Яндекс.Метрика
  • Интервью

Елена Коузова: «Мы должны исходить из интересов ребенка»

Фото Елена Коузова: «Мы должны исходить из интересов ребенка»

После новогодних каникул школьники Челябинской области приступили к изучению нового предмета – «Основы религиозных культур и светской этики». Пока он введен в апробационном режиме в 57 школах Южного Урала и преподается учащимся четвертых классов.

 

Появление в общеобразовательных учреждениях дисциплины, тесно связанной с религией, вызывало и до сих пор вызывает бурные обсуждения в обществе: активную поддержку, яростные протесты, сомнения и опасения. Нередко смысл и содержание «Основ религиозных культур и светской этики» трактуется оппонентами совершенно по-разному.

 

В чем же на самом деле состоит суть нового предмета, как будет происходить его введение в программу школ Челябинской области? Об этом корреспонденту агентства «Урал-пресс-информ» рассказала заместитель министра образования и науки Челябинской области ЕЛЕНА КОУЗОВА.

 

- Елена Александровна, новый школьный предмет в многочисленных дискуссиях и публикациях называют по-разному – «Основы религиозных культур», «Основы духовной культуры»? Как же все-таки правильно?

 

- Новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования был утвержден в декабре 2009 года. В числе предметных областей в нем впервые появляется совершенно новая, и называется она «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Но это не предмет, еще раз уточняю, а предметная область. Например, предметная область «Филология» включает в себя такие предметы, как русский язык, литература, иностранный язык, и другие. Так же и предметная область «Основы духовно-нравственной культуры» может включать в себя несколько предметов.

 

Новые образовательные стандарты разрабатывались в России с 2004 года. В рамках вновь появившейся предметной области создавались экспериментальные учебные курсы – «Основы религиозной культуры», «Основы православной культуры», «Основы светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры», и так далее. Появилась масса учебных пособий, которые назывались по-разному – отсюда и путаница.

 

После обсуждения проектов новых программ в 2009 году вышло постановление Президента и Правительства об апробации их в школах России.

 

И с этого же года предмет стал повсеместно называться «Основы религиозных культур и светской этики». В Челябинской области мы оставили его с названием, под которым он апробировался в 19-ти территориях Российской Федерации.

 

Это общий предмет, но у него есть модули – отдельные разделы: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Можно не брать для изучения весь предмет целиком, а ознакомиться с каким-то одним модулем.

 

- Кто имеет право принимать окончательное решение о том, какой модуль будет преподаваться в конкретной школе и классе?

 

- Это решает образовательное учреждение. В соответствии с Законом об образовании выбор программы обучения находится именно в его компетенции. Но у данного предмета есть особенность – программа может быть выбрана только по согласованию с родителями и учащимися. Они должны определиться, какой модуль хотели бы изучать в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Предполагается, что эта предметная область будет изучаться в школе и дальше – в средних и старших классах. Сейчас она может преподаваться, как учебный предмет, а может изучаться в рамках внеучебной деятельности. Нет жестких установок, как именно нужно сделать, и есть огромное поле для творчества

 

- Елена Александровна, с чем связана необходимость введения в школьную программу такого предмета, в чем состоит его суть, отличие от других?

 

- Я считаю, что основная цель «Основ религиозных культур и светской этики» – заинтересовать детей культурой своего народа.

 

Когда я училась в школе, у нас в четвертом классе был предмет «Рассказы по истории СССР». Я с большим уважением до сих пор к нему отношусь, хотя сейчас с точки зрения исторической правды он кажется смешным. Но тогда его необходимость ни у кого не вызывала сомнений, и он оправдывал свою цель – вызывал интерес к истории страны.

 

На мой взгляд, отличие «Основ религиозной культуры и светской этики» от уже существующих в программе предметов не так принципиально. В школах давно изучается «Мировая художественная культура», основы религиозных культур есть в учебных курсах истории и литературы.

 

Но рассказывая детям обо всех этих вещах, от связи с религией невозможно уйти. Духовно-нравственная культура связана с воспитанием, в первую очередь, способностей к духовному развитию и формированию первоначальных теоретических представлений об этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в искусстве, истории и современности России.

 

Дети должны понять, что такое этика, нормы поведения, и почему приняты в обществе именно такие этические нормы. Нельзя убивать, красть, насиловать – ведь это норма, не зависящая от религиозных установок. Ребенку важно понять, что общепринятая этическая норма на чем-то основывается, она придумана не сейчас, и не просто так. Это исторически сложившееся явление, понять которое можно только зная и мировую культуру, и культуру своего народа, в том числе, религиозную. 

 

Например, говоря об архитектурных образцах, мы обращаемся к знаменитым храмам и видим, что архитектура развивалась в первую очередь через строительство сооружений религиозного назначения. Да и научная мысль, литература, другие направления культуры так же развивались в лоне церкви, и только потом вышли на светский уровень.

 

Здесь же мы приходим к представлению о том, что у нас многоконфессиональное государство. Хотя большая часть населения выбирает православную веру, исходя из исторически сложившейся традиции, но у нас, особенно на Урале, много мусульман. И об этом детям тоже надо знать.

 

- Как отреагировали на появление «Основ религиозных культур и светской этики» в школах Челябинской области родители и учителя?

 

- Самый сложный момент введения в программу этого предмета – утилитарный. Ведь мы должны его как-то оплачивать преподавателю. Пока разделение классов по модулям никакими нормативами оплаты труда не предусмотрено. Ведь в классе из 25-ти учеников 10 человек могут выбрать один модуль, 5 человек - другой, и так далее. Школы готовы принять эту систему даже в ущерб зарплате, но и тогда остаются сложности в составлении учебного плана, подготовке педагогов.

 

После того, как в образовательных стандартах появилась новая предметная область, мы отправили педагогов в Москву на курсы переподготовки. Программа этих курсов была согласована с представителями разных религиозных конфессий. Сейчас в Челябинской области есть группа педагогов-тьюторов, которые могут научить других учителей, как преподавать новый предмет. Те педагоги, которые начинают преподавать «Основы религиозных культур и светской этики» прошли курсы повышения квалификации – это является обязательным условием.

 

Отношение учителей к новому предмету оценить пока сложно. Мы все люди, и конечно, здесь нужно учитывать личностный фактор. Кто-то пройдет и не заметит нововведения, а для кого-то это станет существенным моментом.

 

Сложность ситуации для каждого учителя в том, что он остается один на один с классом, родителями, церковью, руководством школы. В любом случае, в процессе введения нового предмета у нас могут быть ошибки, просчеты, и к этому надо быть готовыми.

 

О позиции родителей хотелось бы сказать отдельно. Во-первых, если бы эта учебная дисциплина не обсуждалась так бурно и много, к ней отнеслись бы как к нормальному явлению.  

 

Я считаю, важно «биться» не столько вокруг самого предмета, сколько за формирование заинтересованного отношения родителей к своему ребенку.

 

Непривычный для родителей урок, который задевает эмоции и вызывает сомнения - хороший повод пересмотреть принципы взаимодействия родителей и школы, наладить более тесное общение и диалог.

 

Независимо от того, какой модуль выберет образовательное учреждение, воспитанием ребенка все равно занимаются родители, и именно они несут за него ответственность.

 

Наша общая задача – сделать так, чтобы дети развивались в культурном, а не псевдокультурном поле. С этой точки зрения религиозная культура – точно образец культуры.

 

Лично я отношусь к введению предмета «Основы религиозных культур и светской этики» очень спокойно. Моему внуку  в скором времени тоже предстоит изучать эту предметную область. Я не против, чтобы к преподаванию привлекались представители разных конфессий. И почему бы не сводить детей в православный храм, мечеть или костел?

 

Для «Основ религиозной культуры и светской этики» разработаны красочные учебники, тексты в них больше похожи на рассказы. Есть несколько линий учебников, для каждой учебной программы разработано свое пособие. Все они прошли обязательную экспертизу и одобрены Министерством образования и науки Российской Федерации.

 

Объем часов по этому предмету в будущем вряд ли увеличится, нагрузка у детей и так большая. Будут ли по «Основам религиозной культуры» оценки - каждая школа решит для себя. Это предметная область, которая не требует обязательного наличия аттестации.

 

- Архиепископ Челябинский и Златоустовский Феофан очень внимательно следит за процессом внедрения в школьную программу «Основ религиозных культур и светской этики» и планирует принять активное участие в дальнейшем обсуждении этого вопроса. Есть ли у министерства образования и науки планы привлекать к диалогу представителей других религиозных конфессий?

 

- Еще в прошлом году, на этапе подготовки к пилотному запуску нового предмета мы провели целую серию встреч с представителями всех религиозных конфессий. Мы договорились о намерениях и попросили их внимательно ознакомиться с учебными программами. 

 

С Челябинской епархией мы в январе подпишем соглашение о сотрудничестве. От представителей других конфессий пока не было такой инициативы. Возможно, им достаточно существующих взаимоотношений с министерством, и нет необходимости закреплять это юридически. Но если такая инициатива поступит – мы готовы оформить аналогичные соглашения. 

 

Этот экспериментальный год нам дан для того, чтобы попробовать и увидеть – где столкнутся интересы, где есть «узкие места» и риски. Новый предмет предполагает не вероучение, а знакомит с культурой – это принципиально разные вещи. Наша цель показать, что религия - часть нашей культуры.

И главное, мы всегда должны исходить из интересов детей и принципа – «Не навреди».

 

Для справки:

 

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» будут изучать в 57 школах Челябинской области. Свой выбор родители и школьники осуществили еще в конце прошлого учебного года.  Наиболее востребованным для изучения оказался модуль «Основы светской этики» - его выбрали 58,9% учащихся. «Основы религиозных культур» будут изучать 24,9% школьников, «Основы православной культуры» выбрали 14,5% от общего числа четвероклассников, 17 учеников будут изучать основы мусульманской культуры, один – основы иудейской культуры, один отказался от изучения данного предмета. 

Комментарии 0
    Новости по теме Министерство образования и науки Челябинской области