Яндекс.Метрика

Челябинская область приступает к модернизации образования

Фото Челябинская область приступает к модернизации образования

 

В Челябинской области стартует проект по комплексной модернизации системы общего образования, реализация которого позволит создать соответствующие всем современным требованиям условия обучения.

В рамках проекта запланировано повышение заработной платы учителей, развитие материально-технической базы школ, решение проблем малокомплектных школ в сельской местности, модернизация базовых школ и создание центров дистанционного образования, подготовка, переподготовка и повышение квалификации учителей и руководителей школ, комплектование школьных библиотек.

Губернатор Михаил Юревич подписал соглашение между Министерством образования и науки РФ и Правительством Челябинской области о предоставлении региону в 2011 году субсидии из федерального бюджета на модернизацию системы общего образования. В конце июля 2011 года Южный Урал получил 452,7 миллиона рублей на эти цели.

О стартовавшем проекте агентству «Урал-пресс-информ» рассказал министр образования и науки области Александр Кузнецов.

- Почему было принято решение о модернизации образования, ведь и в предыдущие годы проводились мероприятия в рамках нацпроекта по улучшению образовательной системы?

- Без всяких сомнений  усилия по решению задачи повышения качества общего образования в нашей стране предпринимались и ранее. И были небезуспешными. Согласно международным исследованиям, которые проводились в последние годы в РФ, в том числе и в Челябинской области, ученики начальных классов по грамотности чтения, счета и развитию других учебных навыков вошли в число лидеров среди всех мировых образовательных систем. Но уровень компетентностной готовности выпускников основной и средней школы в нашей стране остается пока на сравнительно низком уровне. Об этом свидетельствуют показатели международного тестирования, согласно которому наши дети находятся примерно в третьей-четвертой десятке мирового рейтинга наряду с американцами, существенно уступая таким странам как, Южная Корея, Финляндия, Сингапур, Гонконг и ряд других стран. Поэтому нам еще есть к чему стремиться.

По сути дела в рамках проекта будут решаться те же самые проблемы, которые стояли ранее, но уже с существенной финансовой подпиткой из федерального бюджета и использованием новых организационных технологий.

- Сколько на это отводится времени?

- Этот проект хронологически начнется с первого сентября 2011 года и закончится первого сентября 2013 года.

- Сколько на эти цели выделено средств?

- На модернизацию системы общего образования в РФ выделено 120 миллиардов рублей. Эти средства поделены на три календарных (два учебных) года (часть 2011 года, 2012 год и часть 2013 года). Сейчас определены суммы финансирования для каждого субъекта РФ на 2011 год (сентябрь-декабрь). Объем финансовых вливаний в 2012 или в 2013 году из федерального бюджета будет определяться в зависимости от степени эффективности использования средств 2011 года.

- Какие задачи предстоит решить в рамках проекта?

- Перед нами стоит несколько задач. Это не только повышение заработной платы учителей, что на слуху у  всех, но и, в первую очередь, создание современных условий образовательной деятельности в общеобразовательных учреждениях в связи с переходом на федеральные образовательные стандарты нового поколения. Эту задачу предполагается решать за счет проведения текущих ремонтов в школах, модернизации материально-технической базы (закуп необходимых технических средств обучения, наглядных пособий, учетной литературы, мебели), повышения квалификации педагогов, создания условий для  дистанционного образования детей.

- Как изменится заработная плата работников образовательных учреждений в течение двух учебных лет?

- Заработная плата учителей общеобразовательных учреждений к окончанию реализации данного проекта должна ощутимо вырасти.

С первого июня 2011 года фонд оплаты труда (ФОТ) всех бюджетников уже повысился на 6,5% (это повышение, по сути, компенсировало инфляцию). Второе повышение зарплаты учителей произойдет с первого сентября 2011 года -  с этого момента ФОТ учителей в учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, вырастет на 23,5%. Речь идет не только об обычных школах, но и коррекционных, вечерних и санаторных школах.

Кроме того, с первого сентября на 30% повысится фонд оплаты труда в учреждениях, реализующих программу дошкольного образования (сюда попадут и школы, где функционируют дошкольные отделения).

С первого октября произойдет еще одно повышение ФОТ (на 6,5%) для всех бюджетников, кроме тех, кому повысят зарплату с первого сентября.

В целом по году повышение зарплаты у всех бюджетников составит 14-15%, у учителей – 30%,  у работников дошкольных учреждений - 36,5%

- Получается, по итогам года зарплата в дошкольных учреждениях вырастет больше, чем в школах?

- Да, повышение ФОТ в дошкольных учреждениях будет больше, так как у них отставание от средней зарплаты в системе образования было более существенным.

Еще раз напомню, речь идет не о заработной плате конкретного бюджетника, а о фонде оплаты труда всего коллектива. У кого то зарплата вырастет на 10%, а у кого то на 40%. Все будет зависеть от того, кто как работает. На мой взгляд, переход на отраслевую оплату труда – очень продуктивная вещь. Он позволяет сделать дифференциацию в оплате труда между хорошо работающими и не очень хорошо работающими людьми.

До 15 августа мы подготовим рекомендации областного министерства в адрес муниципалитетов по изменению муниципальных положений об оплате труда в части работников дошкольного образования. Прибавка в 30% не должна быть распределена в равной мере между всеми работниками. Зарплата у воспитателей, других педагогов образовательного учреждения (логопед, дефектолог, инструктор физической культуры, музыкальный работник) и помощников воспитателя, то есть тех, кто непосредственно работает с детьми, должна увеличиться более, чем у остальных категорий работников. Это четкая позиция губернатора, депутатов и нашего министерства.

- На повышение зарплаты понадобятся немалые средства. Откуда поступят деньги на эти цели?

- В этом году средства на повышение заработной платы учителей поступили из федерального бюджета. Мы уже получили 452,7 миллиона рублей на проект модернизации образования. Но учитывая, что деньги пришли только во второй половине года, а запланированные мероприятия уже практически выполнены, то средства разрешено потратить на  повышение ФОТ в школах. В будущем году федеральные деньги на зарплату направляться не будут. На эти цели деньги будет выделять областной бюджет. Сейчас мы заранее эти средства планируем. Повышение фондов оплаты труда всех остальных работников образования – полностью финансируется из областного бюджета.

- Сколько потребуется денег на повышение зарплаты?

- В 2012 году потребуется только для учителей порядка двух миллиардов рублей . Из них 1,3 миллиарда рублей пойдет на то, чтобы поддержать уровень этого года. По нашим расчетам с первого января 2012 года средняя зарплата учителей будет равна 80-85% от средней зарплаты в экономике региона. Остальные запланированные средства будут направлены на дальнейший рост зарплаты.

Перед нами стоит задача, - к первому сентября 2013 года довести средний уровень зарплаты учителей до среднего уровня зарплаты по экономике. На самом деле мы планируем раньше решить эту задачу.

- В рамках проекта модернизации планируется не только создать отвечающие всем современным требованиям условия для учебы, но и изменить форму обучения детей?

- Да. И это очень важная вещь. Сейчас во всем мире, в том числе и в нашей стране, пока еще доминирует классно-урочная форма обучения - когда детей одного возраста садят в одно помещение и от простого к сложному поступательно излагают им некое содержание образования. Эта система действует уже полтысячи лет с момента ее изобретения чешским педагогом Яном Амосом Коменским. Мы к этой форме обучения привыкли и считаем, что по-другому быть не может.  Эта система была очень хороша, когда большинство стран мира ставило перед собой цель всеобщего начального и среднего образования. Классно- урочная система рассчитана на достаточно стабильный мир, на стабильные знания. Но сейчас мир поменялся, и к специалисту предъявляются порой очень высокие требования в самых разнообразных областях его деятельности.

Поэтому в настоящее время стоит задача постепенного ухода от классно-урочной системы обучения и перехода на индивидуальные образовательные траектории развития человека.

- Что может стать альтернативой классно-урочной системе обучения?

- Один из выходов – это развитие дистанционного образования и разработка технологий, позволяющих ребенку выбрать индивидуальный образовательный маршрут получения необходимых ему знаний.

Конечно, никто не абсолютизирует ситуацию и не говорит, что с первого класса ребенок должен делать выбор, какое образование ему получать. Нет. У любого ребенка должна быть заложена некая база, должны быть привиты навыки чтения, письма.

- И для этого тоже существуют новые технологии?

 - Есть уже современные технологии, и достаточно успешные, которые позволяют научить читать ребенка читать со скоростью 500-600 слов в минуту. При том, что сейчас у нас выпускник начальной школы на пятерку должен читать 150 слов в минуту. Есть технологии, которые позволяют в несколько раз повысить продуктивность обучения счету уже к концу начальных классов. По ним ребенок  к концу начальной школы может решать задачи, которые в массе своей дети решают в 6-7 классе.

Теперь предстоит решить вопрос, как эти технологии использовать в рамках существующей классно-урочной системы. Сейчас продвинутые школы все больше уходят на индивидуальные траектории работы с ребенком. Для выработки образовательных технологий может быть использован Интернет.

И тогда каждый ребенок мог бы заниматься в любое время не только, сидя в школе, но и дома. И здесь меняется предназначение учителя.

- Как?

- Сейчас учитель перестал быть эксклюзивным источником предметных знаний. Основная задача педагога – стать модератором, лоцманом для ученика в огромном информационном море. Учитель должен научить ребенка ориентироваться в этом потоке и дать ребенку инструмент, с помощью которого он может выбрать необходимую ему информацию. Для этого надо готовить  педагогов, в том числе менять их менталитет, повышать квалификацию.

- В рамках проекта  будут расширять возможности дистанционного образования?

- Мы не просто будем это делать, мы обязаны это делать. Дистанционное образование будет развиваться в двух направлениях: дистанционное образование детей-инвалидов и дистанционное образование на основе базовых школ.

Мы будем доплачивать учителям, которые задействованы в проекте дистанционного обучения детей-инвалидов. Уже принято решение на Законодательном собрании об изменении нормативов. 

К концу 2013 года мы должны всех детей-инвалидов (их в области 650 человек) обеспечить возможностью дистанционного обучения. А это значит, что дома у такого ребенка должен быть установлен навороченный компьютер. Сейчас к таким детям ходит домой учитель и занимается с ним  6-7 часов в неделю. Но мы понимаем, что этого мало и таким путем полноценного образования не дашь. А если ребенок проживает в селе, то проблема еще больше усугубляется. С помощью дистанционных технологий мы можем обеспечить доступ этого ребенка не только к своему педагогу, но и к высококвалифицированным учителям из областного центра. А сетевое взаимодействие такие детей вырастает в разы. Расширяется их круг общения.

- Кто оплачивает интернет для ребенка-инвалида?

- Все расходы финансируются за счет бюджета. В этом году область получает более 70 миллионов рублей из федерального бюджета на эти цели. Плюс из областной казны поступит 30 миллионов. В этом году стоит задача, подключить к Интернету 200 детей. Для этого закупить технику, установить ее, обучить учителей и родителей.

Второе направление – дистанционное образование на основе базовых школ – будет развиваться в рамках проекта модернизации образования. У нас сейчас дети из филиалов приезжают в базовые школы на те занятия, для которых требуется сложная техника. Дистанционные технологии позволят связать между собой все школы и дадут возможность ребенку из сельской глубинки получить доступ к лекциям Ивана Иоголевича (победителя всероссийского конкурса «Учитель года»), выложенных на сервере ЮУрГУ.

Сейчас лучшие учителя начитывают уроки по всем предметам и всем возрастам (они доступно рассказывают о сложном), и этот электронный контент выкладывается на сайте университета. В дальнейшем мы задействуем еще несколько серверов. Это пока офлайновый доступ, здесь нет обратной связи. Но в недалеком будущем будет обеспечен и онлайновый доступ. В Челябинске пару лет назад мы начали проводить эксперименты по онлайновым занятиям с ведущими учителями города. Дети, сидя в аудиториях районных школ, работали вместе с преподавателем одного из лучших лицеев области – лицея №31 Челябинска.

- Позволяет ли сегодняшнее техническое оснащение школ решать поставленные задачи?

 - Для тех образовательных задач, которые мы перед собой ставим, пока техническое оснащение школ оставляет желать лучшего.

На сегодня в Челябинске, Магнитогорске и других крупных городах области с интернетом нормально обстоят дела. Есть высокоскоростной проводной и мобильный интернет. А в селе спутниковые тарелки обеспечивают связь только со скоростью 128 килобит в секунду. На этой связи можно только электронным письмом обменяться и все.

В современном мире каждый человек, независимо от места проживания, через каналы связи должен иметь постоянный доступ к информационному и культурному изобилию. Сейчас создают виртуальные музеи, картинные галереи, чтобы человек из отдаленной глубинки мог полюбоваться на произведения искусств. Мы понимаем, что это эрзац. Но эрзац, который подтолкнет к позитивным шагам: подняться с места, найти деньги и посмотреть все воочию.

На сегодня мы ищем различные технические и финансовые решения, которые бы позволили нам накрыть всю область интернетом: проводным, мобильным, радиоинтернетом. Это даст детям возможность постоянно присутствовать в информационном пространстве и связываться с другими людьми.

- Какие технические новинки ожидают учеников в наступающем году?

- Вектор информатизации школы идет вслед за требованием времени и сейчас очень важно обеспечить индивидуальную образовательную траекторию ребенка, а для этого школьник должен с компьютером ходить постоянно. Поэтому компьютер должен быть небольшим и мобильным: ноутбуки, нетбуки и планшетники. Сейчас пока мало устройств, которые были бы специально «заточены» под образовательный процесс. Но система образования уже начинает диктовать производителям, что ей нужно. Мы уже не подлаживаемся под компьютерные фирмы. Мы, например, заказали московским фирмам современные устройства для образовательного процесса.

В этом году будет продолжен начатый в прошлом году эксперимент (на 8-10 классах) в Магнитогорске и Челябинске  по работе с ридерами (электронными раскладушками, на одной стороне которой можно писать, а на другой загружается видеоинформация, тексты).

Сейчас даже проблема не только с техническими устройствами, а содержанием образования. Нельзя просто бумажный учебник перенести в электронный формат. Надо использовать наши технические возможности таким образом, чтобы содержание образования стало более эффективным и продуктивным.  Например, в электронном формате система гиперссылок позволяет очень оперативно вернуться к ранее изученному материалу (даже и из курса другого класса).

В этом году мы запускаем проект на базе школы №67 Челябинска совместно с ЮУрГУ и российским представительством корпорации Интел по облачным технологиям. Техническая составляющая готова. В школе установлен большой сервер (первый супер-компьютер ЮУрГУ), Wi-Fi, закуплены нубуки для двух старших классов. На сервере содержится все необходимая учебная информация, а ребенок получает доступ к ней из любой точки школы.

- Что еще нового ожидает учеников в наступающем учебном году?

- Первая крупная новация - учащиеся первых классов начнут учиться по новому государственному образовательному стандарту второго поколения. Некоторые образовательные учреждения области в экспериментальном режиме работали по этим стандартам, теперь на них предстоит перейти всем первоклассникам.

Выпускников общеобразовательной школы ожидают определенные изменения в процедуре сдачи государственной аттестации. У детей появится возможность сдавать по уровням обязательные государственные экзамены (ЕГЭ) - русский язык и математика. Сейчас выпускники специализированных учебных заведений, профильных и общеобразовательных классов сдают экзамены по единым контрольно-измерительным материалам (КИМ). На будущий год будет сделана некая градация. Какая именно пока говорить преждевременно. Обычно материалы появляются в декабре.

Будет совершенствоваться процедура сдачи итоговой аттестации по окончании девятого класса основной школы, по окончании начальной школы.

Кроме того, на будущий год ужесточится процедура сдачи ЕГЭ в части требований, предъявляемых к организаторам.

- Планируется ужесточить подходы к проведению экзаменов, чтобы не допускать нарушений?

- Техническая составляющая, обеспечивающая объективность ЕГЭ будет совершенствоваться, потому что там, где вмешивается человеческий фактор, всегда возникает опасность фальсификации процедуры и результатов экзаменов. И мы это видели на примере некоторых регионов.

Не снята с повестки дня тема мобильных телефонов. Мы в области приняли решение, в рамках реализации областной целевой программы «Безопасная школа» закупить металлодетекторы или рамки (в зависимости от емкости образовательного учреждения). Они будут в первую очередь устанавливаться в те школы, где постоянно организуются пункты проведения ЕГЭ. Устройства будут служить в течение учебного года в качестве меры, предохраняющей школы от проникновения посторонних. А в день проведения ЕГЭ они будут использоваться для изъятия различных технических устройств.

При этом надо понимать, что техника на месте не стоит. Будет продолжаться параллельно процесс совершенствования шпаргалок и технических средств для их изъятия.

- В рамках проекта по модернизации образования предстоит решить задачу, которая, казалось бы, к педагогике отношение не имеет - повышение энергоэффективности школьных зданий?

-  Как ни странно, энергоэффективность - одно из ключевых направлений модернизации образования. На сегодня коммуналка занимает второе место после заработной платы в статье расходов школ. Она съедает колоссальные финансовые ресурсы. Повышение энергоэффективности наших зданий даст возможность получить дополнительные финансовые ресурсы, которые мы сможем направить на повышение качества образования.

Сейчас очень большие деньги – в масштабах области это сотни миллионов рублей – мы пускаем на воздух. Практика показывает, что вложения в теплосчетчики, водосчетчики и поверки приборов учета быстро окупаются и приносят хороший эффект. В 2010 году нам удалось в 99,9% учреждений установить приборы учета энергоресурсов. Мы выполнили задачу ежегодной трехпроцентной экономии в натуральном выражении энергоресурсов. За пять лет мы должны выйти на экономию в 15%. Я думаю, что мы с задачей справимся.

- Как будут оценивать результаты выполнения проекта модернизации?

- В июле было подписано соглашение между правительством Челябинской области и федеральным министерством образования, в котором прописаны все индикативные показатели. По каждому направлению проекта – энергоэффективность, зарплата, современные условия образования, дистанционное образование - установлены свои группы показателей.

Так, по современным требованиям, предъявляемым к условиям образовательного процесса, будет учитываться наличие спортзала, медицинского кабинета, столовой соответствующей площади, обеспечение температурного режима, наличие работающей системы холодного и горячего водоснабжения, работающая система канализации в соответствии с СанПиНами, наличие оборудованных аварийных выходов, необходимых средств пожаротушения.

- А если область не выполнит какие-либо показатели?

- Если не достигаем запланированных индикативных показателей, то по каждому из направлений на следующий год нам минусуют 2% плановой субсидии. В этом году сумма рассчитывалась в зависимости от численности учеников в каждом субъекте Федерации и уровня бюджетной обеспеченности. Мы получили 452,7 миллиона рублей.

Со следующего года добавляется еще один параметр – уровень достижения взятых обязательств. И если мы не выполним поставленные задачи, то в феврале 2012 года в область поступит урезанная субсидия (в будущем году субсидия придет дважды – в феврале и июле).

- Сколько по максимуму мы можем получить на проект модернизации образования в следующие годы?

- В 2012 году мы можем получить 1 миллиард 350 миллиона рублей, в 2013 году – 900 миллионов рублей.

- Задачи перед системой образования ставятся серьезные  и их, прежде всего, и предстоит решать педагогам. А сейчас средний возраст учителя достаточно высок. Это не станет препятствием?

- Средний возраст учителя на сегодня составляет примерно 45 лет. И это нормально. Это опытные и боевые люди.

Плохо другое, что мы не задумываемся об очень серьезной демографической яме, в которую потихоньку сваливаемся и окончательно окажемся там к 2015 году. У нас уже сейчас вузы отмечают недостаток абитуриентов, через четыре года  будет очень мало выпускников и мы остро ощутим нехватку кадров. Мы должны до 2015 года что-то придумать, иначе физически некому будет работать в системе образования. И это одна из тем, которые мы обсуждаем, развивая новые формы образовательного процесса, в том числе и дистанционное. Сеть дошкольных учреждений растет, а воспитателей физически нет. Даже после повышения зарплаты мы не закроем все вакансии. Сейчас нужно применять такие технологии, которые позволят меньшим числом, но с большим умением обучать большие массы детей.

- Два года пройдет быстро, выделенные деньги все освоят. Почувствуем ли ученик изменения в системе образования?

 - Он однозначно должен почувствовать изменения, иначе просто мы неспособные управленцы.

Мы должны перейти не только на новую форму обучения, но и на новые технологии образования. У Челябинской области в этом направлении есть неплохие перспективы. У нас есть четкое понимание, что и как надо делать, куда направлять деньги, чтобы придать образованию новое качественное состояние.

Комментарии 0
    Новости по теме Александр Кузнецов