- Образование
Архиепископ Феофан: «Не хочу войн с системой образования…»
С января 2012 года в школьной программе появится новый предмет - «Основы духовно-нравственной культуры народов России». С начала третьей четверти его начнут преподавать учащимся четвертых классов.
Новый учебный курс введен в школьную программу в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Предмет включает в себя шесть модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.
Родители имеют право выбрать, какой из модулей будет изучать ребенок. Выбор должен быть подтвержден письменным заявлением.
Появление предмета, связанного с религией, в программе общеобразовательных школ вызывает неоднозначное отношение в обществе. О своей точке зрения на этот вопрос рассказал корреспонденту агентства «Урал-пресс-информ» архиепископ Челябинский и Златоустовский Феофан.
- Владыка, скажите, пожалуйста, как вы оцениваете появление в школьной программе уроков православия?
- Диалог на эту тему в обществе ведется давно. К сожалению, не все правильно понимают и трактуют суть нового предмета. Иногда даже говорят о том, что церковь нарушает закон, якобы вводя в школах Закон Божий.
На самом деле модуль «Основы православной культуры» имеет только познавательный культурологический характер. Его цель – дать возможность детям познакомиться с традиционной духовной культурой русского народа. И в этом смысле он точно такой же, как любые другие школьные предметы – география, литература, краеведение…
Часто задают вопрос - для чего этот предмет нужен? Человек должен знать свои корни – генеалогическое древо семьи, историю своего села, города, страны. Православие является одним из важнейших институтов нашего общества, который сформировал саму российскую государственность, как таковую.
Нашим детям необходимо знать основы православной культуры и для того, чтобы ориентироваться в художественно-культурном пространстве своей страны. Если ребенок проходит мимо храма, разве ему не важно, не интересно знать, почему храм возник, кто его строил, что внутри этого храма?
Без знания основ православной веры ребенок не поймет русскую классическую литературу. О чем пишет Достоевский, когда берет за идеал старца Зосиму или Алешу Карамазова? Что же так мучает Раскольникова? Основа этих литературных образов носит религиозный характер.
Что даст школьнику посещение Третьяковской галереи, знакомство с Владимирской иконой или образом Святой Троицы? Что поймет он, когда увидит картины «Моление о чаше», или «Явление Христа народу», если не знает религиозных азов? Как объяснить ему мотивацию художника? И как ребенку осознать величие шедевров древнерусского зодчества? Ведь это не просто изучение архитектуры, необходимо понимание мотивов людей, которые строили эти великолепные храмы.
Кто же, как не православная церковь воспитывала патриотизм, любовь к Родине? На уроках «Основ православной культуры» школьники узнают, что сделало великими Александра Невского, Дмитрия Донского, почему такие титаны духа, как Сергий Радонежский или Серафим Саровский через века сохранились в памяти народа.
Когда детям объяснят, что по православным канонам нет большего выражения любви, чем положить жизнь за близких, им будет понятно, почему во все времена – в битве на Куликовом поле, сече на Чудском озере, в Отечественные войны люди шли на смерть за Родину. Это убеждение лежало в основе их духовной культуры.
- В чем же разница между знаниями, которые должен дать детям новый предмет, и теми, которые уже предусмотрены в школьной программе?
- Конечно, эти сведения в школьной программе есть. Но только мазками, без системы, и нередко они преподносятся в атеистическом ключе.
Нынешняя система образования несет груз старых времен, там много людей, которые выросли на «советских дрожжах». И в основе преподавания лежит атеистический подход. Наша страна давно уже другая, ценности общества поменялись, а на практике старая идеология по инерции продолжает своё существование.
Новый предмет даст школьникам приобщение к традиционным культурным ценностям на независимой основе. Для него написаны замечательные учебники, разработанные протодьяконом Андреем Кураевым.
Никто не собирается загонять детей в церкви и заставлять молиться, цель занятий по «Основам православной культуры» вовсе не в этом.
- Вряд ли кто-то станет возражать против необходимости более глубокого изучения в школах истории России и основ ее национальной духовной культуры. Сложности и непонимание чаще всего возникают на этапе практического воплощения в жизнь этих идей. Например, где взять преподавателей для шести новых предметов? Как разделить классы, выстроить расписание?
- Я считаю, самое главное - ни в коем случае не нарушать право выбора родителями и учениками определенного модуля этого учебного курса. Администрация школ не должна давить сверху и решать, сколько за какой модуль «голосов» должно быть.
Никакой проблемы в разделении классов я не вижу – ведь и сейчас кто-то из детей изучает, например, английский язык, а кто-то немецкий? И подготовить учительские кадры есть возможности, было бы желание.
Могу поделиться опытом Ставропольского края, где я работал много лет. Это огромный регион с населением в четыре миллиона человек, многонациональный и мультикультурный. Там тоже министерство образования долго противилось введению нового предмета. Директора школ и учителя, еще даже не видя методичек и учебников, относились к нему настороженно. Первоначально были оглашены данные, согласно которым «Основы православной культуры» будто бы выбрали только 25 процентов учеников.
Я начал встречаться с руководящим составом министерства образования, начальниками отделов образований, с директорским корпусом, родителями – и все встало на свои места. В течение года мы выровняли ситуацию. После вторичного опроса «Основы православной культуры» выбрали 78 процентов учащихся.
Новые преподавательские кадры мы готовили совместно с институтом повышения квалификации учителей.
В Челябинской области я так же планирую встречаться с представителями министерства образования, директорами школ, выходить на родительские собрания. У нас есть на это право, ведь в распоряжении Председателя Правительства сказано, что вопросы, касающиеся введения нового предмета, должно решаться «с участием заинтересованных религиозных организаций». Конфликтовать ни с кем не собираюсь, будем убеждать и вести диалог.
Церковь может оказать поддержку в подготовке учителей для преподавания «Основ православной культуры». Например, совсем недавно у нас закончились катехизаторские курсы, на них было более сорока человек - педагогов с высшим образованием. Важно, чтобы на курсах переподготовки учителей по этому предмету читали лекции священники или люди, имеющие серьезную богословскую подготовку. Я готов приглашать высококвалифицированных специалистов из Москвы и других регионов, взять на себя оплату их приезда.
Я не хочу никаких противоречий и войн с системой образования, а стремлюсь достичь взаимопонимания и консенсуса – ведь в конечном итоге мы делаем одно дело.
-
Три челябинских педагога стали лучшими на всероссийском конкурсе08 декабря 2017, 17:42
-
В школах и детских садах Магнитогорска ввели новую дисциплину – шахматы01 декабря 2017, 11:51
-
Школьники Челябинской области получат денежные премии за победу в предметных олимпиадах16 февраля 2016, 18:47
-
Пять школ Челябинской области вошли в ТОП-200 школ России с высокими возможностями развития талантов учеников15 октября 2015, 14:17
-
Челябинский лицей №31 вошел в рейтинг лучших школ России12 октября 2015, 15:58
-
В Челябинске пройдет турнир по кибербезопасности «Уральский КиберЩит»30 октября 2024, 10:29
-
В Челябинской области 17 школ переведены на дистант и восемь закрыты на карантин по ОРВИ02 октября 2024, 17:04
-
Текслер: Этот день настал - запущена первая очередь межуниверситетского кампуса (ФОТО и ВИДЕО)29 августа 2024, 13:36
-
Новое кадровое назначение в Минобрнауки Челябинской области12 июля 2024, 21:21
-
В Челябинской области выросло число стобалльников04 июля 2024, 08:51