ул. Монакова, д. 33, офис 2 454091 Челябинская область Челябинск
+73512372926 maineditor@uralpress.ru Урал-пресс-информ

Татьяна Марьина: Венер - техносапиенс по-челябински?

Есть мнение
27.11.14 18:45

В редакцию позвонила наша читательница Екатерина Байкова. Она попросила нас ответить на вопрос, какую эстетическую ценность представляет скульптура «Венер», установленная напротив ТЮЗа в Челябинске. «Может быть, я что-то не понимаю, - горячилась она, - но мое эстетическое чувство эта скульптура оскорбляет, какие-то шутники на ее гениталии одели презерватив… Скажите, это искусство?». Не претендуя на истину в последней инстанции, мы задали этот вопрос специалистам, так родился этот материал.

Венер фото Валерия Иванова

[title]

На улице Воровского, рядом с площадью Революции в Челябинске уже три месяца стоит скульптура «Венер». Это обнаженная мужская фигура с обрубленными руками и гайкой вместо головы, собранная из кусочков труб, арматуры и прочих металлических предметов. Странный арт-объект был подарен городу финскими скульпторами к его 278-летию.

Авторы Рафаэль и Камиль Сайфулины (отец и сын) дарили свое творение с добрыми намерениями. Во время сентябрьской презентации Рафаэль рассказывал, что «Венер» — это символ России, олицетворяющий ее мощь и силу. Для Камиля, скульптора по металлу, босой безрукий Венер — это собирательный образ рабочего человека. Недоумение публики авторы восприняли с пониманием: «Да, он вызывает удивление. Но это и хорошо. Городская скульптура должна заставить человека о чем-то думать. Нужны работы, которые располагают к размышлениям». Глава администрации Челябинска Сергей Давыдов финских мастеров поддержал: «Уверен, что это работа европейского уровня. Надеюсь, она станет украшением нашего города».

Скульпторы уехали, а железный Венер остался. Стоит на своем постаменте сиротливо, покрытый грязью и ржавчиной. Зачем он здесь, для кого? И каким образом он украшает город? Люди спешат мимо, не глядя. А те, кто отвечает за эстетику городского пространства, публично не высказываются. Хотя каждый день идут на работу мимо ржавого уродца, в Главное управление архитектуры и градостроительства, которое находится тут же, на улице Воровского.

По телефону с главными специалистами управления не соединили: к ним журналисты могут обратиться только через пресс-службу администрации города. Я пошла на прием к районному архитектору как житель города. Европейской улыбки на лице чиновницы не увидела. На вопрос, как мог появиться такой «шедевр» в самом центре города, она ответила не задумываясь: «Это произведение искусства». И нехотя пояснила, что в европейских городах таких скульптур множество, и людям это нравится. Сильный аргумент. Нам беззастенчиво объясняют элементарные вещи, как будто никто и никогда (кроме, конечно, чиновников) дальше Челябинска не выезжал…

А по поводу ржавчины на скульптуре высказался на днях сити-менеджер Сергей Давыдов:

– Это авторский замысел, — убежден градоначальник.— В Европе тоже делают фигуры из черного металла, и ржавчина считается элементом фэшн-культуры. Может, мы пока чего-то и не понимаем. Но поймем со временем.

Тамара Либерман (г. Челябинск):

– Согласна, надо учиться понимать современное искусство. Но в случае с «Венером»-то что понимать? Что хотели сказать скульпторы, выражено предельно ясно. Увидев скульптуру, установленную у дверей главархитектуры, я остолбенела. Господин «Ржавый болт» (так я его назвала) должен олицетворять железную мощь нашего промышленного города. Но это никак не выражено ни в пластике, ни в масштабах. В нем нет ничего эстетичного. Какие тут могут быть размышления, ассоциации? Для меня это символ безвкусия, груда металла. Я не раз бывала в Европе, я принимаю современный дизайн городской среды. Но если в понимании чиновников «Венер» — это искусство, то действия чиновников, на мой взгляд, просто произвол.

Фото Тамары Либерман

[title]

[title]

[title]

Дмитрий Костылев, скульптор (г. Челябинск):

– Упоминание России в надписи на плите (постаменте) вызывает у меня неприятие. Монстр на тоненьких ножках олицетворяет мощь России, промышленного Урала? Это скорее карикатура... Город – сложная среда, агрессивная. Ты постоянно чувствуешь давление на психику и обращаешься к искусству — графике, скульптуре, литературе, чтобы восстановить себя. Обезличенная механистическая фигура с явно выраженными физиологическими подробностями положительных эмоций не вызывает. Может, она более уместна в парковой зоне, поддержанная какими-то конструкциями. На вопрос, почему для нее выбрали именно это место, у меня ответа нет.

«Не минимализм, а эклектика»

Елена Шипицына, искусствовед, старший научный сотрудник Музея изобразительных искусств. С финскими художниками сотрудничает 15 лет.

– На мой взгляд, «Венер» – это спекуляция на тему современной городской скульптуры. Всюду слышу, что его авторы - финские художники. Но сам факт жизни в Финляндии и участия в каких-то выставках не даёт оснований считать бывших уфимцев представителями финского искусства. То, что я вижу в их исполнении, не имеет ничего общего с высокой культурой финской скульптурной пластики.

Финны — минималисты и мастера ландшафтного дизайна. Главное, что отличает их стиль, — это лаконичный объем, грамотная работа с материалом и тонкое понимание особенностей пространства. Теперь чуть подробнее, применительно к нашей теме.

Они умело работают с металлом. В городе Хельсинки есть район, где преобладает довольно однообразная архитектура 1970-х годов. Замечательный финский скульптор и реформатор Кари Хухтамо (пять лет тому назад в Третьяковской галерее состоялась его персональная выставка) сделал на стене многоэтажного дома абстрагированную, но узнаваемую «бабочку» из полированной стали. Согнутый лист зеркально отполированного металла со сквозными отверстиями и ассиметричными «крыльями» отражает небо, ландшафты, движение людей и транспорта, создавая иллюзию взмахов прозрачных крыльев. Идея художника, реализованная в нужном месте, позволила  преодолеть монотонность пространства, создать эмоциональную разрядку в условиях современного мегаполиса.

Со ржавчиной сейчас тоже многие работают. При этом авторы обязательно учитывают, как металл будет взаимодействовать с воздухом, прогнозируют места, где она должна возникнуть. Старение используется как художественный прием, обогащающий скульптуру. Ржавчина «Венера» не имеет отношения к творческому замыслу, потому что никак не дополняет художественный образ.

Неслучайность выбора места. Как правило, финны создают скульптуру только после того, как знакомятся с пространством, где она будет находиться. И обязательно учитывают функцию места. Брутальность фигуры Венера должна что-то означать. В живом природном ландшафте это, возможно, подчеркивало бы искусственность или индустриальность, антгигуманность пространства. А Венер установлен на тротуаре, по которому идут люди. Значит, он среди нас, такой же, как все. Тогда зачем постамент? Если рассчитано на контакт со зрителем, то почему Венер развернут лицом к дороге, а не наоборот?

С архитектурой он тоже никак не сочетается. Полностью игнорируется понятие соразмерности, связи с архитектурным объёмом. Здесь должен быть другой масштаб.

Комментарий автора не выдерживает критики. Если такой киборг, как я называю,  «техносапиенс», олицетворяет Россию или Урал, то тогда должна читаться горькая ирония (о чем не говорил автор): вместо головы гайка, руки обрублены – неумелый и безмозглый, босые ноги — разутый, голый. Скульптурных приемов, рукотворности практически нет: фигура собрана и сварена из отдельных фрагментов. Европейцы делают так ландшафтные объекты — придорожные, пригазонные, «кашпо», например. Но они и функционируют по-другому — не как самостоятельные скульптуры.

В Финляндии есть уникальный проект – скульптурная улица Кескускату в городе Котка.

В интернете объявляется конкурс на создание скульптуры с размещением фотографий улицы и свободных мест на ней, выбираются эскизы лучших авторов. Победители получают право создать и разместить свой арт-объект. Казалось бы, дизайн уличного пространства создавался разными авторами. Но когда идешь по этой улице, видишь самые неожиданные памятники и скульптурные объекты, и даже варианты парковой мебели – креативные скамьи, фонари, фонтаны. Возникает ощущение удивительной цельности. Это действительно гармоничное, комфортное городское пространство. Потому что тонко продумано и грамотно выстроено. 

Жаль, что некоторые челябинские чиновники, рассказывая нам о Европе, не задаются вопросом: а почему в Челябинске не так? Мне кажется, все просто. Нельзя, к примеру, поставить в городе скульптуру и говорить обществу, что это хорошо. Создавая объект, надо учитывать мнение жителей. Сити-менеджер не должен навязывать жителям города свой вкус.

Парк памятников и скульптур на улице Кескускату

Парк памятников и скульптур на улице Кескускату

 

[title]

[title]

[title]

Парк Сибелиуса

[title]

 

Читайте нас там, где вам удобно! Сайт, Вконтакте, Twitter, Facebook, Instagram, Одноклассники.

Присылайте свежие новости

Вы можете стать соавтором нашего новостного портала.

Есть чем поделиться? Расскажите!

Отправить новость

Читайте нас там, где удобно вам

Наши соц сети

Дорогие читатели!

Мы предлагаем вам совместными усилиями сделать информационную повестку интереснее, ярче, правдивее, насыщеннее.

Если вы стали очевидцем интересного события, необычного явления, вопиющего случая, чрезвычайного происшествия или хотите привлечь внимание к какой-то проблеме – напишите нам. Будем рады, если вы поделитесь с нами своими впечатляющими фото - и видеонаблюдениями (авторство будет указано).

В свою очередь мы гарантируем, что при необходимости возьмем комментарий по вашей проблеме у соответствующих официальных источников и достоверно изложим все факты.

Отправляя сообщение, укажите свои контакты – номер телефона или адрес электронной почты. Редакция гарантирует конфиденциальность, если вы не стремитесь к публичности.

Яндекс.Метрика