Лесная школа имени Гагарина - ненужная роскошь?
Недавняя история с массовым пищевым отравлением детей в санаторно-лесной школе имени Ю. А. Гагарина вновь привлекла внимание к этой знаменитой в прошлом детской здравнице.
Да и сегодня по своему интеллектуальному и культурному потенциалу школа имени Гагарина - это в хорошем смысле слова по-настоящему элитное учебное заведение.
Но что же там сейчас происходит? Почему информация о школе все чаще носит негативный характер? Чтобы ответить на эти вопросы вернемся к началу «гагаринской» истории.
Хроника лесного рая
Созданная в 1969 году санаторно-лесная школа имени Гагарина достигла своего расцвета к началу 1980-х годов. Школа задумывалась и создавалась разумными и ответственными людьми, которые прекрасно понимали, что этот райский уголок Южного Урала идеально приспособлен самой природой для оздоровления современных городских детей.
Нет важнее задачи для общества, чем воспитание физически и нравственно здоровой молодежи. И лесные школы, такие же или немного отличные от школы имени Гагарина, вносили свою немалую лепту в достижение этой цели. В повседневной разговорной речи школу имени Гагарина называют по-разному: Лесная школа, школа имени Гагарина или, как дети иногда говорят, просто Гага, но не та, которая Леди!
Здесь ребенок промышленного города хотя бы мог дышать кристально чистым, прозрачным воздухом, не отравленным выхлопными газами и прочим смрадом. В основу организации был положен принцип круглогодичного пионерского лагеря в сочетании с полноценной школой и медицинским отделением, примерно соответствующим уровню детского санатория-профилактория.
«Золотой век» школы имени Гагарина пришелся на 1980-е годы. В это время лагерь превратился в настоящую детскую здравницу, куда приезжали дети с самых разных уголков страны. В 1992 году лагерь оказался в составе городского отдела народного образования Озерска. И получил свою нынешнюю задачу санаторно-лесной школы, практически полностью ориентированной на оздоровление детей Озерского округа.
«Вхождение» в Озерск для школы имени Гагарина можно оценивать двояко. С одной стороны, благодаря этому лагерь вообще смог сохраниться в смутные 1990-е годы, в отличие от многих и многих своих собратьев, бесследно исчезнувших с лица земли. С другой стороны, те задачи, которые ставил перед лагерем гороно Озерска, далеко не всегда соответствовали его специфике и возможностям.
Лечебно-оздоровительная функция постепенно отходит на второй план и школа имени Гагарина начинает все больше выполнять задачи социальные. Сюда все чаще направляют на отдых детей из малообеспеченных и, как принято говорить, неблагополучных семей.
Лагерь стал приобретать черты своего рода пансионата. Гороно тем самым решал сразу несколько своих задач: временно убирал из школ проблемных детей, оказывал определенную помощь небогатым семьям и давал объем работы самой школе имени Гагарина.
Оказавшись пасынком на этом празднике жизни, медицинское направление начинает постепенно глохнуть и сворачиваться. В итоге, от былого великолепия к сегодняшнему дню сохранилось лишь бледное воспоминание.
В целом, политика гороно Озерска в эти два десятилетия не дала лагерю исчезнуть, но и не позволила ему развиваться. Если вспомнить известную байку про микроскоп и гвозди, то, подразумевая под микроскопом школу Гагарина, этот уникальный, тонко настроенный прибор если и не использовали для забивания гвоздей и расколачивания орехов, то большую часть времени просто продержали на складе.
Собака на сене
На сегодняшний день школа имени Гагарина – это единственное подобное детское санаторное учреждение в Челябинской области. Но эффективность его использования вызывает определенные вопросы. Поскольку школа является муниципальной, то оздоровление озерских детей происходит бесплатно - за счет бюджета. А всех остальных за наличный расчет. Но Озерский округ в течение учебного года просто не в состоянии наполнить школу детьми.
В 1980-е годы наполняемость школы составляла 400 детей. Но тогда и штат сотрудников был совсем другой. Сейчас это даже немыслимо. Степень ответственности за ребенка в наше время выросла многократно. Максимальная наполняемость школы сегодня не превышает 300 человек. И то это достигается только в летний период с привлечением временных воспитателей и вожатых.
В учебный год муниципальное задание установлено на минимуме в 200 человек. Но и такого количества детей школа также привлечь не может. В среднем - количество детей из Озерского округа колеблется в пределах ста с небольшим человек.
В результате средняя наполняемость школы в учебном году колеблется от одной трети до половины от возможностей школы. Почему? Такова объективная потребность округа в санаторной школе. Больше она в учебном году и не бывает. Округ небольшой, детей немного. Ну и плюс к этому субъективная причина в виде нежелания некоторых директоров школ отпускать детей в какую-то там лесную школу. В результате действия этих факторов и сложилась та загруженность школы, которая есть на сегодняшний день.
Отсюда и финансирование школы в минимальных размерах, не позволяющих ни расти, ни развиваться, ни просто поддерживать инфраструктуру, в первую очередь, медицинскую. Замкнутый круг - без детей нет достаточного финансирования, без финансирования нет достаточного интереса у озерских детей.
Не нужно забывать, что Озерск – город глубоко дотационный. Он уверенно и прочно сидит на шее российского налогоплательщика, в первую очередь челябинского.
В частности, бюджет Управления образования округа примерно на 80% состоит из средств областного бюджета. Картина складывается парадоксальная. Челябинская область финансирует содержание озерского образования, в том числе и Лесной школы. Однако дети из области не могут попасть в Лесную школу бесплатно, а озерских детей для ее наполняемости недостаточно. В результате за счет средств областного бюджета школа имени Гагарина в значительной степени просто «топит воздух».
Выход из этого тупика может быть очень простым и понятным. Каким? Передачей школы в непосредственное ведение Министерства образования и науки Челябинской области. То есть в распоряжение того, кто непосредственно ее и содержит. При организации оздоровительных заездов детей с территории всей Челябинской области комплектность школы не вызовет вообще никаких проблем.
В области десятки городов и районов, где собственной детской оздоровительной базы просто нет. Они в очередь выстроятся для оздоровления своих детей за счет областного бюджета.
«А как же Озерск и его дети?» - спросите вы! А что Озерск? Попользовались уникальным курортом и хватит. Все равно использовать его толком за двадцать лет так и не научились. Достаточно сохранить за Озерским округом некоторое гарантированное число мест. Допустим в пределах обычных 100 – и этого вполне достаточно. Больше все равно не бывает.
Любой объект собственности необходимо еще и нормально содержать. А тем более такой крупный комплекс как школа имени Гагарина. А вот с этим как раз и возникают большие вопросы.
Любовь без взаимности
В сегодняшних условиях озерскому гороно школа имени Гагарина объективно не нужна. Она воспринимается как обуза, требующая средств и усилий, тратить которые не хочется. Плюс к этому негативное личное отношение к школе начальника Управления образования Барабаса А. А.
5 февраля 2014 года на профсоюзной конференции он просто-напросто разразился публичными оскорблениями в адрес сотрудников школы. Культурного досуга нет никакого, медики не лечат, учителя не учат. В общем, собрались бездельники посреди леса и птичек там слушают. И так уже больше сорока лет.
То, что в Лесной школе работают первоклассные учителя и медики, многие из которых со стажем по тридцать и более лет, – начальника озерского образования, видимо, вообще не интересует. При таком отношении ждать позитива, конечно, не приходится.
Объективная сторона процесса состоит в том, что Озерск стремительно превращается в город не очень трезвых пенсионеров. В ближайшей перспективе округу скорее понадобится расширение дома престарелых, чем детский санаторий.
Изменений в социально-демографической структуре населения не предвидится. С демографией как наукой и комплексом мероприятий в Озерске дело обстоит совсем плохо. Здесь ее путают с порнографией и когда слышат фразу «демографическая политика», то сразу начинают ехидно хихикать, потому что просто не понимают о чем идет речь. Или, наоборот, думают, что понимают.
И из этого отношения как к чему-то лишнему и ненужному вырастает и степень «финансовой любви» управления образования Озерска к школе имени Гагарина. В частности, среднедушевой фонд заработной платы здесь почти в два раза меньше, чем в озерских школах.
Соответственно речь о выполнении Указа Президента № 597 о доведении средней заработной платы педагогических работников до средней по региону вообще не идет. В применении к школе имени Гагарина его, видимо, решено просто проигнорировать.
В целом управление образование умеет обращаться со школой примерно так же, как папуасы с космическим кораблем. Результат очевиден.
Фото Александра Абросимова с сайта ozerskadm.ru: июльский заезд 2013 года в Лесной школе
-
В России установили запрет на усыновление детей гражданами стран, где разрешена смена пола13 ноября 2024, 12:52
-
Неприемлемо: в России запретили пропаганду чайлдфри13 ноября 2024, 11:22
-
Челябинцам четвертого ноября покажут музыкальный спектакль «Волшебник Изумрудного города»30 октября 2024, 16:24
-
В Челябинске прошел Форум педагогов с федеральным уровнем мастерства30 октября 2024, 11:26
-
В Магнитогорске родители платят за детский сад меньше29 октября 2024, 15:13