Никто не должен быть забыт
В 2006 году исполняется 15 лет со дня опубликования Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий»
№ 1761-1.
В этом законе впервые в истории нашего государства была дана правовая и нравственная оценка многолетнего террора и массовых преследований своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости - подчеркнута необходимость ликвидации последствий геноцида. Поставлена цель реабилитации всех репрессированных, восстановления их в гражданских правах и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.
Как все новое и делающееся впервые, закон получился далек от совершенства, так за время с момента опубликования в него внесено 16 изменений и дополнений, зачастую кардинально меняющие постулаты, однако не затрагивающие общие цели, задачи и методы подхода к реализации его положений.
Если проанализировать сохранившиеся архивные документы, то в период с 25 октября (7 ноября) 1917 года за так называемые контрреволюционные преступления были осуждены судебными и внесудебными органами более 5 миллионов человек, из них к смертной казни около 800 тысяч человек.
Только по Челябинской области в нынешних ее границах приговорено к высшей мере наказания (расстрелу) - 11592 человека, осуждено к различным срокам - 25449 человек, находились на спецпоселении по классовому признаку (кулаки) - 20145 семей (54 тысячи человек), по национальному признаку (немцы, калмыки, чеченцы и т.д.) - 36099 человек, членов семей украинских националистов - 7180 человек, привлечено к принудительному труду в условиях ограничения свободы (трудармия) более 40 тысячи человек.
Общее количество жертв политических репрессий, к сожалению, сегодня еще не установлено, да и установить вряд ли удастся, так как в первые годы Советской власти документы велись недостаточно четко, а кое-какие документы в последующие годы были утрачены.
В Челябинской области в настоящее время проживает 30452 человека, являющихся жертвами политических репрессий, в том числе 29581 человек -реабилитированных и 871 человек - признанных пострадавшими от политических репрессий.
Жертвы политических репрессий – репрессированные лица и члены их семей – в подавляющем большинстве относятся к малообеспеченным слоям населения. Репрессии разрушительным образом сказались на здоровье самого пострадавшего и его близких, приводили к разрушению семьи, к утрате имущества, ограничивали выбор места работы и места жительства, служили препятствием в получении образования и в продвижении по службе, и как следствие все они нуждаются в мерах социальной помощи. Само понятие реабилитированный подразумевает, что данное лицо имеет право на возмещение вреда, причиненного ему незаконными или необоснованными действиями. Признание того, что реабилитация влечет за собой не только освобождение гражданина от необоснованного преследования, но и предоставляет ему право на возмещение причиненного вреда, пришло в нашу юстицию далеко не сразу.
В условиях хронических финансовых трудностей государство отказывалось принимать на себя юридическую ответственность за причиненный ущерб и компенсировать его. Конституции СССР не содержали принципа прямой ответственности государства за незаконные акты.
Субъектом ответственности советское государство признало себя только после принятия 18.05.1981 года ПВС СССР Указа «О возмещении ущерба причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей и статьи 53 Конституции РФ 1993 года».
Действие этих норм, однако, не распространялось на события времен массовых репрессий, как в силу исковой давности, так и потому, что принятые законы не имеют обратной силы. Поэтому вполне логично в Закон
«О реабилитации жертв политических репрессий» были включены статьи о возмещении причиненного вреда и признавалась виновность государства в причинении этого вреда.
С принятием Федерального закона № 122-ФЗ от 22.03.2004 года расходные обязательства по обеспечению мерами специальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, перешли с Федерального уровня на уровень субъектов Российской Федерации.
В сложившихся условиях Законодательное собрание и Правительство области в срочном порядке разработали региональный закон «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий в Челябинской области» № 282-ЗО от 28.10.2004 г.
В соответствии с этим законом жителям нашей области, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими предоставляются льготы по оплате за жилые помещения и коммунальные услуги, бесплатный проезд городским и пригородным транспортом.
Реабилитированным предоставлялись льготы по бесплатному проезду 1 раз в год по территории России (воспользовались этой льготой за время действия закона 17472 человека). 5863 реабилитированным бесплатно установлены телефоны, 1443 реабилитированных, являющихся инвалидами, получили бесплатные путевки на санаторно-курортное лечение. Выплачено компенсаций за незаконно конфискованное в период репрессий имущество – 3245 реабилитированным (30,0 млн. рублей).
С 1 января 2005 года всем реабилитированным и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий предоставляется льгота по обеспечению лекарствами с 50% скидкой и бесплатное протезирование, и ремонт зубных протезов. Необходимо отметить, что только в 16 регионах из 71 сохранились льготы в натуральном выражении, и положение реабилитированных не ухудшалось с принятием 122 Закона. В числе 16 регионов значится и Челябинская область.
Для координации исполнения Закона Российской Федерации
«О реабилитации жертв политических репрессий» восстановления и защиты прав реабилитированных при Правительстве Челябинской области создана областная комиссия по восстановлению прав реабилитированных, аналогичные комиссии созданы при 42 администрациях городских округов и муниципальных районов.
За время работы областной комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий с просьбами, заявлениями и жалобами о помощи, защите своих прав, выплате компенсаций обратилось 13162 человека. По всем этим обращениям в установленный законом срок, заявители получили компетентные ответы. В случае отсутствия сведений, необходимых для немедленного ответа, нужные данные запрашивались в правоохранительных и архивных учреждениям Российской Федерации и странах СНГ.
Большое внимание в Челябинской области уделяется увековечению Памяти жертвам политических репрессий. Традиционно во вторую субботу сентября в г.Челябинске проводится митинг-реквием на Золотой Горе. 30 октября в день Памяти политзаключенных, комиссиями при администрациях городских округов и муниципальных районов совместно с управлениями соцзащиты населения и общественными организациями проводятся траурные митинги, возложения венков к памятным знакам, в школах проводятся уроки Памяти, в библиотеках выставки литературы и архивных документов, посвященные этой скорбной дате.
Реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий оказывается материальная помощь. В средствах массовой информации опубликованы очерки и статьи о судьбах бывших спецпоселенцев и узниках ГУЛАГа.
Однако, как в каждой бочке меда найдется своя ложка дегтя, так и у нас, до сих пор не издана Книга Памяти, хотя это напрямую требует статья 18 Закона «О реабилитации жертв политических репрессий». Сегодня, когда гласность и открытость, хотя и с трудом, но утверждается в нашем обществе, граждане уже не довольствуются скупыми строками официальных извещений и свидетельств о смерти. Они хотели бы (и вправе) знать когда, где и при каких обстоятельствах погибли их близкие. В большинстве случаев это естественное желание вполне осуществимо. В государственных и ведомственных архивах Челябинской области хранится большой массив архивно-следственных дел, дел спецпоселенцев и трудармейцев, обработка их и составление базы данных на репрессированных упирается только в желание и финансовое обеспечение этой работы. Однако законы пишутся и принимаются быстрее, чем меняется психология людей и общества.
К сожалению, в последнее время все более укрепляется мнение о ненужности этой работы. Мы стыдимся этих черных десятилетий нашей истории, стараемся не акцентировать, не вспоминать, не рассказывать молодежи всей правды о терроре.
В учебниках истории, в средствах массовой информации сведения о преступлениях тоталитаризма скудны и поверхностны, излагаются зачастую противоречиво и уклончиво. В результате всего этого отсутствует общественный консенсус в оценке режима, уничтожившего миллионы людей. Поэтому считаю первоочередной нашей задачей издать Книгу Памяти жертв политических репрессий, поскольку без нее наша история ущербна. Издание Книги Памяти – это попытка вырастить в обществе чувство исторического самосознания, попытка дать возможность истории раскрыться во всей многоаспектности.