Яндекс.Метрика
  • Интервью

Елена Сыркина об образовании детей в школах и детсадах: как решать важные проблемы, и помогут ли в этом НКО?

Фото Елена Сыркина об образовании детей в школах и детсадах: как решать важные проблемы, и помогут ли в этом НКО?

Одной из приоритетных общественных задач по-прежнему остается воспитание детей. Особенно важный период развития и взросления ребенка проходит во время воспитания в детском саду и школе. К сожалению, родители не в силах полностью понимать ситуацию, складывающуюся в этих учебных заведениях, и влиять на нее. Чтобы отстаивать свои права, а также иметь возможность регулировать оторванные от них процессы, они объединяются в общественные организации.

На Южном Урале этими вопросами занимается «Совет родителей обучающихся и воспитанников образовательных учреждений Челябинской области», которому скоро исполнится уже 10 лет.

Корреспондент «Урал-пресс-информа» поговорила с председателем совета, членом Общественной палаты Челябинской области Еленой Сыркиной о насущных проблемах школьников и детсадовцев, о взаимодействии НКО и власти, и о том, могут ли родители влиять на законы, которые пишутся для их детей.

Есть ли польза от общественных организаций?

Елена Георгиевна Сыркина – психолог по образованию. Она возглавляет «Центр культурно-информационной деятельности». Елена Георгиевна реализует программы, направленные на развитие социально благоприятных условий для материнства, детства, образовательного процесса.

Уже пятый год подряд она председательствует в «Совете родителей» и знает, насколько важны социально ориентированные некоммерческие организации (НКО) для жизни общества. Зачастую НКО даже лучше знают ситуацию на местах, чем органы власти, имеют уникальный опыт работы с людьми, помогают тем, кто попал в затруднительную ситуацию.

«”Совет родителей” создавался в 2006 году, тогда активную деятельность вели преимущественно в Челябинске, - рассказывает Елена Сыркина. - Хорошо, что оказалось достаточно много неравнодушных родителей, которым было интересно находить решение проблем, а не просто маршировать под окнами администрации с плакатами».

В составе областной Общественной палаты Елена Сыркина работает в Комиссии по образованию, также она входит в общественный совет при министерстве образования и науки Челябинской области. В этих общественных структурах ее по роду работы привлекает образование, наука и воспитание – все, что касается детей, детства и семьи.

«Для меня эти вопросы являются важными, - констатирует Елена Георгиевна. – На «Совете родителей» мы поднимаем совершенно разные вопросы, связанные с этой сферой. Проводим ежегодное областное родительское собрание, собираем родителей на тематические родительские собрания раз в квартал, и раз в три года съезжаемся все со всех территорий, чтобы выбрать председателя».

«Совет родителей» сотрудничает с другими общественными организациями, которые помогают узким категориям детей, в частности, онкобольным, инвалидам. По мнению Сыркиной, необходимо привлекать к общественному обсуждению и работе родителей самых различных детей, чтобы они могли дать какую-то свою экспертную оценку или высказать свои потребности, и общественность бы их услышала.

Буфером между различными НКО и властью является Общественная палата, которая к тому же выполняет роль широкой коммуникативной площадки: «В Общественной палате проблемы обсуждаются с привлечением специалистов профильных ведомств и министерств, которые занимаются этой проблематикой. А общественные организации могут выступать экспертами, давать рекомендации, оценивать и мониторить ситуацию по области. Общественная палата консолидирует эти вещи и доносит через свои профильные комиссии до ведомств. И она достаточно настойчива в некоторых вопросах.

Например, очень активно обсуждался закон об образовании. Общественная палата собирала много информации с общественных организации, и с нас в том числе, а потом доносила на более высокий уровень. И многие поправки были приняты на основе этих рекомендаций. Многие рекомендации нашей ОП входят в инициативы и законопроекты. Здесь есть чем гордиться».

Зачастую люди не то что не доверяют – не верят в эффективность общественных организаций. По мнению Елены Георгиевны, такие опасения вполне обоснованы: «Многие общественные организации не работают и этому есть причины. Мы ищем конструктивные ресурсы, а некоторые из НКО оппозиционны ко всему, они заявляют, что против всего. Меня не привлекают такие организации. Их интересно послушать, но с ними не построишь консенсуса. С такой ситуацией мы столкнулись на форуме «Сообщество» по обсуждению бэби-боксов. Есть стойкие оппозиционеры – но в обществе и такие должны быть. На них нужно обращать внимание, но к сотрудничеству они не готовы. Они считают, что надо делать, как они говорят. Для меня и для «Совета родителей» это не позиция".

Детям нужна коммуникативная площадка

Работа общественной организации всегда осложняется двумя проблемами: сотрудничество с властью и финансирование. Однако если НКО удастся доказать свою состоятельность, власть начнет прислушиваться к ее мнению, а если проекты, предлагаемые общественниками, действительно удачны, найдутся и партнеры, готовые поддержать НКО.

«Чтобы получился диалог с властью, пришлось много работать, доказывать, что имеешь право на существование, - рассказала Елена Сыркина. - Я хочу сказать огромное спасибо первому председателю Евгению Борисовичу Алексееву, потому что он сделал огромную работу по продвижению нашей организации, как раз по настраиванию этого диалога. Ему приходилось ездить по всей области, разговаривать с главами, с представителями системы образования, проводить разъяснительную работу. Много было проделано по созданию родительских комитетов на местах, сейчас мы эту работу продолжаем. К сожалению, не во всех муниципалитетах есть «Советы родителей». Активно работающих и сотрудничающих где-то 40% – этот Челябинск, Миасс, Златоуст, Магнитогорск, Копейск, Катав-Ивановск, Сосновский и Красноармейский районы».

Первым большим проектом в области дополнительного образования, который создал и реализовал «Совет родителей» в 2007 году, стал фестиваль талантливой молодежи. Подобных профильных конкурсов существовало достаточно много, однако они были «закрытые» и не привлекали детей из других учреждений: «Мы решили, что нужно позвать детей со всей Челябинской области, для того чтобы они могли показать себя. Им нужна сцена, они должны пробовать себя, уметь взаимодействовать с аудиторией, видеть, как другие дети выступают, вдохновляться опытом, новым общением. Поэтому мы решили создать такую коммуникативную площадку, где будет не важно, какой опыт у ребенка, занимается ли он профессионально чем-либо или нет, - но он имеет право выступить на сцене. Детям, которые только начинают себя пробовать, очень сложно найти площадку».

Уже 4 год подряд «Совет родителей» проводит молодежный форум «Патриоты Челябинска», в котором участвуют школьники и студенты. Ребята проходят квест по истории Челябинска и разрабатывают социальный проект по какой-либо определенной проблеме. 

В День защиты детей совет совместно с управлением культуры, Челябинской гордумой и бизнес-партнерами организует проект «Город детства». Каждый год он проходит по-разному в форме различных творческих конкурсов для детей до 15 лет.  Обязательная часть -  гала-концерт в парке Гагарина с использованием интерактивных площадок.

Девятый год подряд «Совет родителей» организовывает фестиваль талантливой молодежи «АртиШок». Для ребят устанавливают несколько разных площадок: цирковое мастерство, хоровое пение, эстрадный вокал, спорт: «Дети заявляются, они любят этот проект, он разрастается. Всегда масса участников – один раз мы его даже в двух городах проводили. Концерт порой растягивается на несколько часов и становится марафоном. Мы с двух до восьми-девяти вечера на центральной сцене в парке Гагарина поем и танцуем, и погода нам не помеха», - рассказывает Елена Сыркина.

«Совет родителей» также принимает участие в мероприятиях в качестве жюри: «Мне кажется, это очень интересный момент нашего сотрудничества, потому что можно оценить ту планку, которую задают педагоги-профессионалы, понять к какому эталону стоит стремиться, выдвигать требования образовательным учреждениям, запрашивать с них именно такой эталон работы педагога». Речь идет о таких конкурсах, как «Самый классный классный», «Воспитать человека», «Сердце отдаю детям».

В этом году в совете появился новый проект «Весенний призыв», который рассчитан на школьников 6-8 классов: «Мы считаем, что именно в этом возрасте формируются понятия мужественности, жизнестойкости, долга перед родиной. Наша задача – показать детям, что такое армия. В этом году мы провели турнир по лазертагу среди 8 команд – это примерно 150 детей. Турниры шли в течение трех дней. Победителей повезли в Чебаркульский военный гарнизон, который оказался очень открытым и доброжелательным к нам. Они показали и музей венной техники, и провели ребятишек по общежитию, посадили их в тренажерные классы, позволили порулить, сводили в музей боевой славы, перед ними выступил герой России, они поели в солдатской столовой… Это была экскурсия на целый день – с утра до вечера. У ребят осталось много впечатлений. Причем девочки проявили не меньшую активность».

Вечные проблемы: плата за учебники и добровольные пожертвования в фонд школ и детсадов

Помимо организации внеучебных мероприятий, «Совет родителей» постоянно мониторит ситуацию с учебными и образовательными программами, тенденциями и изменениями в школьной и садовской среде. По словам Елены Сыркиной, есть проблемы «легкие» - носящие тенденциозный характер и, как правило, быстро находящие решение, и «тяжелые», повторяющиеся из года в год и вызывающие массу дискуссий.

Например, регулярно всплывает тема платы за школьные учебники: «Родителям приходится тратиться на учебники, и они не понимают, почему им нужно платить такие серьезные суммы. Ответ мы запрашиваем у профильных ведомств. Ситуации меняются, причины меняются. Нельзя сказать, что наше министерство не дает денег на учебники. Наоборот, они регулярно выделяют очень большие суммы, но этих денег катастрофически не хватает.

С другой стороны, родители и дети несут ответственность за учебники, которыми пользуются. Мы говорим – берегите учебники, чтобы они потом достались другим детям, и тогда износ учебного фонда будет меньше. Учебник рассчитан на пять лет, а реально он живет год-два.

К тому же, у нас постоянно меняются программы: учебник, который был актуален вчера, не актуален сегодня. И это тоже большая проблема, потому что в таких случаях необходимо менять весь фонд. Там, где директора нормально разговаривают с родителями, могут привести аргументы, рассказать о ситуации – вопросов не возникает.

Извечная проблема – добровольные пожертвования школам со стороны родителей. Это иногда становится разменной монетой в отношениях между педагогами и детьми, отчасти это инструмент манипуляции и влияния на неугодных родителей.

Прозрачность в этом вопросе играет немаловажную роль. Нужно, чтобы директора объясняли, зачем нужны эти средства. Нужны, и дайте нам – такая позиция у некоторых директоров. Таких меньше становится, но бывают эпизоды, когда директор недостаточно внятно объясняет, для чего нужны родительские средства, и не предоставляет отчет, на что они потратились.

На этот вопрос у многих школ стоит блок, как со стороны директорского корпуса, так и со стороны родителей - пассивность, инертность и нежелание вникать. Есть примеры, когда родители очень активны, они могут составлять и анализировать сметы. Они неравнодушны, интересуются, почему, например, на крышу из внебюджетного фонда берется полтора миллиона, а другие поставщики могут сделать это гораздо дешевле? Многие вопросы исчезнут, если родители будут понимать, куда уходят их деньги. Они имеют право влиять на ситуацию. Многие просто опасаются в это влезать, потому что иногда это становиться инструментом наказания или манипуляции».

Среди незатейливых вопросов, относящихся к веяниям времени, Елена Сыркина отметила введение школьной формы. По ее словам, это отчасти искусственно созданная проблема, поскольку родители спокойно и пониманием относятся к такому введению: «Острых конфликтов и противоречий нет – все договариваются, все понимают, что школьная форма – элемент корпоративного стиля, и хорошо, если ребенок его придерживается, потому что это и дисциплинирует, и отчасти снижает социальное неравенство».

Может ли родитель оценить качество образования?

Оценить реальный уровень качества преподавания обычному родителю практически невозможно. Однако есть критерии, которые родители все же могут оценить, и таким образом привлечь внимание к той или иной проблеме. Речь идет о тесте оценки удовлетворительности деятельности образовательного учреждения.

«Мы долго обсуждали, как родители могут участвовать в этой оценке, - рассказывает Елена Сыркина. - Понятно, что оценить образовательную программу родителю очень сложно. Но родитель может зайти в школу и понять, какая там атмосфера, как к детям относятся педагоги. Родитель также может оценить питание – самостоятельно или со слов ребенка. Он может оценить настроенность педагога на ученика, насколько школа готова быть открытой с ним и информировать о том, что происходит в учреждении.

Родитель может оценить материально-техническое оснащение: какие компьютеры стоят в классах, какое оборудование в спортзале, чем оснащена столовая.

Сейчас есть электронные дневники, многие школы используют мобильные устройства для информирования родителей о тех или иных мероприятиях, оценках детей. Активно входят инновации в образовательном пространстве, многие школы ставят терминалы. Родители заводят электронный кошелек и кладут туда деньги. Я считаю, это правильно. Деньги – инструмент общения между людьми, и он, бывает, по-разному «выстреливает». А когда есть такая карта, родитель может посмотреть, какую сумму ребенок потратил и на что, посмотреть, как он питается, что ел: булочку или здоровую еду. В этом плане прогресс не стоит на месте и также входит в школьное пространство».

В плане сотрудничества с родителями в оценке качества предоставляемых услуг, по словам Сыркиной, лидирует Тракторозаводский район Челябинска. Там руководители школ приглашают «Совет родителей» в районную комиссию, откуда общественники выезжают в образовательные учреждения. Там они самостоятельно могут оценить уровень готовности к началу учебного года. Вместе с ними осмотр проводит комплексная комиссия. Таким образом они могут услышать мнения профессионалов и сделать соответствующие выводы.

Елена Георгиевна считает, что правовая грамотность родителей выросла, и в этом заслуга в том числе и государства, и НКО, и Общественной палаты. Родители стали более подкованными в правовых вопросах, и вследствие изменилось поведение директорского корпуса.

«Система образования была очень закрытая, в нее не пускали родителей, - констатирует специалист. - Сейчас это очень открытое пространство. Показатель – работа общественного совета при министерстве. В моем представлении, оно самое первое начало работу в этом направлении. Комиссия по образованию активно сотрудничает с Общественной палатой, у нас совместные заседания с общественным советом, совместные обсуждения. Это очень важная работа».

Компетентность родителей – залог успеха

«Совет родителей» занимается не только изучением проблем в области школьного и дошкольного образования, и не только созданием новых коммуникативных площадок для детей.

Одна из важнейших функций общественной организации – просвещение родителей. Елена Сыркина считает, что знания родителям необходимы, как в области конфликтологии и психологии, так и, например, в сфере работы с документами: «Мы принимаем участие в экспертной деятельности – оценке различных документов, которые принимаются депутатами. Членам «Совета родителей» предлагается высказать свое мнение по какой-либо законодательной инициативе или внести поправки. Это новое направление, и родителей нужно учить этому, потому что все, что написано в документах, потом претвориться в жизнь, поэтому важно уметь их читать, а они порой сложные».

В совете разработана программа, куда включен план по проведению тематических родительских собраний, в том числе областных – через видеоконференцию. Вопросов много, сами родители принимают участие в формирование тем, которые им бы хотелось услышать. Совет займется мониторингом практик родительского просвещения и образования на территориях – лучшие будут реализованы в областном центре.

Проблемы регионов России - информационная безопасность, инклюзия и места в детсадах

«Совет родителей» держит связь и с другими регионами России: «Мы встречаемся на съездах национальной родительской ассоциации, которая объединяет родителей практически всех регионов. В этом году члены выезжали в Совет Федерации, обсуждали вопросы с Валентиной Матвиенко. Замечательно, что у нас есть прямой выход на такие площадки.

Есть проблемы, которые во всех регионах одинаковые. Например, всех волнует безопасность детей. Эту тему активно в нашей области поддерживает детский омбудсмен Маргарита Павлова. В свете последних событий, когда дети убегают и вступают в ИГИЛ, информационная безопасность очень важна. Правда, у нас область в этом плане благополучная, но тем не менее, мы поддерживаем работу в этом направлении. 

Всех волнует инклюзивное образование и готовность учреждений принимать таких детей. Правда, эта работа идет медленно, со скрипом, но она набирает обороты. Эту тему поднимают и родители, и министерство образования России. Они запрашивают эту информацию из регионов и подключают к работе родителей. Родители меняют свои взгляды: раньше они не хотели отпускать своих детей с особыми образовательными потребностями в школу, а сейчас пересматривают эту позицию.

Места в детские сады – стабильная тематика. Родители тоже несколько путаются в представлениях того, что им должно государство. На самом деле оно обеспечивает местами детей с трех лет – и в этом плане картина благополучная. Но, зная ситуацию, и министерство идет на встречу, и управление образования. Тем не менее, самая большая очередь в детсады - для детей до трех лет.

Один из выходов - развитие альтернативных способов устройства детей. Например, семейное образование, семейные детские группы, которые создаются инициативными родителями. В Челябинской области такие есть: при детских садах прикрепляются группы, которые находятся на частной территории, скажем, на квартире с подходящими условиями. Дети из таких групп пользуются теми же правами, что и рядовые воспитанники, единственное отличие - они находятся в отдельном помещении. Семейное образование в Челябинске представлено единично. Два года назад я проводила опрос – его практически не было, родители не берут детей на такую форму образования. Это понятно, потому что это накладывает определенную ответственность. Тем не менее, такую форму тоже имеет смысл развивать».

Эпилог

В «Совете родителей» появилось много молодых участников. По словам Елены Сыркиной, в общественной работе с удовольствием участвуют люди разных возрастов, и это не только мамы, но и отцы. Возможно, именно в этом факте можно усмотреть некоторые тенденции – общество действительно меняется и, благодаря работе НКО, начинает заявлять о себе громко, но без истерики. Это действительно организованное пространство, где люди нацелены на совместный результат и сотрудничество.

Узкие общественные организации интегрируются, находя коммуникативную площадку в Общественной палате. Вместе с ними работают специалисты, чиновники, политики и общественники со стажем – те самые, что когда-то пробивали дорогу к диалогу, доказывая права на свое существование. Зачастую общественники работают абсолютно бесплатно – и это, наверное, один из самых важных показателей формирования по-настоящему ответственного за свои поступки гражданского общества. 

Принять участие работе той или иной общественной организации может каждый. Для этого даже не обязательно в ней состоять – достаточно поддерживать связь, высылать свои инициативы, сообщать о прецедентах. Проделывать такую работу важно хотя бы потому что разрозненные социальные группы и индивиды вряд ли смогут объединиться и внятно выразить свою волю. Изобретать велосипед не нужно – достаточно один раз попробовать принять участие в общественной работе и оценить, есть ли от этого положительные результаты. 

Комментарии 0
    Новости по теме детские сады