- Образование
Кто шагает не в ногу – директор школы или коллектив?
1.Педагоги против директора
«Школа как государственный институт теряет свое значение и превращается в инструмент для достижения личных целей руководством школы в лице директора, в средство зарабатывания денег, дешевого личного имиджа, реализации собственных амбиций…» - так начинается коллективное письмо педагогов 137-й школы в управление образования Курчатовского района. Протестуя против методов руководства директора школы Раиля Акзамовича Каримова, они просили начальника управления образования Елену Евгеньевну Рудковскую разобраться в ситуации и принять меры. Но, забегая вперед, скажем, с принятием мер не получилось, если не считать массового исхода учителей из школы.
Это письмо в редакцию информационного агентства «Урал-пресс-информ» вместе с последовавшим на него ответом принес теперь уже бывший сотрудник 137-й школы Алексей Вепринцев, любимый всеми наставник юных кадетов. Человек, ни разу не давший усомниться в своей порядочности, честности, твердости духа, справедливости, бескорыстном желании сделать этот мир лучше и добрее. Он в числе первых подписал это письмо и поплатился за это незаконным увольнением.
Чем же недовольны учителя? По большому счету, если проанализировать то, о чем говорится в письме, атмосферой неуважения к труду педагога. Учитель физкультуры, три года назад возглавивший школу, Раиль Каримов, вероятно, в поисках дешевого авторитета у учеников, всячески принижает авторитет педагогов. К примеру, он отобрал у них помещение учительской. Свое более чем странное решение на собрании родительского комитета директор мотивировал желанием приблизить учителей к детям, чтобы, дескать, педагоги все время были рядом с учениками. Теперь учителям элементарно негде отдохнуть, попить чаю и скоротать «окна».
Классные журналы учителя вынуждены хранить в… музее боевой славы Карельского фронта. Он сейчас совмещает в себе три кабинета в одном: учительскую (точнее, место для хранения журналов), место отдыха ночных сторожей и собственно музей. «Святое место в школе, сохраняющее беспримерный подвиг нашего народа, сейчас превратилось в простую забегаловку. И это видят школьники. О каких же ценностях тогда мы сможем им говорить, пишут учителя.
Политика директора школы, считают педагоги, – приоритет прав учеников школы над правами учителей. Прав «добрых деток», зажимающих по углам девочек, открыто хамящих, говорящих на уроках непотребные вещи и даже угрожающих учителям. Этих самых трудных детей с большим удовольствием принимает в школу директор. Он (вот образец педагогики!) во всеуслышание, открыто, предлагает ученикам записывать происходящее в школе и на уроках на диктофон, вести видеозапись, писать докладные записки на учителей в конце учебного дня, что является унижением чести и достоинства педагогического состава школы и явно не способствует поднятию престижа учителя перед учеником.
В письме учителя пишут и о супруге директора, учительнице начальных классов, которая регулярно оскорбляет как учителей, так и учеников. Хотя, казалось бы, чем ей быть недовольной? Получает она хорошо – нагрузка у директорской супруги по документам огромна – если она была бы такой в реальности, ей бы пришлось сеять разумное, доброе, вечное сразу в трех местах одновременно. Здесь налицо явное злоупотребление директора своим служебным положением – деньгами он не обижает не только супругу, но и дочь, преподающую в этой же школе английский язык.
В коллективном учительском письме – много пунктов, в том числе вопросы у педагогов вызывают уроки физической культуры, проводимые директором школы в кадетских классах. Уроки физкультуры включают в себя кроссы по проезжей части и тротуарам, что прямо противоречит правилам безопасности. Родители боятся за своих детей, но Раиль Каримов остается глух к их просьбам.
Ответ из районного управления образования пришел, но принятые меры педагоги считают половинчатыми. Елена Рудковская сообщила, что беседа с Каримовым проведена, ему и его заместителям указано на недочеты и предложены меры к исправлению ситуации. Директору также сделано замечание по поводу уроков физкультуры, указано на недопустимость оскорблений в адрес учителей и учащихся. Учительскую предложено восстановить и уроки физкультуры проводить на спортивной площадке. И тут же Елена Рудковская посетовала, «что отсутствия в школе молодых педагогов - это общая проблема всех образовательных учреждений не только города Челябинска, но и страны в целом. В рамках одного образовательного учреждения вряд ли она может быть решена. Однако, безусловно, директор школы и администрация в целом должны быть заинтересованы в решении кадровой проблемы, для чего должны быть приняты все меры, в том числе и по сохранению имеющихся в школе кадров». Трудно с этим не согласиться теоретически, но в данном-то случае мы видим другое, как раз НЕБЕРЕЖНОЕ отношение к педагогам администрации в лице директора.
В итоге в Курчатовском управлении образования пообещали взять на особый контроль организацию учебно-воспитательного процесса в МОУ СОШ № 137 Челябинска.
Как и следовало ожидать, беседы и предупреждения должного эффекта не возымели. Раиль Акзамович после этого, по словам педагогов, с большей активностью стал подвергать их гонениям, унижать, оказывать моральное давление, снимать часы, классную нагрузку, угрожать увольнением.
Тогда педагоги написали коллективное заявление с просьбой положить конец директорскому произволу теперь уже в адрес начальника городского управления по делам образования Челябинска Светланы Портье. Она создала по данному коллективному письму рабочую комиссию и ее председатель, чиновник управления, за неделю до окончания срока рассмотрения письма лично приехал в школу и передал Каримову копию документа со всеми данными его авторов, подписями, телефонами. Этот поступок чиновника явился прямым нарушением федерального закона № 59, который гласит, что личные сведения об обратившихся за помощью гражданах разглашать нельзя ни при каких обстоятельствам, человеку, на которого пожаловались, можно только изложить существо жалобы.
После того, как Каримову стали известны фамилии недовольных его политикой учителей, он совсем распустился. Создал в школе для них невыносимую обстановку. В результате из школы уволилось пять человек, а всего за последнее время из этого учебного заведения уволилось около десяти человек.
Но вот пришел ответ и из городского управления образования. В нем, помимо прочего, говорится, что ДОПОЛНИТЕЛЬНО «директору школы Каримову Р. А. рекомендовано усилить контроль за деятельностью заместителя директора по воспитательной работе, в должностные обязанности которой включены вопросы организации системы воспитания школы». То есть, по сути, управление образования претензии к директору обратило на претензии к его заместителю. Дальше управление образования пишет вообще странные вещи. Приводим цитату дословно: «В ходе работы комиссии с целью изучения руководства педагогическим коллективом Каримовым Р. А. и социально-психологического климата в педагогическом коллективе были проведены психологические исследования, в ходе которых установлено следующее. Директор школы четко распределяет обязанности между собой, своими заместителями и учителями. Сталкиваясь с трудностями, директор школы начинает более тесно взаимодействовать с учителями. Директор школы регулярно общается с учителями. Учительский состав не снижает результатов в работе, если директор школы временно покидает его. Если учителя знают, как лучше выполнить работу, они говорят об этом своему директору школы. Контролируя работу, директор школы замечает положительные результаты, хвалит учителей. Решая задачи по управлению школой, старается создать хорошие отношения между учителями в коллективе. Ответственность распределяет между собой, между своими заместителями и учителями.
Также проведено исследование социально-психологического климата в МОУ № 137. По результатам обработки полученных данных сделан вывод о средней степени социально-психологического климата в коллективе. Изучаемый социально-психологический климат по всем характеристикам положительный».
Создается впечатление, что готовящие ответ на письмо педагогов само письмо не читали, а в ответе просто переписали какую-то инструкцию из серии, как должно быть. Правда, за значительные объемы учебной нагрузки у близких родственников Каримову все-таки объявили выговор, но все равно что пальчиком погрозили, карман-то бюджетный, видимо, не жалко. А далее Светлана Портье поблагодарила учителей за неравнодушие к школе, призвала их совместно с администрацией школы искоренять недостатки и пообещала, что выполнение предписаний и предложений, данных по итогам проверки директору учреждения, будет проверено осенью 2011-го года. «В случае их неисполнения в отношении руководителя будут приняты соответствующие меры дисциплинарного воздействия вплоть до увольнения», резюмировала она. Но почему-то думается, что проверка снова покажет положительный социально-психологический климат в коллективе.
Разуверившись в том, что педагогические начальники смогут сделать объективные выводы и принять меры, чтобы остановить исход педагогов из данной школы, педагоги решили обратиться в прокуратуру. Уж там, как они считают, смогут по существу разобраться и в оплате чрезмерной нагрузки родственникам, и в расходовании родительских взносов. Видит Бог, говорят они, мы не хотели раздувать конфликт и выносить сор из избы, но решить все вопросы внутри педагогического сообщества не удалось.
2. И один в поле воин, если он из «Воина»
Наглядно показывает, как директор обходится с неугодными людьми, история увольнения Алексея Вепринцева. Напомним, в 137-й школе он занимался кадетским образованием. Два года – с пятого по шестой класс – воспитывал своих подопечных в лучших традициях славного русского воинства. Прививал им необходимые настоящему гражданину своей страны качества, болел за них душой, жил их жизнью. Алексей Вепринцев наладил взаимодействие кадетов с воспитанниками молодежного военно-патриотического объединения «Воин» имени Героя Российской Федерации майора ФСБ Александра Перова, командиром которого является уже много лет. «Воины» занимались в спортзале школы, что было на пользу не только кадетам, но и всем остальным учащимся, в том числе не самым благополучными. Алексей Вепринцев был социальным партнером школы. Благодаря ему учебное заведение получило отремонтированный класс и изрядно пополнившийся библиотечный фонд, фортепиано, победу в проекте «Школьный роман», награды за спортивные достижения, за участие в фестивале «Мой район – моя честь» и славу школы с кадетскими классами, где мальчишек учат становиться мужчинами.
Однако директору, видимо, не понравилась позиция Алексея Вепринцева, вставшего на защиту педагогов, и теперь «Воина» в 137-й школе больше нет. Как нет больше в школе и любимого наставника кадетов Алексея Петровича, благодаря которому ребята добились определенных достижений в спорте, порадовали родителей положительными сдвигами в военно-патриотическом, духовном, нравственном развитии. То, что родители видели позитивные изменения в своих детях, показывали опросы и анкетирование. Высокую оценку деятельности кадетского класса давали и педагоги.
Однако для директора чашу весов перевесила позиция руководителя кадетских классов во внутришкольном конфликте. 30-го августа директор вызвал его в школу и вручил уведомление, в котором было указано, что трудовой договор с ним расторгнут в связи с сокращением ставки воспитателя группы продленного дня (это было первым нарушением закона со стороны Каримова – по закону Алексея Вепринцева должны были уведомить об этом за два месяца). На следующий день, 31-го августа, Алексею Петровичу позвонила секретарь и сказала, чтобы он забрал приказ об увольнении. В приказе были уже другие формулировки: Каримов уволил его, сократив ставку совместителя и введя новую с полным рабочим днем (по закону, данное уведомление Алексей Вепринцев должен был получить за две недели до увольнения). Получается, что Раиль Каримов, желая избавиться от неугодного ему человека, не только дважды нарушил закон, но и продемонстрировал странную непоследовательность: сначала он ставку вообще сократил, а уже на следующий день, что называется, удвоил.
Поскольку нарушения трудового законодательства со стороны директора очевидны, Алексей Вепринцев в соответствии с Трудовым Кодексом РФ обратился в Гострудинспекцию. Специалисты ведомства подтвердили его правоту и готовы выйти в школу с документальной проверкой по факту увольнения.
Не сомневаемся, что рано или поздно Алексея Петровича восстановят на работе. Для него это очень важно. И не только из-за двух его детей, которые учатся в 137-й школе, но и из-за всех учеников этой школы, из-за коллег-учителей, вынужденных работать в трудных условиях директорского произвола. А еще и потому, чтобы все участники конфликта поняли, что есть закон и он стоит на страже справедливости.
P.S. Только что агентству «Урал-пресс-информ» стало известно, что место Алексея Вепринцева уже занято – теперь наставником пяти кадетских классов стал полковник в отставке, он же – новый учитель ОБЖ. Об этом корреспонденту агентства в телефонном разговоре поведал сам Раиль Каримов, изрядно удививший нас рассказом о том, что Алексей Вепринцев больше не работает в школе по собственному желанию. По словам школьного директора, Алексей Петрович не захотел занять полную ставку (для этого ему пришлось бы отказаться от командования «Воином» - слова Каримова) и уволился по собственному желанию.
Раиль Акзамович доверительно сообщил, что четыре кадетских класса 137-й школы взаимодействовали и продолжают успешно взаимодействовать с Чебаркульской танковой бригадой, с которой у школы договор. По его словам, представители бригады регулярно приезжают в учебное заведение, проводят присягу, собирают учащихся на сборы. А вот Алексей Вепринцев, чей кадетский класс работал по линии наркоконтроля, «ни разу не показал генерала, а ведь класс должен под кем-то ходить».
Относительно того, что и «Воину» не нашлось места в 137-й школе, Раиль Каримов добродушно посетовал, что школа расширяется, в ней все больше и больше учеников, обучающихся в две смены, а спортзал всего один, поэтому заниматься «Воин» в школе больше не может – не в 11 же вечера здесь будут проходить тренировки. Директор заявил, что дело тут только в недостаточно развитой материально-технической базе 137-й школы. А была бы возможность, конечно же, он бы оставил «воинов» на прежнем месте. Раиль Каримов уверен, что молодежное объединение не пропадет. «Ведь было же у них раньше место для занятий?!» - темпераментно воскликнул он в трубку.
Все увеличивающееся число учеников директор объяснил демографическим взрывом. «Вы, женщины, народ хитрый – вам стали платить, вы стали рожать», - убежденно заметил он.
-
Три челябинских педагога стали лучшими на всероссийском конкурсе08 декабря 2017, 17:42
-
В школах и детских садах Магнитогорска ввели новую дисциплину – шахматы01 декабря 2017, 11:51
-
Школьники Челябинской области получат денежные премии за победу в предметных олимпиадах16 февраля 2016, 18:47
-
Пять школ Челябинской области вошли в ТОП-200 школ России с высокими возможностями развития талантов учеников15 октября 2015, 14:17
-
Челябинский лицей №31 вошел в рейтинг лучших школ России12 октября 2015, 15:58