, можно отнести к высоким технологиям в медицинской помощи. К ним, например, относится интенсивная полихимиотерапия, которую получают в нашем отделении основная масса детей. Эти сверхтоксичные, но вместе с тем сверхэффективные лекарства вводятся ребенку на протяжении практически года, и требуют, безусловно, дополнительного медицинского сопровождения. Это предусматривает развитие лабораторной базы, потому что нельзя вылечить онкобольного, если не отслеживать состояние его жизненно важных органов - сердца, почек, головного мозга и других. А без участия специалистов смежных дисциплин это было бы невозможно сделать. У  нас в отделении ежедневно осматривают детей несколько консультантов из отделения хирургии, глазного, кардиоревматологии и других. Потому что лечение рака - это сложный и тонкий процесс.
 
- Какие перспективы развития высоких технологий есть в вашем медицинском центре?
 
-  В ближайшем будущем мы планируем проводить такую сложную и необходимую операцию, как пересадка костного мозга. Эта технология в некоторых странах уже перешла из разряда сверхэкстремальной операции к рутинной. Но рутинной не по сложности выполнения, а по ее распространенности. Сейчас уже никого не удивишь, что ежегодно в России 30-50 детей переживают эту процедуру с положительным результатом. Я думаю, что в конце года мы перестанем отправлять южноуральских детей на лечение в Москву и Санкт-Петербург, они будут трансплантироваться в нашем центре. Но эта операция, к сожалению, очень дорогостоящая. И эти затраты пугают многих людей, не связанных с медициной. Им кажется, что бессмысленно тратить такие серьезные деньги на лечение ребенка, у которого прогноз для жизни весьма неопределенный и даже порой печальный. Но это необходимо. Даже  если сегодня мы ребенка потеряем, и он не оправдает потраченных средств, то завтра за ним последуют пять – шесть пациентов, которые могут выздороветь, станут взрослыми и отработают сполна обществу все его затраты. Надо понимать, что наши больные не только жертвы заболеваний, но и самые настоящие герои. На своих плечах они осуществляют освоение современных технологий. Этими методами лечения, которые на протяжении последних 20 лет осваивались в нашем центре, сейчас пользуются не только онкогематологи, но и доктора  в интенсивной терапии, ревматологии, неврологии и других отделениях. То, что когда-то предназначалось только для онкологических больных, сейчас используется в широком перечне заболеваний и с прекрасным результатом.

На самом деле сейчас речь идет не только о здоровье детей и высоких технологиях в детстве, но и о здоровье взрослого населения, молодых людей, их будущего потомства. Поэтому на сегодняшний день высокие медицинские технологии - это деньги, которые работают не только конкретно на ребенка,  но и на тех, кто рядом с ним, его семью, будущих детей. И если нам удастся обеспечить больным детям высокое качество жизни, здоровье, то они смогут не только полноценно жить, но и рожать здоровое потомство. У нас благодаря высоким медицинским технологиям уже растут два десятка «внуков» - детей   бывших пациентов.
 
- Детей со сложными заболеваниями, которых приходится вести в столицу, выгоднее и дешевле будет лечить в Челябинске?
 
- Конечно. Когда мы посылаем детей на лечение в Москву или Петербург, мы не просто переправляем деньги за больных, а мы не инвестируем эти деньги в собственное здравоохранение. Если наши специалисты в рамках своего профессионального микросоциума овладевают какими-то знаниями, то в самый короткий срок эти знания становятся доступными для всех специалистов этой клиники, для врачей области и всего кооперативного сообщества профессионалов.
 
- Ирина Ильинична, расскажите об особенностях Вашего центра?
 
- Лечение онкологических больных всегда очень сложный процесс, который должен проводиться по современным технологиям, а для этого в больнице  должно быть несколько функциональных структур. В частности, у нас есть отделение детской онкологии и гематологии, реанимация, прикрепленная к этому отделению, и отделение переливания крови. Четыре года назад мы хорошо укрепили с заделом на будущее нашу лабораторно-диагностическую службу. Уже частично выполнены работы по криолаборатории и блоку трансплантации, где будет проводиться пересадка гемопоэтических стволовых клеток. Это уже более современные технологии. Все методики лечения, которые мы проводим сейчас, - высоко технологичные. Мы лечим по международным протоколам и международным стандартам, поэтому результаты лечения у нас примерно такие же, как в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых зарубежных странах. По отдельным единицам  наши результаты даже лучше, чем в московских центрах.

Многоуровневая структура центра дает преимущество в том, что мы можем выполнить всю технологию лечения здесь и сейчас, и не зависеть от других учреждений. У нас работают, в основном, специалисты, которые закончили Челябинскую медицинскую академию и выросли в этих стенах. На базе нашего центра уже защищено две докторских и 12 кандидатских диссертаций. Сейчас в центре работают  два доктора наук и семь кандидатов наук. Наши медицинские сестры также с большим стажем и высшей квалификационной категорией.
 
- Какие условия созданы в Вашем центре для детей и их мам?
 
- Корпус у нас новый, помещения отремонтированные, чистота поддерживается всеми силами. Мы не имеем право отказать матери в госпитализации вместе с ребенком, хотя в других больницах дети старше семи лет лечатся самостоятельно. У нас с каждым ребенком в возрасте от рождения до 18 лет лежит мама или папа. По возможности, мы предоставляем отдельную кровать и ухаживающему родственнику, но когда больных много им приходится спать на раскладушке. В отличие от других отделений у нас есть комната, где мамы могут приготовить еду себе и ребенку. Дети лечатся очень долго и часто отказываются от больничной пищи.  
 
- К Вам приезжают лечиться ребята со всей области?
 
- Да, мы обслуживаем всю область, в том числе и города: Челябинск, Магнитогорск.
 
- А из других регионов к Вам обращаются за помощью?
 
- Сейчас в нашей реанимации лежит девочка из Южно-Сахалинска. Но у нас нет тенденции к зарабатыванию денег, так как в первую очередь мы хотим обеспечить достаточной специализированной помощью наш регион. Если кто-то обращается, и есть законные способы, можем оказать помощь.
 
- Что нужно для того, чтобы попасть к Вам в отделение больным детям?
 
- В нашей областной детской поликлинике организован консультативной прием детского онколога и гематолога. Все, кто приходят, обязательно получают консультацию. Если кто-то нуждается - госпитализируем сразу. Если нет – получают необходимые рекомендации. К счастью, бывает много пустых консультаций, зато родители успокаиваются. В поликлинике работают те же врачи, что и в отделении. Уровень консультаций очень высокий, как и  уровень оказания помощи во всем нашем центре. У московских коллег есть мнение, что у нас своя школа детских онкогематологов. Конечно, желательно чтобы дети приходили к врачу с направлением и страховым полисом. Но онкологи-гематологи никогда не отказывают в приеме.  
 
- Елена Вячеславовна, разве рак — это не типично взрослая напасть?

- Трагизм эволюции всего человечества заключается в том, что прогресс -  есть регресс. И уровень заболевания раком выше в тех странах, которые являются развитыми. Более того, по мере прогрессирования наших научно-технических наработок, количество заболевших будет расти. Процесс, к сожалению, не обратимый. Чем больше мы будем излечивать людей в пожилом возрасте и чем больше у нас будет людей, выздоровевших от рака в других возрастных группах, тем больше у нас будет заболевать детей. Это очень тонкий биологический процесс.
 
- Можно будет с помощью инвестиций в высокие технологии прийти к тому, что рак станет не приговором, а вполне излечимым заболеванием?
 
- На сегодняшний день удается сохранить жизнь 95% детей больных некоторыми видами рака. Мы знаем, что бывают случаи гибели людей и при лечении зубов, потому что любое медицинское вмешательство  сказывается на организме. Если сегодня при начальных стадиях заболевания дети получают высокие медицинские технологии, то они имеют шанс на выздоровление в среднем 75%. При некоторых опухолях  мы способны помочь 90-95% детей, а иногда и всем 100% заболевших. Другое дело, что мы не должны допускать третьей и четвертой стадии, где драматическим образом снижается эффективность терапии. А для этого мы должны работать, общество должно знать об этих проблемах и помнить, что на самом деле рак у детей не менее редкое заболевание, чем остальные
 
- Рак можно как-то предотвратить?
 
- Абсолютно никак. Естественно, есть вещи, на которые человек в силу своей природы повлиять не может. Но в качестве профилактики огромная работа должна быть направлена на привитие знаний и культуры поддержания своего здоровья и здоровья потомков. Если девушка курит, то она наносит вред своему будущему ребенку на 200%.  Я прихожу в ужас, когда мать от своего смертельно больного ребенка бежит в подвал, где курит в запыленном помещении, а потом идет обратно в палату. Они не стесняется и не желает взять на себя ответственность за то, что дышит на своего ребенка табаком. При этом она далеко не всегда моет руки после подвала. Я считаю, что люди должны отвечать за свои поступки. Если девушка выходит замуж за пьющего молодого человека, то она должна понимать, что претензии к здравоохранению после этого не уместны.

Большинство людей не пойдут на работу, не почистив зубы, но они при этом считают абсолютно нормальным пить, курить, заражаться половыми инфекциями. А половые инфекции – это вирусы, которые меняют структуру половых клеток как у мужчин, так и у женщин. Если мы хотим говорить о профилактике рака, которая под силу человеку, то это однозначно здоровый образ жизни.
 
- Насколько часто рак обнаруживается на первых стадиях и может ли человек сам его обнаружить?
 
- Может, но редко. Это причины не только биологические, но и культурные. Это коллективный грех.
 
- Дети, которые вылечились от рака, могут жить полноценной жизнью и иметь здоровое потомство?
 
- Да. Излеченные дети могут жить полноценной жизнью, заводить здоровые семьи и дожить до глубокой старости.
 
- Рак передается по наследству?
 
- В какой-то степени да. Мы все дети своих родителей.
 
- Ирина Ильинична, а если беременная женщина болеет раком, как это скажется на  будущем ребенке?
 
- Такие исследования пытались проводить, но в каждом случае все решается индивидуально. Если течение беременности не значительно ухудшает состояние женщины, то ребенок от рака не пострадает, но тогда в это время нельзя проводить лучевую и химиотерапию.
 
- А у самой женщины есть шанс выжить?
 
- К сожалению, рак не всегда можно вылечить. Если для матери ожидают благоприятный прогноз, то, чтобы вылечить мать, иногда приходится лишать ее ребенка, тогда в последующем  она еще сможет иметь детей. Иногда матери, зная, что они не выживут после этого заболевания, хотят оставить после себя ребенка мужу и родственникам. Тогда они решают сохранить малыша, а не свою жизнь. Но лучше стараться вести здоровый образ жизни, который помогает болеть раком гораздо меньше, особенно это коснется детей. Если матери будут вести здоровый образ жизни, у них больше шансов иметь здоровых детей.

При этом мужчины точно так же ответственны за здоровье своих будущих детей, как и женщины. Страшно, что семьи в случае болезни ребенка часто распадаются, потому что мужчины не выдерживают груза ответственности, хотя они обязаны разделить его с супругой в полной мере. Бывает, что они просто не проходят проверку на самостоятельность, пока  мама находится с ребенком в больнице. Хотя бывают и совершенно противоположные случаи.
 
- Недавно прошел благотворительный бал в поддержку онкобольным детям. Часто ли Вам помогают спонсоры?
 
- Своеобразной социальной парадигмой нашего современного общества является то, что освоение высоких технологий осуществляется тремя большими социальными группами. Первая – это исследователи, то есть те люди, которые Богом определены на то, чтобы искать, которые не могут спать спокойно и мучаются от глобальных вселенских загадок. И в той или иной степени они их разгадывают. Далее идет группа профессионалов, которые воспринимают эти открытия и переводят из сугубо фундаментального в прикладное направление. Дальше, как это не парадоксально, идет социальная составляющая, которая включает семьи пациентов. Высокие медицинские технологии используются для редких заболеваний. Это социальная группа способствует тому, чтобы общество знало об этой беде. Многие люди, сочувствующие, в силу высоких нравственных принципов не могут остаться равнодушными. Они всегда были, есть и они рядом с нами и помогают нашим пациентам. И не важно, что это может быть в одном случае бабушка с банкой варенья, а в другом  -  спонсор, который жертвует сотни тысяч рублей для того, чтобы наши дети могли лечиться. Особенность высоких технологий – это всегда коллективный труд. В обществе высокие медицинские технологии не в состоянии быть прикрытыми только бюджетом. Помимо препаратов, за которые отвечает государство, есть широчайший спектр проблем медико-социальных, социально-психологических, нравственно-культурологических, которые априори не предназначены для решения органами здравоохранения. На сегодняшний день в мире движения общественных объединений в поддержку онкогематологических больных  являются одним из мощнейших социальных движений. Такие движения и призваны решать «немедицинские» проблемы наших пациентов и их семей.
 
- Если у человека появилось желание помочь больным детям, как он может это сделать?
 
- У нас все открыто. Можно помочь финансово всем пациентам, или опекать одного пациента индивидуально. У нас также есть общественное объединение «Искорка», которое на сегодняшний день входит в число первых пяти самых мощных объединений родителей больных детей с онкогематологическими заболеваниями в России. Там есть масса вариантов и программ, с помощью которых можно помочь нашим детям.
 
В онкогематологическом центре Челябинской областной детской клинической больницы лечение проходит за счет областного бюджета и является бесплатным для пациентов. К сожалению, как и везде, государственное финансирование не осуществляется в полной мере и своевременно. Кроме того, все пациенты по-разному реагируют на проводимое лечение, и список сопутствующих медицинских препаратов для детей остается открытым. Также необходимо отметить, что нет одинаковых больных  и абсолютно одинаковых диагнозов. Все это нередко  приводит к тому, что возникают ситуации, когда необходимо приобретать лекарство, которое не предусматривается государственным финансированием. В связи с длительным (10-12 месяцев) и очень сложным лечением с большинством маленьких пациентов рядом находятся мамы, которые, будучи с ребенком в больнице, просто физически не могут работать и зарабатывать деньги на лечение, питание, одежду, бытовые нужды. А оставить ребенка один на один в такой стрессовой ситуации: с капельницами, уколами- просто невозможно. Сегодня детский рак это не приговор, и, благодаря помощи людей, фондов, коммерческих структур, дети получают необходимые им медикаменты - шанс на дальнейшую жизнь.

Те, кто хочет помочь детям, могут обратить в детскую областную клиническую больницу по адресу: город Челябинск, улица Блюхера, 42-А, телефон 232-79-96 (приемная главного врача); либо с помощью Челябинского  городского общественного центра помощи онкобольным детям «Искорка» http://www.onco74.ru, или через руководителя центра:261-13-71.

Комментарии 0
    Новости по теме онкогематологический центр