Яндекс.Метрика

ГЧП – быстро, недорого и качественно

Фото ГЧП –  быстро, недорого и качественно

В Челябинске состоялся первый семинар «Реализация инфраструктурных проектов на основе механизмов государственно-частного партнерства» и прошла презентация Регионального центра ГЧП. Организаторами форума выступили «Центр развития ГЧП» (г. Москва) и челябинское ОАО «Агентство регионального развития» при поддержке Правительства Челябинской области и Ассоциации выпускников президентской программы подготовки управленческих кадров. Более 200 представителей муниципалитетов, частных компаний, финансовых структур и организаций, вовлеченных в процесс подготовки и реализации инфраструктурных проектов на территории Южного Урала познакомились с законодательными и практическими аспектами государственно-частного партнёрства.
Как сообщил заместитель губернатора Челябинской области Алексей Овакимян, региональный закон о ГЧП был принят на Южном Урале ещё в 2009 году, но у многих чиновников и предпринимателей до сих пор нет чёткого представления о том, как работает эта весьма эффективная схема. Сегодня у российских пенсионных фондов есть огромные «длинные деньги», которые они имеют право вкладывать в реализацию государственных инфраструктурных проектов. Причём, проектов долгосрочных – на пять – 20 лет. В настоящее время изношенность объектов инфраструктуры в регионах достигает 70% и у бюджетов зачастую нет средств на их обновление. Проблему может решить сотрудничество государства и бизнеса в рамках ГЧП. Но развитие этой технологии сдерживается несовершенством законодательства и отсутствием чётких правовых схем. Несмотря на это, сегодня в Челябинской области реализуется более 50-ти инфраструктурных инвестиционных проектов на основе государственно-частного партнёрства. Преимущественно, это проекты модернизации неэффективных муниципальных котельных и создания новых высокорентабельных источников теплоснабжения. Средняя стоимость каждого проекта – 20-30 миллионов рублей, срок реализации – пять-семь лет. С частными инвесторами заключаются государственные контракты на создание эффективного источника теплоснабжения, предусматривающие поэтапный возврат вложенных средств путём сохранения действующих тарифов на определённый период при уменьшении себестоимости. Предусматриваются также концессионные соглашения. В настоящее время изучается возможность строительства в Челябинской области на основе ГЧП трёх мусороперерабатывающих заводов.

Делать здесь и сейчас

- На сегодняшний день региональные законы о ГЧП приняты в 46-ти субъектах Российской Федерации, - отметил исполнительный директор Московского Центра ГЧП Николай Студеникин. В 2012 году новому составу Государственной Думы России предстоит рассмотреть и утвердить единый Федеральный Закон о ГЧП, что существенно упростит взаимодействие органов государственной власти и инвесторов. При отсутствии чётких законодательных норм сегодня к государственно-частному партнёрству относят и все виды государственной поддержки, включая субсидии бизнесу. Реально же ГЧП – это набор финансовых и правовых схем, позволяющих государству и частному бизнесу на основе пропорционального разделения рисков и выгоды реализовывать долгосрочные инфраструктурные проекты территорий. Среди таких проектов – наиболее значимые для населения проекты тепло-, газо- и водоснабжения, канализации, малой и большой энергетики, агропромышленного комплекса, транспорта, утилизации мусора, строительства дорог, мостов, больниц, школ, детских садов, физкультурно-оздоровительных комплексов, бассейнов и стадионов. В рамках ГЧП явные выгоды получают и бизнес и власти. Государство создаёт необходимые населению объекты без дополнительной нагрузки на бюджет, бизнес имеет долгосрочные гарантированные заказы на проектирование, строительство, эксплуатацию и управление государственной собственностью.

Деньги должны работать

По словам генерального директора Агентства регионального развития Челябинской области Игоря Кравченко, принятый в области в 2009 году региональный закон о ГЧП позволяет эффективно решать инфраструктурные задачи с использованием частного капитала без дополнительной нагрузки на областной бюджет. Но проектов, реализуемых на Южном Урале по схеме ГЧП должно быть в разы больше. И здесь важно использовать наработанный зарубежный опыт, где с применением схемы ГЧП осуществляется даже строительство и эксплуатация тюрем, строятся и эксплуатируются платные дороги. В России сегодня много недорогих «длинных» денег, которые можно и необходимо эффективно использовать. ГЧП позволяет государству снизить финансовую нагрузку на бюджет, передать часть рисков частному партнёру, получить необходимый объект в минимальные сроки, привлечь современные технологии, гарантировать высокое качество работ, так как их исполнитель берёт на себя обязательства по проектированию, строительству и длительной эксплуатации объекта. Частный партнер при участии в ГЧП получает долгосрочный стабильный доход на вложенный капитал, гарантированный сбыт и загрузку мощностей на долгосрочной основе, улучшает имидж компании, формирует положительную кредитную историю.

Дело за квалифицированным заказчиком

- Для успешной реализации проекта по схеме ГЧП в первую очередь необходим квалифицированный заказчик, способный чётко сформулировать необходимые задачи и параметры, - считает член правления Московского Центра ГЧП Алексей Толстик. Государство в лице муниципалитета не всегда может чётко поставить задачу перед исполнителем и инвестором. Поэтому при реализации сложных структурированных проектов ГЧП публичный заказчик должен обязательно привлекать профессиональных консультантов с проведением предпроектных исследований и качественной подготовокой необходимой документации. Лучше, если дорогостоящему проекту ГЧП будет предшествовать пилотный проект с внебюджетным финансированием. Сделать квалифицированный заказ невозможно без привлечения независимых инжениринговых компаний. Инвестор, вкладывая значительные средства на 5- 20 лет под незначительные проценты (в среднем 10% годовых) должен быть уверен в достоверности аудита проектной документации. Согласно действующему законодательству, заказчик должен отобрать исполнителя на конкурсной основе. При этом желательно, чтобы на конкурс единым лотом были выставлены услуги по подготовке инвестиционного проекта, рабочего проекта, строительству и эксплуатации объекта. В этом случае будет проще проконтролировать качество работ. Модели взаимодействия заказчика и инвестора могут быть простыми – аренда с правом реконструкции, контракт на обслуживание, контракт на проектирование, строительство за бюджетные средства «под ключ», управление и доверительное управление. Предусмотрены также модели с правом частной собственности – создание акционерного общества с участием государства, продажа государственного имущества, инвестиционный контракт. Наиболее привлекательными являются сложные конструкции взаимодействия – контракт жизненного цикла; строительство, передача права собственности, эксплуатация; строительство, управление, передача права собственности; проектирование, строительство, финансирование, управление. В России же пока применяются в основном три схемы взаимодействия в рамках ГЧП – аренда с инвестиционной составляющей, концессионное соглашение и строительство «под ключ» с оплатой в рассрочку. Из инструментов финансирования наиболее популярны плата за пользование услугами, инфраструктурный инвестиционный договор, выпуск корпоративных ценных бумаг, выпуск инфраструктурных облигаций. В ближайшее время для реализации проектов ГЧП в России планируется создать револьверный фонд с участием Внешэкономбанка и Европейского банка реконструкции и развития.

В жёстких рамках закона

По словам юриста Московского Центра ГЧП Юрия Туктарова, действующие сегодня в России Федеральные Законы «О защите конкуренции», «О приватизации государственного имущества», «О концессиях» ставят участников ГЧП в довольно жесткие рамки. Так как заказчиком проектов являются муниципалитеты, они обязаны отбирать исполнителей исключительно на конкурсной основе, максимально дробя лоты. При этом победителями тендеров на разработку инвестиционного проекта, подготовку рабочего проекта, строительство и эксплуатацию могут оказаться разные компании, что, учитывая значительную протяжённость проекта во времени, не всегда может гарантировать качество. Проблему может решить принятие единого Федерального Закона «О государственно-частном партнёрстве».

Комментарии 0
    Новости по теме Алексей Овакимян