Карта «Полета»: шансы и риски челябинского радиозавода

Фото Карта «Полета»: шансы и риски челябинского радиозавода

Челябинский радиозавод «Полет» станет хрестоматийным примером по трудностям модернизации советского оборонного предприятия и его превращения в эффективную рыночную компанию в составе высокотехнологичного федерального холдинга. Это тот случай, когда кризис дает серьезный шанс старому заводу, одновременно рождая протесты людей, для которых прежняя система была привычной и родной, а новая вызывает отторжение и страх перед неясным будущим. Это формирует новые вызовы и предъявляет руководителям новые требования: возможно ли совместить неизбежные для сохранения и развития производства перемены со стабильностью в коллективе?

Картина выглядит парадоксальной. Факты говорят о том, что «Полет» после радикальной кадровой перестройки весной 2016-го преодолел тяжелый кризис, выражавшийся в сокращении выручки, потере заказов, наращивании долгов и невыплатах зарплат - однако на предприятии есть недовольные, они группируются в «общественное движение», пишут письма в СМИ и правительство области, рассуждают о скором банкротстве завода.

Если в 2015 году выручка предприятия составила 980 млн. рублей, то в 2016 она превысит 2 миллиарда, а в 2017 ожидается в размере 2,6 млрд. рублей. Кредиторская задолженность ЧРЗ снизилась за 9 месяцев на 200 млн. рублей, 2016 год предприятие планирует завершить с прибылью в 28 млн. - в отличие от убытка 2015 года в 49 миллионов. Во многом этого удалось достичь благодаря программе финансового оздоровления: за 6 месяцев текущие затраты сокращены на 60 млн. рублей – это почти 9% годового значения. Восстановлена регулярная выплата зарплаты.

С приходом нового руководства в феврале-марте 2016 на ЧРЗ была избрана стратегия под лозунгом «Полету – жить!», так как ситуация действительно была крайне сложная. На заводе попросту не было денег, а задолженность по зарплате приближалась к трем месяцам. Угроза банкротства была реальной: сразу несколько банков были готовы подать иски о признании ЧРЗ банкротом, новых кредитов никто не давал. Авансы за новые контракты были потрачены не по назначению, на счета наложены инкассовые требования налоговых, а главный заказчик продукции - Госкорпорация по ОРВД (организация, управляющая отечественными гражданскими аэродромами) не желала верить обещаниям прежнего руководства, обратившись в суд о расторжении контрактов и возврате авансов на сумму более 120 млн. рублей.

Обычно такая ситуация приводит именно к банкротству. Единственно возможным выходом было рефинансирование просроченных кредитов. В условиях, когда с банками речи о новом кредите быть не могло, его выдала «материнская» компания – Объединенная приборостроительная корпорация (ОПК входит в госкорпорацию «Ростех» под руководством С.Чемезова), профинансировав просроченные банковские кредиты.

Это позволило «Полету» разблокировать счета и возобновить коммерческую деятельность. Получив расчеты за поставленную продукцию и авансы по вновь заключенным контрактам более чем на миллиард рублей, предприятие смогло закрыть задолженность перед трудовым коллективом и закупить комплектующие для гособоронзаказа. На 23 ноября все шесть госконтрактов выполнены, причем один досрочно. Достигнуто мировое соглашение с ключевым заказчиком - Госкопорация по ОРВД перенесла сроки выполнения работ, а продукция по одному из ранее сорванных контрактов 21 ноября отгружена на гражданский аэродром РФ. В стадии согласования находятся еще несколько контрактов, позволяющих стопроцентно загрузить основное производство по локаторной номенклатуре.

«Несмотря на тяжелую ситуацию с партнерами, наше предприятие сумело найти новые заказы, - говорит исполнительный директор ЧРЗ Лев Носенко. - Это позволило уже в 2016 году значительно увеличить базу заказов, а по одному из направлений производства загрузка превышает мощности в два раза! Так что сейчас приходится решать вопросы, связанные с расширением производственных участков и поиском дополнительных специалистов, организацией двухсменного режима работы».

Здесь считают особенно важным формирование долгосрочной стратегии развития предприятия до 2021 года, в которой особое внимание уделяется разработке новой продукции: ведь за последние пять лет ЧРЗ не создал ни одного нового продукта, тогда как его конкуренты уже выпустили два поколения новых изделий. Но в 2016 году «Полет» «довел» две новые разработки, а в ноябре успешно провел их испытания. С 2017 года заказчики планируют приобретать новые системы посадки для гражданской и военной авиации; также инициирована новая разработка радиолокационного оптического комплекса для охраны государственной границы (по неясным причинам прежнее руководство не верило в эту тему и на протяжении нескольких лет отказывало в финансировании работ).

«Новым руководством даже в условиях жесткой экономии и нехватки оборотных средств, профинансированы эти работы, закуплены необходимые дорогостоящие компоненты, - говорит Лев Носенко. - Сейчас мы приступили к разработке конструкторской документации и опытных образцов, которые уже в 2017 году поступят на опытную эксплуатацию в пограничную службу, после чего будет принято решение о взятии их на снабжение. Руководство Пограничной службы РФ на выставке в октябре 2016 года отметило эту работу дипломом в категории «новые разработки».

Так почему же так много говорят о «недовольстве» на ЧРЗ, об опасениях банкротства предприятия – пусть на сегодня уже явно мифическом?

Это не выдумки, недовольные действительно есть. Проще всего объяснить это инерцией человеческого восприятия и реакцией на сокращение персонала в ходе реализации антикризисной программы. ОПК досталось в лице «Полета» предприятие с низкой эффективностью и заслуженным, но чрезмерно большим и возрастным коллективом: порядка 36% сотрудников завода – люди пенсионного возраста. В таких случаях неизбежны как сокращения, так и обиды, острое желание «оставить все, как прежде». Такое объяснение будет справедливым, хоть для многих сотрудников завода внутренне неприемлемым - но именно через это прошли все предприятия, оптимизирующие свои структуры в рамках антикризисных программ, стремясь выжить в новых сложных условиях.

Однако в таком объяснении не будет всей правды. Когда на оборонном предприятии (!) формируются оппозиционные (при этом законспирированные, без огласки персоналий) «движения», а их спикерами в рамках платных публикаций выступают репутационно уязвимые люди (говорят, что в отношении начальника одного из бюро ЧРЗ, раздающего сейчас интервью уральским СМИ, еще в июле было возбуждено уголовное дело о «хранении, культивации и употреблении» наркотиков, а «информационным спонсором» кампании против завода является его бывший директор, покинувший пост из-за подозрений в манипуляциях с активами – в том числе мобилизационными площадями, а также личной ответственности за кризис на предприятии; сейчас на ЧРЗ проводится детальный аудит и готовятся материалы для правоохранительных органов), это заставляет предполагать наличие скоординированного плана, авторы которого пытаются сыграть на ностальгии и обидах некоторых сотрудников в собственных целях.

Разжигание в коллективе необоснованных страхов под лозунгом «не дадим обанкротить завод» - при том, что обновленное руководство ЧРЗ ставит своей главной целью сохранение и развитие производства, а его «материнские» компании – ОПК и «Ростех» мощно поддерживают предприятие, трудно считать делом исключительно спонтанным. «Полет», все еще занимающий большие площади в центре Челябинска и его лесопарковой зоны, остается «лакомым куском» для местных предпринимателей – это не следует сбрасывать со счетов, трезво оценивая сложившуюся вокруг предприятия обстановку.

Но главное все же в другом. Сегодня областное машиностроение и немногочисленные сохраняющие хорошие перспективы высокотехнологичные предприятия, в «портфеле» которых немало важных оборонных заказов (продукция ЧРЗ используется от Крыма до Курил), остро нуждаются в реальной модернизации для сохранения и расширения рыночной ниши, в резком скачке конкурентоспособности. Путь, на который в уходящем году встал «Полет» - структурные перемены и повышение эффективности работы в составе одной из крупнейших федеральных корпораций, представляется выигрышным, позволяющим не только уберечь предприятие от рисков банкротства, но и по-настоящему обновить его перспективы, сохранив «костяк» трудового коллектива. От нового руководства завода требуется больше терпимости и такта в работе с персоналом и профсоюзами, излишняя «лихость» при осуществлении антикризисных программ ни к чему, это факт. Но отказ от рыночной модернизации не вернет предприятие в «славное советское прошлое», а убьет его – это факт еще более бесспорный.

Простых решений в таких случаях не бывает. Но заинтересованный диалог и воля к обновлению дают результаты: это, при всех необходимых оговорках, доказывает нынешний непростой опыт самого «Полета».

Комментарии 0
    Новости по теме радиозавод Полет