Андрей Пшеницын: Финансовые прогнозы на 2014 год
Депутаты Законодательного собрания на следующей неделе примут в окончательном варианте проект бюджета Челябинской области на 2014-2016 годы.
О параметрах главного финансового документа региона, его особенностях и отличиях от предыдущих бюджетов, а также о финансовых перспективах будущего года агентству рассказал министр финансов Челябинской области Андрей Пшеницын.
- Андрей Вадимович, в чем принципиальное отличие бюджета будущего года? Какие нововведения?
- К отличиям я бы отнес более жесткие, чем в прошлые годы, и малопредсказуемые экономические условия, в которых формировались бюджеты всех уровней. А также дальнейшее увеличение финансовой нагрузки на регионы, которая связана с необходимостью продолжить повышение зарплат в бюджетном секторе и обеспечить выполнение новых полномочий. Это полномочия по организации дошкольного образования и ряд других обязательств в социальной сфере. Для областного бюджета все это плюсом более 20 миллиардов рублей расходов.
Именно этими факторами определены новые подходы к формированию бюджетной политики Челябинской области на 2014-2016 годы. В условиях, когда практически не растут доходы и весомо увеличиваются обязательства, нужно было найти тот баланс возможностей и потребностей, который позволил бы сохранить финансовую устойчивость области.
Потребовалось пересмотреть и сократить уже существующие расходы. Это было сделано за счет тех направлений, которые не связаны с непосредственным обеспечением нужд граждан. В первую очередь, это административные затраты – закупка товаров, работ и услуг органами власти и учреждениями; проведение различных отраслевых мероприятий; зарплаты госслужащим. Часть расходов была перенесена на более поздние сроки. Часть – перераспределена между направлениями в зависимости от важности и приоритетности. В целом заявленный изначально на 2014 год уровень расходов удалось сократить на 16 млрд. рублей.
Во-вторых, существенной корректировке подверглась система межбюджетных отношений внутри области, как в части доходных источников, так и в части финансовой помощи из областного бюджета.
Еще одним новшеством, которое призвано повысить качество осуществления расходов, стало внедрение государственных и муниципальных программ. В 2014 году программы будут применяться как отдельный инструмент бюджетного процесса. А с 2015 года планируется, что по крайней мере на областном уровне они станут непосредственной основой формирования бюджета.
- Диверсификация экономики изменила структуру налоговых поступлений в бюджет Челябинской области. Как поменялась доля собственных доходов бюджета и поступления в бюджет от ряда отраслей. Кто остается самым большим налогоплательщиком, кто близок к лидерам, а кто сдает позиции.
- Доля собственных поступлений, которые зарабатывает экономика региона, остается достаточно постоянной, так как она определяется разграничением доходных источников между уровнями бюджетов, которое установлено на федеральном уровне. В Челябинской области сейчас это плюс-минус 80% от общей суммы доходов.
Изменение структуры экономики мы, как финансисты, отслеживаем по составу бюджетных доходов. Могу сказать, что областной бюджет стал более устойчивым к кризисным явлениям в отдельных отраслях. Безусловно, одной из причин является диверсификация региональной экономики и ее последовательный уход от моноотраслевой зависимости.
Предприятия металлургического комплекса по-прежнему остаются в числе основных налогоплательщиков области, но вес этих платежей в доходах бюджета снижается. Их прибыль падает, так как в целом отрасль сегодня переживает не самые лучшие времена. И вот здесь в полной мере проявляется главный результат диверсификации. Снижение доли поступлений от металлургов практически полностью компенсируется увеличением доходов от таких отраслей как строительство, пищевая промышленность, энергетика, банковский сектор, торговля и сфера услуг.
- Андрей Вадимович, прогнозируются ли возвраты налога на прибыль организаций, в каком размере и в сравнении с этим и прошлым годом?
- Как я уже сказал, прибыль в отдельных отраслях падает. А значит, проблема с возвратами предприятиям излишне уплаченных сумм налога остается.
В 2012 году сумма возвратов составила 5,2 миллиарда рублей. За 11 месяцев текущего года из областного бюджета уже возвращено 4 миллиарда рублей. Несмотря на то, что объем возвратов по сравнению с этим же периодом прошлого года уменьшился на четверть, оставшаяся сумма переплаты еще весьма значительна – 4,7 миллиарда рублей. То есть эти финансовые ресурсы в любой момент времени по требованию предприятий могут быть изъяты из бюджета.
Поэтому, безусловно, эти риски нашли свое отражение и в проекте бюджета на 2014-2016 годы.
- Как изменения налогового законодательства повлияют на доходный потенциал области? Добавятся ли новые источники пополнения бюджетов?
- На доходную часть регионов повлияет целый ряд изменений федерального законодательства.
С одной стороны, я уже сказал о том, что с 2014 года областной бюджет должен будет обеспечивать новые полномочия, передаваемые с муниципального уровня. Под эти полномочия передаются и отдельные доходные источники, которые частично - только на 6 миллиардов - компенсируют потребность в дополнительных средствах.
В частности, в пользу областного бюджета перераспределены 10% поступлений от налога на доходы физических лиц, в полном объеме будут поступать транспортный налог и налог на игорный бизнес. Еще раз напомню, запланированный в областном бюджете прирост собственных доходов в 8,4% объясняется именно этим фактором.
С другой стороны, непосредственно в налоговом законодательстве есть такие изменения, которые уменьшат доходы областного бюджета в 2014 году, по нашим расчетам, почти на 3 миллиарда рублей. Это корректировки в отношении порядка начисления налога на прибыль, на имущество, НДФЛ и других доходных источников.
При этом произойдут изменения и в доходной базе муниципалитетов. Изменится схема передачи в муниципальные районы и городские округа дифференцированных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц. Это позволит частично выровнять финансовое состояние территорий после передачи полномочий.
А с целью дальнейшего укрепления финансовых основ местных бюджетов они получат дополнительные доходные источники в виде 10% акцизов на нефтепродукты, а также средств от аренды и продажи городских земель, собственность на которые не разграничена.
- Губернатор Михаил Юревич рекомендовал главам начать подготовку документов для введения налога на недвижимость и посоветовал за консультацией обратиться в минфин. В бюджете будущего года уже будут предусмотрены поступления от этого вида налога? Просчитывалось, насколько он может пополнить местные бюджеты и какова будет ставка?
- Сейчас уже известно, что принятие федерального закона, который предусматривает введение налога на недвижимость, отложено до 2015 года. Поэтому в бюджетах на 2014 год он, естественно, не предусматривается.
Но работа, связанная с подготовкой к этому нововведению, органами власти области ведется не первый год. За нее отвечает специально созданная по поручению губернатора рабочая группа, в которую входят также представители налоговых органов, Росреестра области.
Для того чтобы с момента вступления в силу нового налога, он в нормальном режиме начал поступать в казну и стал полноценным доходным источником бюджетов, необходимо сделать немало. В частности, чтобы обеспечить формирование полноценной налоговой базы для начисления налога, нужно иметь полную и актуальную информацию обо всех объектах недвижимости с указанием их собственников и кадастровой стоимости. Создание такого единого информационного ресурса сегодня ведется южноуральским подразделением Росреестра.
На основе этих сведений органы местного самоуправления должны определить налоговые ставки, создать на своем уровне необходимую нормативную базу. Поэтому пока эта работа не завершена, говорить о конкретных суммах дополнительных поступлений в местные бюджеты рано.
- Какой размер финансовой помощи из федерального бюджета ожидается в будущем году и как он изменится? Ряд субсидий из федерального центра сокращены, кто будет финансировать эти направления?
- Прогноз поступления федеральных средств – это тот параметр, который мы в своем бюджете постоянно уточняем и корректируем. Это связано с тем, что распределение федеральных денег по регионам происходит не сразу при принятии федерального бюджета. Средства распределяются постепенно – по мере утверждения соответствующих методик.
С учетом уточнения параметров федеральной казны, ко второму чтению проекта нашего регионального бюджета трансферты просчитываются на уровне 18,2 миллиарда рублей. К первоначальным суммам 2013 года прирост составит 63%.
Те федеральные субсидии, которые в течение трехлетнего периода отменят – на выплаты учителям за классное руководство, на оздоровительную кампанию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на оборудование рабочих мест для инвалидов - будут обеспечены собственными средствами области.
- Андрей Вадимович, вы уже сказали, что в ходе составления проекта бюджета первоначально заявленные ведомствами области расходы 2014 года оптимизированы на 16 миллиардов рублей. Можно ли об этом немного подробнее. Какие расходы останутся неприкосновенными при любом варианте развития экономики?
- Да, об основных подходах я уже сказал. Главной задачей этой работы было не допустить ухудшения качества оказания государственных и муниципальных услуг населению. То есть сделать так, чтобы жители как можно меньше почувствовали на себе последствия оптимизации финансовой политики.
Мы считаем, что это сделать удалось. Серьезному анализу подверглась буквально каждая строка бюджета. Имеющиеся расходы были пересмотрены с точки зрения их первоочередности, содействия экономическому росту и, что самое главное, эффективности. Межведомственной бюджетной комиссией, которая работала под руководством председателя правительства области Сергея Львовича Комякова, были отклонены заявки на новые расходы в сумме 1,7 миллиарда рублей. Еще на 14,3 миллиарда рублей отклонены заявки по увеличению действующих обязательств.
В результате средства на предоставление мер социальной поддержки жителей области предусмотрены в бюджете на ближайшие три года в полном объеме. Это приоритет во все времена и при любых условиях. В частности, вы знаете, что по решению губернатора сохранены дополнительно установленные на уровне области льготы и выплаты.
В целом социальная составляющая регионального бюджета, куда помимо соцподдержки входит финансирование образования, здравоохранения, культуры и спорта, в 2014 году увеличится до 73%. Если смотреть проект бюджета по отраслям, будет видно, что по большинству из них в 2014 году произойдет рост финансирования в сравнении с текущим годом.
- Каким прогнозируется размер бюджетного дефицита? За счет каких источников он будет погашаться?
- Что касается бюджета 2014 года, то размер дефицита пока утверждается в сумме 12,3 миллиарда рублей.
Основным источником его покрытия будут банковские заимствования - в сумме 11,9 миллиарда. Остальная часть будет закрыта за счет средств, которые поступят от продажи акций, находящихся в областной собственности, и от возврата кредитов, выданных из областного бюджета городам и районам.
Причину того, что бюджет будет дефицитным, думаю, все понимают. Это несоразмерный друг другу рост доходов и расходов. Надеяться на высокие темпы роста экономики в ближайшей перспективе не приходится. А возложенные на регион обязательства обеспечивать надо. В этом плане ближайшие годы будут более сложными.
- Придется ли занимать деньги в будущем году?
- Конечно же, сложившаяся ситуация делает практически неизбежным и увеличение долговой нагрузки региона. Но сразу подчеркну – это не значит, что запланированные, например, на 2014 год заимствования будут осуществлены в полном объеме.
В предстоящем периоде, как и текущем году, правительство области продолжит прилагать все усилия, чтобы в ходе исполнения бюджета, в пределах возможностей максимально сократить размер дефицита и минимизировать суммы кредитов. Речь идет о привлечении в бюджет области дополнительных доходов, экономии бюджетных средств и повышении эффективности их использования. Постоянная работа по обоснованию потребности в дополнительной финансовой помощи ведется и с федеральным минфином.
Результаты этой работы можно видеть по текущему году. Буквально в конце ноября скорректированы параметры областного бюджета на 2013 год. Дефицит сокращен на 2 миллиарда рублей. Мы ожидаем, что по итогам года разрыв между доходами и расходами станет еще меньше.
- В 2013 году сколько денег мы уже заняли и сколько еще предстоит? Какие кредитные линии открыли?
- На сегодняшний день действуют 53 кредитные линии, открытые в 2013 году правительству Челябинской области «Сбербанком» и ВТБ, на общую сумму 10,9 миллиарда рублей. Пока действуют эти линии, у правительства есть возможность оперативно занять средства в нужном размере для финансирования первоочередных расходов - когда на это временно не хватает собственных доходов. До настоящего времени фактических займов на эти цели мы не привлекали.
Здесь же хочу отметить, что одним из принципиальных моментов при проведении долговой политики для нас является минимизация платежей за пользование заемными средствами. В частности, действующие сегодня кредитные линии предусматривают минимально возможные в текущих экономических условиях процентные ставки – от 8% годовых. Это даже ниже установленной сегодня ставки рефинансирования Центробанка.
При этом у области есть долговые обязательства по кредитам предыдущих лет. И они погашаются в установленные сроки и в полном объеме.
- Каково сегодня финансовое положение области на фоне других регионов страны?
- На фоне других регионов страны Челябинская область держится достаточно уверенно. Это не наша оценка. Об этом говорит федеральный минфин, который ведет постоянный мониторинг социально-экономического положения субъектов и оценивает уровень их финансовой устойчивости.
По итогам 10 месяцев текущего года прирост собственных доходов бюджета составил около 5%. Среднероссийский показатель за этот период - 3%, а по Уральскому федеральному округу даже отмечается падение на 6%.
Еще один важный показатель, по которому можно судить о финансовом положении не только региона, но и любого субъекта экономики, это объем долговых обязательств.
Челябинская область по данным на 1 ноября текущего года занимает по этому показателю 29 место среди регионов РФ. Предельным для государственного долга считается показатель, когда он равен объему собственных доходов. У нас госдолг составляет только 22% от разрешенного законодательством уровня, тогда как у некоторых регионов эта цифра, к сожалению, уже достигла и 60, и 70, и даже более 80%.
-
Бюджет Челябинской области пополнился на 4,2 миллиарда рублей31 октября 2024, 20:37
-
Депутаты поддержали кандидатуру Пшеницына на пост главы Контрольно-счетной палаты31 октября 2024, 16:47
-
Андрей Пшеницын покинет пост главы минфина Челябинской области, чтобы возглавить КСП30 октября 2024, 16:32
-
Бюджет Челябинской области пополнили допсредства, уточнены направления расходов (ВИДЕО)26 сентября 2024, 18:01
-
Бюджет Челябинской области пополнился почти на 10 миллиардов рублей29 августа 2024, 18:59