Реформа высшей школы: баки и маги

Фото Реформа высшей школы: баки и маги

В рамках реформирования высшего профессионального образования в 2011 году все российские вузы переходят на уровневую систему подготовки выпускников - бакалавры и магистры (в народе - «баки» и «маги»). Это значит, что с сентября текущего года набор на систему обучения «специалитет» перестанет существовать. Исключения составляет подготовка для сфер оборонного назначения, медицины, культуры и искусства.

Об этом давно и много говорят. Говорят все. Учителя, школьники, их родители, сами студенты, преподаватели высших и средне-специальных учебных заведений и уже выпускники. По утверждению Министерства образования РФ, данный переход (иными, всем запомнившимися словами, «Болонский процесс») поможет существенно поднять планку образования в нашей стране, приблизиться к европейским стандартам.

Вот поэтому, собственно, и начался извечный спор западников и славянофилов.

Недавно назрел и еще один общественный резонанс. Российский студенческий союз и вовсе вознамерился подать в суд на учебные заведения, предоставляющие образовательные программы в магистратуре в качестве первого высшего образования только на платной основе. Основным виновников коммерциализации образования представители объединения считают Министерство образования и науки РФ. (Почитать об этом можно на их официальном сайте).

По мнению членов РСС, политика Министерства направлена на уменьшение государственного заказа на дипломированных специалистов. Во-первых, на текущий момент количество мест в магистратуре не удовлетворяет потребности учащихся в бакалавриате. Во-вторых, в большинстве вузов количество бюджетных магистерских мест примерно в три раза меньше числа платных мест в бакалавриате. В-третьих, во многих учебных заведениях стоимость обучения в магистратуре превышает стоимость обучения в бакалавриате. В итоге преодолеть все ступени высшего профессионального образования смогут не все студенты.

Александра Егорова, студентка 3 курса, обучается по системе «специалитет»:

- Мне кажется, что в таких глобальных вопросах: «на кого пойти учиться», «на специалиста или бакалавра», «какую профессию выбрать и есть ли там магистратура», вчерашнему школьнику явно стало легче ориентироваться. Сейчас пытаются загнать всех в одни рамки. Да, я не спорю, что, наверное, каждый бакалавр пойдет потом в магистратуру и тем самым получит больше знаний и приобретет больше навыков. Но, на мой взгляд, наше правительство не задумывается о том, что большинство нынешних студентов пошло на бакалавриат, потому что было легче «попасть» на бюджет, а даже если ты не получишь такого места, то учиться там выходит гораздо дешевле и меньше по времени. Многие нынешние студенты-бакалавры даже и не задумываются о поступлении в магистратуру, им лишь бы быстрее выучиться и пойти работать. И вряд ли, убрав специалитет как таковой и оставив только бакалавров и магистров, Министерство образования сможет качественно изменить условия получения образования в России. Вряд ли оно вообще выйдет на более высокий уровень. К сожалению!

Как оказалось, имея возможность сравнить учебное расписание баков и вымирающих спецов, российские студенты особо разницы не почувствовали. Предметы практически те же, что у специалистов, расписание правда более напряженное, зато многих «лишних» предметов нет. Под «лишними» сегодня понимаются литература для математиков, философия для химиков, психология для архитекторов, русский язык для программистов, теория вероятности для журналистов и так далее. Ну так у них на Западе и такого понятия как «кандидат наук» не существует! Все защитившие диссертацию сразу приобретают степень доктора наук.

Наталья Горяйнова, преподаватель Челябинского филиала Российской академии предпринимательства:

- Многим учебным заведениям пришлось, что называется, переобуться, для того, чтобы продолжить свое существование на рынке образовательных услуг. Например, несколько лет назад, когда переход к Болонской системе обучения уже перестал быть чем-то далеким и нереальным, мы стали готовить одновременно и специалистов, и бакалавров. Сейчас нам, как и многим другим, предстоит полностью распрощаться с той системой, по которой учились в свое время мы.

Новое - это, безусловно, хорошо. Прошло немного времени после первого выпуска бакалавров. Пока работодатели с жалобами не обращались! (улыбается) Однако такая система обучения, ее нормы - им только предстоит подтвердить свое качество, пройти проверку временем.

Для студентов ведь очень многое происходит за кулисами: переписываются учебные планы, меняются стандарты, учебники... Наверно это и правильно, не всегда обучающегося должны касаться все трудности, с которыми приходится сталкиваться руководству. Если, конечно же, они не угрожают самому студенту и его диплому.

Примечательно, что во всех вузах, собирающихся осуществить этот переход, прошли Ученые советы и заседания. Обсуждались, подготавливались, принимались комплексные планы перехода университета на уровневую систему подготовки. Этот переход будет «осуществляться в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, предписывающего вузам содержание подготовки по основным образовательным программам ориентировать на потребности рынка труда, на формирование и развитие общекультурных и профессиональных компетенций профильной (профессиональной) направленности».

Антон Крупин, студент 2 курса, обучается по системе «бакалавриат»:

- Мне нравится, что обучение, с одной стороны, займет на год меньше, ведь не все собираются поступать в магистратуру, нравится, что учебная программа такая сжатая и насыщенная. А с другой стороны, эта система себя еще не оправдала. Все-таки исторически образование в России считается фундаментальным, дающим знания не только по изучаемой дисциплине, но и по предметам общего развития. Хотя, посмотрите, что у нас сейчас в школах творится! Бесплатная физкультура! Но, однако, за такие предметы как рисование, музыка, информатика, физика, химия, биология и так далее придется платить. Вряд ли, выходя из школы, ученик будет достойно, конкурентоспособно выглядеть, вряд ли будет настроен на дальнейшую учебу. Учебу в вузе.

А что же делать? Всегда и везде европейцы признаются специалистами не хуже российских, ведь работают же в серьезных, международных компаниях! Причем работают чаще всего весьма успешно. А на Западе, да и уже и нас, везде и всегда успех измеряется лишь в частном, денежном эквиваленте.

Комментарии 0
    Новости по сюжету Образование
    Новости по теме Министерство образования и науки Челябинской области