Вера Мурашова: Необходимо изменить систему оздоровления детей

Фото Вера Мурашова: Необходимо изменить систему оздоровления детей

Традиция оздоровления детей в России имеет глубокие корни. Еще в 19-м веке появились первые санатории и прародители пионерских лагерей. В настоящее время детские санатории, как и в целом санаторно-курортные учреждения, вынуждены функционировать в непростых условиях, преодолевая различные трудности. В результате здравницы для детей постепенно теряют свое первоначальное предназначение.

Непростые 90-е годы существенно сократили и численность лагерей, в которых дети могут не только отдохнуть, но и поправить свое здоровье.

Какая на сегодня складывается ситуация с оздоровлением детей и какие шаги надо предпринимать для ее улучшения агентству рассказала главный врач санатория Еловое Вера Мурашова.

- Вера Петровна, чтобы лучше понять суть проблемы, давайте сделаем небольшой экскурс в историю и вспомним, где в далекой дореволюционной России могли отдыхать и лечиться дети? Когда появились первые детские санатории и лагеря?

- Исторически сложилось так, что в дореволюционной России для отдыха и оздоровления детей функционировали санатории и колонии (прототип нашего детского лагеря).

Первый в Российской империи приморский санаторий (тогда говорили «санатория») для лечения костного и железистого туберкулеза был открыт в 1898 году под Виндавой (теперь город Вентспилс, Латвия). Его основал хирург, вице-президент «Общества помощи приморским санаториям» Николай Александрович Вельяминов. Он сам проводил отбор детей для лечения. Приморский санаторий функционировал на пожертвования богатых людей (бедных принимали бесплатно). В этот период еще не изобрели антибиотики, но климатолечение, сбалансированное и правильное питание, режим и туберкулинотерапия помогали излечиваться больным детям. Это было удивительное явление для того времени. Вслед за виндавским санаторием были открыты приморские санатории на Южном берегу Крыма, в Петербурге, под Москвой, в Баку, Одессе, Ялте, на Рижском взморье, а также под Киевом, на острове Вормс, в Белостоке, Железноводске. Начали функционировать и приюты для больных детей, которые действовали как санатории.

Давнюю традицию имеют и пионерские лагеря, ее корни уходят также в 19-й век. В 1887 году попечительница городских училищ Елизавета Николаевна Орлова организовала «Летние колонии Московских городских начальных училищ». Колонии в то время были местом для летнего отдыха бедных детей, а не местом (в нынешнем понимании этого слова) для отбытия наказаний.

Все санатории и колонии существовали исключительно на благотворительные средства различных обществ и частных лиц, государство ни вкладывало в это ни копейки.

На начало 1917 года в России функционировало порядка 20 детских санаториев, а колоний еще больше.

Изначально отбор детей в два разных типа учреждения – санаторий и колония - был разный. В колонию ехали всем классом для отдыха, в санаторий – по медицинским показаниям. В СССР сохранилась практически та же система: в пионерские лагеря дети ездили отдыхать по путевкам, полученным родителями на предприятии, а в детские санатории - по направлению врача.

- Что сейчас происходит?

- В конце 20-го века количество пионерских лагерей сократилось почти вдвое. Если в начале 90-х годов действовало около пяти тысяч детских лагерей, то в 1997 году – порядка трех тысяч лагерей. В период экономического спада предприятия любыми путями пытались избавиться от лагерей, пытаясь передавать их на баланс муниципалитетов. Местные власти, сами не имея денег в бюджете, всячески избегали такого «подарка». В итоге мы пришли к тому, что на сегодня как таковой «пионерский лагерь» практически исчез из оборота. Да и сама пионерия канула в лету. Остались крупные лагеря, например, всероссийский Орленок, в Челябинской области это лагеря крупных предприятий: Лесная застава (ЧМК), Уральские зори (ММК), Дзержинец (ГУФСИН), Аленушка (ЮУЖД), Березка (ЮУрГУ).

- А с оздоровлением детей как дела обстоят?

- Говорят, что новое – это хорошо забытое старое. Сейчас мы как раз все хорошо забыли, свалив отдых и оздоровление в одну кучу. На сегодня исчезла граница между настоящим детским санаторием и санаторным лагерем.

Я понимаю, что санаторно-курортное лечение показано всем детям, но ребятам, имеющим хронические заболевания, нужно реабилитационно-восстановительное лечение, а остальным детям (даже часто болеющим)- просто отдых и профилактические оздоровительные процедуры в комфортных условиях. И оздоравливать детей надо по- разному. Отличие должно быть не только в количестве процедур, внимании врачей, а даже в организации режима дня.

Мое глубокое убеждение – необходимо разделять эти потоки детей.

- Каким образом?

- Сейчас проведением конкурсов на организацию оздоровления детей в детском санаторном лагере занимается министерство социальных отношений Челябинской области. Путевки распределяются в соответствии с медицинскими рекомендациями в справках, которые родители приносят от врачей.

Надо поделить потоки и деньги между двумя ведомствами – министерством социальных отношений и министерством здравоохранения. Я считаю, что реабилитационно-восстановительным лечением детей должен заниматься минздрав. Детей с хроническими заболеваниями надо лечить в санаториях по индивидуально подобранной (в зависимости от болезни) программе. Основная цель этого вида оздоровления - предупредить обострение.

А оздоровление обычных детей должны взять на себя санаторные лагеря в том виде, в котором они сейчас существуют. Их задача - повысить иммунитет ребят, чтобы в течение года они меньше болели, чтобы имеющиеся у них функциональные нарушения не развились в стойкие нарушения и не перешли в хроническую болезнь.

- Какие шаги по улучшению ситуации уже предпринимаются?

- В этом году появилась возможность финансирование реабилитационно-восстановительного лечения детей через фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Сейчас по такой схеме работает центр реабилитации на озере Смолино.

Но и здесь существует проблема. Через фонд можно финансировать только часть затрат санатория ( в т.ч. медицинские услуги и питание). А остальные затраты (коммунальные платежи, услуги повара, воспитателя, педагога, физрука,улучшение материально-технической базы и некоторые другие) санаторий вынужден оплачивать за свой счет. И приходится изыскивать иные варианты финансирования.

- Сколько санатории получают денег из бюджета на организованное оздоровление детей?

- В 2003 году на оздоровление детей в санаторных лагерях через ФСС выделялось 400 рублей за койко-день из расчета заезда 24 дня. Сейчас заезд сократился до 21 дня, а стоимость койко-дня в этом году поднялась всего до 756 рублей.

Чтобы понять, много это или мало, приведу небольшой пример. В 2003 году минимальный размер оплаты труда (МРОТ) составлял 450 рублей в месяц, а в начале 2011 года – 4330 рублей (с первого июня- 4611 рублей).

То есть за восемь лет МРОТ вырос больше чем в 10 раз, а стоимость койко-дня за этот же период увеличилась менее чем в два раза. При этом предприятие должно платить зарплату работникам (как минимум, увеличивая ее ежегодно на размер инфляции), а также коммунальные платежи, возрастающие из года в год. Поэтому, чтобы выполнить все требования, предъявляемые к детскому оздоровлению, надо быть очень изворотливым человеком и, очевидно, выкраивать с других видов деятельности на это направление.

- И удается организовать оздоровление на 756 рублей за койко-день?

- Ситуация сейчас такая, что и 756 рублей мало кто получает. Виноваты тому нынешние правила проведения конкурсов по предоставлению санаторно-курортных услуг детям. Участвуя в конкурсах, санатории прекрасно понимают, что если они не снизят цену, то не получат заказ и предлагают 417 и 477 рублей за койко-день. Но мы не можем такие цены предложить.

- И какой выход?

- Надо очень разумно использовать средства, которое направляются из бюджета на оздоровление детей. При этом помощь должна быть адресной и дифференцированной. Если оздоровительному лагерю достаточно будет и меньшей суммы, так как с них не спросят полноценного реабилитационного лечения детей, им достаточно хорошо организовать отдых, питание и досуг. То санаторию для предоставления ребенку полноценной услуги нужно увеличить стоимость койко-дня. Ведь в санатории необходимо не только дать ребенку все необходимые процедуры, но организовать консультации узких специалистов и своевременно сдавать анализы (для этого необходимо иметь свою лабораторную базу).

- Еловое – единственная здравница в Челябинской области, которая специализируется на детском и семейном отдыхе?

- Исторически Еловое и родилось как санаторий «Мать и дитя». И первое детское санаторное отделение в области тоже появилось в Еловом. Долгое время он оставался единственным санаторием по оздоровлению детей. Но сейчас этим направлением активно занялся Карагайский бор (Верхнеуральский район).

Санаторий «Еловое» на своей базе как мини-город имеет все – лаборатории, диагностику, лечение. Поэтому мы может предоставить любые виды восстановительного лечения для детей.

- Вера Петровна, по вашему мнению, как специалиста, кто в первую очередь должен отвечать за отдых детей – Федерация или субъект? Это должны быть федеральные деньги или региональные?

- Раньше оздоровление детей финансировалось из фонда социального страхования и путевки распределялись предприятиям в соответствии с суммой перечисленных страховых взносов.

Два года назад законодательство поменялось, и полномочия по оздоровлению и отдыху детей были переданы субъектам. И это правильно. С одной стороны, областным властям должно быть не все равно, какими вырастут его юные жители. С другой стороны, всегда проще, когда хозяин денег и те, кто их тратит, находятся в одном регионе. Легче проконтролировать. К тому же на месте виднее, куда лучше направлять деньги.

Так, например, у нас можно провести эксперимент по организации двух пилотных площадок, на одной из которых оздоравливать обычных детей, на другой - детей с хроническими заболеваниями. В случае получения положительного результата, который можно будет определить по конкретным цифрам и показателям, можно принимать решение об изменении существующей системы санаторно-курортного лечения детей.

- Вера Петровна, сколько детей нуждается в санаторном оздоровлении?

- Все дети с третьей группой здоровья. Напомню, первая группа – здоровые дети, вторая – дети, имеющие функциональные расстройства, третья – дети, имеющие хронические заболевания, четвертая группа – дети-инвалиды (их оздоровление финансируется из федерального бюджета).

Санатории должны работать с детьми, имеющими третью группу здоровья.

- Санаторно-курортное лечение для этой категории детей должно предоставляться в течение всего года или только летом?

- Есть группы заболеваний, для которых санаторно-курортное лечение летом противопоказано. Для некоторых заболеваний сосновый лес летом тяжел, а в зимнее время прекрасен. Для хронического гастрита, который обостряется осенью и весной, надо провести санкур ранней осенью или ранней весной. Поэтому оздоровление детей в санаториях должно быть круглогодичным.

- В каком возрасте ребенок наиболее нуждается в санаторно-курортном лечении?

- Болеют дети в любом возрасте и оздоравливаться должны все.

- Но почему отобрали для организованного оздоровления именно возраст 7-15лет?

- Они однотипны в плане режима.

- Сейчас 16-17 летние дети не имеют возможность оздоравливаться организованно, хотя, по моему глубокому убеждению, они нуждаются в этом не меньше других детей...

- Я согласна, здоровьем этой категории ребят также нужно заниматься. На сегодня эти дети брошены в медицинском плане. Перед институтом при большой нагрузке они выпадают из оздоровления и это неправильно. Кроме того, государству должно быть выгодно обратить внимание на их здоровье, еще и с позиции призыва.

- Вера Петровна, дайте совет родителям, что нужно делать для оздоровления часто болеющих детей.

- Ребенку надо дать возможность сменить обстановку и поместить его в условия, в которых ему будет комфортно: дома, у бабушки в деревне, в саду, в санатории. Обязательно надо вывезти ребенка и на природу, хоть на выходные.

Комментарии 0
    Новости по теме детский отдых