Чем обернется продажа земельных участков у озер

Фото Чем обернется продажа земельных участков у озер

Губернатор Челябинской области Михаил Юревич поручил главам муниципальных образований в кратчайшие сроки подготовить к продаже земельные участки, расположенные у озер региона. Эта информация вызвала у жителей неоднозначную реакцию. С одной стороны, теперь «лакомые» участки у озер можно будет без проблем приобрести. С другой стороны, у ряда жителей такое решение вызывает опасение, а не приведет ли оно к ограничению возможностей для простых южноуральцев искупаться и позагорать на берегу полюбившегося им озера.

Вице-губернатор Алексей Овакимян рассказал агентству «Урал-пресс-информ» о причинах активизации работы по продаже земельных участков, развеял ряд слухов и опасений.

- Алексей Дмитриевич, чем вызвано решение о необходимости ускорения подготовки земельных участков к продаже?

- Во-первых, на сегодня поступает очень много обращений от населения на сложность получения земельного участка под дачное и жилищное строительство. При этом у нас есть в достаточном количестве свободные муниципальные земли. Поэтому губернатор Михаил Юревич заявил, что не видит никакого смысла в резервировании этих земельных участков, когда есть спрос на участки. У людей, которые имеют желание и средства построить что-то свое на земле, не должно быть никаких проблем с приобретением земли. Естественно, что люди хотят жить в тех местах, где им лучше. Поэтому те участки, которые прилегают к водоемам, будут выдаваться в первую очередь в силу того, что на них больше спроса. При этом будут соблюдаться все санитарные и экологические нормы.

Для того, чтобы простимулировать этот процесс, 26 апреля по инициативе губернатора Законодательное собрание приняло закон о безвозмездной передаче земельных участков под жилищное строительство льготным категориям граждан: многодетные семьи, ветераны и ряд других.

Вторая причина – формирование местного бюджета. Плата за землю, будь то налог или рента, считается вторым наиболее значимым источником формирования местного бюджета после подоходного налога. Притом чаще муниципальное образование не использует собственных ресурсов в пополнении доходной части бюджета, а обращается к областным властям с просьбой выделить деньги на разные цели. Прежде чем получить дотации и субсидии из областного бюджета руководители муниципалитета должны сначала в полной мере использовать все собственные источники доходов ( в том числе и земельный налог), уже после этого ходить и просить дополнительных средств.

Таким образом, выполняя это распоряжение губернатора, мы решаем две задачи. С одной стороны мы обеспечиваем возможность людям жить лучше, с другой – получаем в бюджет деньги, которые могут повысить качество жизни в муниципальном образовании.

- Каким образом будут нарезать участки. Не приведет ли распродажа земельных участков на озерах к тому, что людям будет негде загорать, купаться, рыбачить?

- Во-первых, по федеральному закону, берега озер нельзя оккупировать. Там где это сделано, в любой момент по решению суда забор можно снести. Самая минимальная зона отчуждения вдоль водоемов, которую нельзя занимать, составляет 20 метров от береговой полосы. У некоторых водоемов эта зона достигает 200 метров, у питьевых источников по областному законодательству – до 500 метров. Поэтому хотим мы этого или не хотим, но федеральным законом эти вопросы отработаны. Другое дело, что там, где этого никто не замечает, собственники начинают заниматься самодеятельностью и отгораживать берега. С этим надо бороться и заборы нужно сносить.

Законодательство это существует не первый год и каждый собственник должен понимать, поставленный им забор должен быть смещен в установленном законом порядке. У берегов никто ничего застраивать не будет. Зачем нам нужно принимать на себя такую ответственность, если мы знаем, что за это все равно накажут.

Я считаю панические настроения об оккупации берегов абсолютно беспочвенными. Доступ к озерам при той цивилизованной застройке, которая сейчас планируется, будет сохранен.

- Будут ли установлены ограничения на цели использования участков у водоемов?

- В муниципалитетах уже приняты принципе схемы территориального планирования. В них распределено, где могут быть жилищные, промышленные, рекреационные зоны.

Если абстрагироваться от них и выбирать, что и где строить, то здесь я большой разницы не вижу отдавать землю под жилищное строительство или под туристическую строительную деятельность. На что будет спрос на то и будут распределяться земельные участки.

Экономические соображения и наши консультации с риелторами показывают, что земля под жилищное строительство обладает большим спросом, чем земля под туристический оздоровительный бизнес в силу того, что сезон летний короткий и базы отдыха обходятся очень дорого.

- На сегодня сформирован реестр участков, готовых к продаже?

- Предложения есть. Но мы не собираемся выступать областными риелторами продажи земель. Главное, чтобы земли были проданы. Поэтому главам было дано указание, сформировать земельные участки и выставить их на продажу. Продажей занимается муниципальное образование. Координатором этой работы является Челябинский областной фонд имущества.

- То есть фонд сам продавать не будет?

- Он вправе продавать, но это право не монопольное. Если муниципалитет может эффективно продавать сам, то зачем ему мешать. Люди же приезжают на территорию смотреть участки, зачем их гонять потом в Челябинск и давать повод для коррупции. Пусть в муниципалитете и покупают.

Если муниципальные власти не умеют или не хотят продавать участки, тогда мы подключимся. Где то простимулируем добрыми словами. А если они профессионально не умеют, то фонд имущества возьмет всё на себя.

Мы привлекали риелторов для того, чтобы оценить, как идут продажи. Они сказали, что чиновники не только не хотят, они не умеют продавать.

Проблема сейчас не в том, что мы продаем особо дефицитный товар. Люди покупать участки особо не хотят. Все богатые уже приобрели землю. Задача – обеспечить землей небогатых.

- Но земля сейчас не самый дешевый товар?

- В принципе нет.

- Цену на квадратный метр устанавливает муниципальное образование?

- Цену устанавливает независимый оценщик. На сегодня цены на выставляемые земельные участки не превышают одной тысячи рублей за сотку.

- Это же мало?

- Если брать Челябинск и Увильды, то цены там будут другие. Но это цены перекупщиков. Там, где муниципалитеты сами проводят конкурсы, земля недорогая. Дорогой она становится после подведения коммуникаций.

У каждого есть выбор – ждать, когда коммерческие структуры разберут участки, обеспечат их необходимой инфраструктурой и затем начнут продавать дороже. Но дороже 10 тысяч за сотку земля в области не станет, за исключением элитных поселков. А в чистом виде земля и тысячи не стоит.

– Куда идут деньги от продажи участков?

- В местные бюджеты.

- Область готова вкладываться в освоение участков у озер?

- Строить за счет своих средств на таких участках мы не будем. Муниципалитеты строят социальное жилье в городах. В полномочия бюджета не входит финансирование строительства дачного жилья. Это люди должны делать за свой счет.

Мы планируем подводить коммуникации к земельным участкам. Мы будем действовать в соответствии с тем градостроительным планом и схемами территориальным планированием, которые утверждены. Если в муниципалитет утвердил нормативным актом строительство поселка, то в своем бюджете он заложил затраты на строительство сетей и коммуникаций. Но если кто-то решил построить себе дачу в лесном массиве и рядом никого будет, естественно, что к одному коттеджу мы сети не проведем.

Надо при покупке земельного участка смотреть в муниципалитете схему территориального планирования. Что в ней предусмотрено и в какие сроки будет происходить техническое подключение участков ко всем коммуникациям. Схема терпланирования – не секретный документ, ее в каждом муниципальном образовании обязаны разместить на сайте и по запросу гражданина предоставить.

- Алексей Дмитриевич, для того чтобы протянуть коммуникации к отдаленным озерам нужны немалые средства. И вкладывать их придется местным властям из своих бюджетов. Но им и сейчас не хватает денег на повседневные нужды. Как быть?

- Областные власти ежегодно согласовывают с МРСК Урала инвестиционную программу, в которой определено в каком направлении нужно двигаться. Где будет потребность в энергоресурсах, туда сети и будут тянуть. Но эти проекты не являются меценатскими. При формировании тарифа энергокомпания учитывает затраты по прокладке кабеля к тому или иному населенному пункту или объекту. Окупается это не сразу, а лет через 10-15.

В случае, если протянуть кабель к какому-нибудь участку окажется для энергетиков экономически невыгодно, то область может частично профинансировать затраты.

Участки, которые распродаются в первую очередь, находятся недалеко от линий электропередач и их подключение к электричеству и газу не сильно дорого обойдется.

- Просчитывалось ли, насколько принятое решение о продаже участков земли у озер сделает инвестиционно-привлекательным наш регион? Есть ли потенциальные инвесторы из других регионов, готовые прийти уже сейчас к нам в область?

- Когда решение принималось, акцент делался в основном на местных жителей, которые живут в многоэтажках и хотят переехать в частные дома. Конкретного экономического расчета нет. Но понятно, чем больше будет частных домов, тем больше будет поступать налогов в бюджет.

Никаких возражений нет у нас и против покупателей из других регионов. Если человек из Екатеринбурга, Башкирии и Алтая захочет построить на берегах наших озер дом, ему никто препятствовать не будет, даже если он здесь и жить постоянно не собирается. Посмотрите на Европу или Арабские Эмираты, где огромное количество недвижимости, в которой люди не живут, а налоги платят.

- То есть не будет предпочтений нашим – не нашим?

- Нет. Захочет человек строиться, пусть строится, но по заданным правилам. Чтобы не было так, один построил на участке садовый домик, а второй – девятиэтажку.

- Какие озера в области на сегодня наиболее привлекательны для строительства?

- Привлекательные озера у нас не изменились – Кисегач, Тургояк, Увильды, Аргази, может быть еще и Зюраткуль. Но земля возле этих озер продаже не подлежит.

- То есть на этих озерах участки продаваться не будут?

- Нет. Уж инициаторами продажи на этих озерах мы точно не будем. Мы будем контролировать, кто и что хочет там построить. Санатории можно будет строить (тем более они у нас все построены в середине прошлого века, несовершенны и требуют модернизации).

А для жилищного строительства в области есть другие озера. Их три тысячи 600 и почти все они хороши. Не надо зацикливаться на Увильдах, есть очень неплохие варианты.

- Например?

- Малое Миассовое озеро, Касарги, Калды, в Кременкуле несколько водоемов, в районе Каслей, например, озеро Синара. Причем, на этих озерах есть только малочисленные деревни, которые можно расширить и донаселить жителями городов. Посмотрите в советские времена, когда пошла кампанейщина садовых участков, всех желающих ограничили четырьмя сотками. И получилось просто архитектурное уродство – стоят «скворечники», прижатые друг к другу. Надо от этого отходить.

- Где можно познакомиться со списком продаваемых участков?

- Консолидированная информация есть на сайте министерства экономического развития области http://econom-chelreg.ru/lake и там же есть ссылки на администрации, которые занимаются продажей.

Кроме того, информацию можно найти на официальном сайте муниципального образования (городского округа или района), на территории которого находятся участки.

- Конкурсы уже начались?

- Первые конкурсы уже прошли в Каслях (участки на четырех озерах), в Аргаяшском районе, Карабашском городском округе.

Но не во всех муниципальных образованиях есть продаваемые участки. Например, в Нязепетровском районе совсем нет озер, есть только водохранилище, которое является питьевым источником. В Верхнем Уфалее есть одно озеро, но оно на землях лесфонда, там продавать участки нельзя.

На сегодня стоит задача, чтобы никто из желающих построить дом на берегу озера не получил отказ.

- А если кто то получил отказ, куда ему обращаться?

- Если возникают проблемы при продаже участков на муниципальных торгах нужно обращаться в Челябинский областной фонд имущества по телефону (351)263-64-92, 264-68-01 или по адресу: 454091 город Челябинск, улица Ленина, 59, второй этаж, а также в приемную министерства промышленности и природных ресурсов: (351)263-43-84

Можно написать письмо на адрес электронной почты: gsfu.chel@mail.ru. Кроме того, можно позвонить в мою приемную (351)737-03-98.

Комментарии 0
    Новости по теме Алексей Овакимян