Яндекс.Метрика

Ашинская катастрофа: «шпионская» версия взрыва

Фото Ашинская катастрофа: «шпионская» версия взрыва

4 июня 1989 года на железной дороге в 11 километрах от Аши произошёл взрыв. Сила его была такова, что пламя можно было видеть за сто километров. Трагедия состояла в том, что взрыв случился в момент, когда встретились два поезда «Адлер – Новосибирск», шедшие навстречу друг другу по параллельным путям. Ни до, ни после ашинского взрыва на отечественном транспорте не случалось железнодорожной катастрофы такого масштаба.
В летную пору поезда идут на юг и возвращаются с моря забитыми под завязку. В ашинском пламени погибло 575 человек ( неофициально называлась цифра 645), шестьсот человек были ранены. Самой горькой потерей стали 181 ребёнок, которые не выбрались из горящих вагонов.
В то лето область превратилась в сплошной ожоговый центр, в котором боролись за жизни и здоровье сотен людей. Помощь шла отовсюду, в том числе и из – за рубежа. Помню, мне довелось встречать самолет частной авиакомпании, что в те годы было редкостью, который привёз медицинские препараты из Англии. Груз мы тут же выгрузили и начали развозить по больницам.
О причинах взрыва не сообщали долго. Тут сказывалась и мера ответственности, и сложность ситуации, и цензурные ограничения того времени. В итоге было установлено, что на трубопроводе «Север – Урал – Поволжье», который проходил в девятистах метрах от Транссибирской магистрали, образовалась трещина в 1,7 метра. Низина, которая шла к железной дороге, наполнилась газом, а его могла воспламенить искра из под поездного колеса, или табачный окурок, брошенный в газовое озеро. Эти детали причин взрыва можно раскладывать в разных вариантах. Ну, а щель могла образоваться и от удара бульдозера, и от ржавчины.
На днях сентябрьский номер популярного журнала «Совершенно секретно» предложил свою версию ашинских событий, которая имеет шпионскую окраску. Начало её берёт в 1981 году, когда подполковник КГБ Владимир Ветров стал предателем и начал сотрудничать с французской разведкой. Занимался Ветров промышленным шпионажем и был в курсе огромных успехов СССР в этой сфере, о чём проинформировал своих французских начальников. Те познакомили с этой информацией американские спецслужбы, которые поняли, что Москва благодаря разведке экономит миллиарды на самой дорогой фазе разработки новой продукции – научно – технической работе.
Зная, по информации предателя, какие направления научных поисков интересует Советский Союз в первую очередь, американцы спланировали действия, которые свели бы на нет все успехи советской разведки в сфере промышленного шпионажа. Один из инициаторов этого плана Уильям Сэфайр, бывший спичрайтер президента Никсона, пишет в своей книге: «Список советских пожеланий возглавили системы компьютерного управления новым транссибирским трубопроводом. Когда мы отклонили их открытый запрос на закупку, КГБ направил своего тайного агента в канадскую компанию с заданием украсть компьютерную программу. Предупреждённые Ветровым, мы встроили в пиратски украденный продукт «троян», как это называется на жаргоне программистов».
Том Рид, бывший министр Военно – воздушных сил США, подтверждает всё написанное Сэфайром в своей книге «Над бездной»: « Программа управления насосами, турбинами и клапанами была настроена так, чтобы дать сбой и установить такую скорость прокачки, такие параметры для клапанов, которые привели бы к возникновению давления, намного превосходящего предел прочности стыков и сварных швов. Результатом операции стали самые мощные неядерный взрыв и пожар, когда - либо виденные из космоса».
Если принять эти утверждения за правду, то многое может быть понято в тёмном деле ашинской трагедии. И почему диспетчеры путепровода не зафиксировали вовремя утечку газа. И почему, обнаружив её, усилили давление в трубах, а не уменьшили его. Если «троян» сидел в системе управления трубопроводом, то диспетчеры просто могли не «видеть» и не «чувствовать» её. А при таком положении дел любая случайность ведёт к катастрофе. Главное в том, какая она – большая или маленькая. Ашинская стала страшной бедой для тех, кто ехал в этих поездах. И трагедией для тех, кто их потерял.

Комментарии 0