Яндекс.Метрика

У «Рависа» дело чистое

Фото У «Рависа» дело чистое

Зловонная пустыня, свалки едких отходов, озера жидкого куриного помета… Картины грядущей экологической катастрофы местного масштаба, которой так долго пугали челябинцев, рассеиваются на подъезде к поселку Рощино в Сосновском районе. Выходим из машины. Светит солнышко, кругом порядок, и настроение вполне соответствует ... А запах? Запах есть, но не удушливый смрад, как обещали многочисленные слухи, которые ходят вокруг птицефабрики. Пахнет птицей, ну так, на птицефабрику «Равис» мы и приехали с нашим фотографом. Чем же еще должно тут пахнуть?

Экскурсия на «Равис» планировалась давно. И поводов для этого было более чем достаточно. Каких только «страшилок» ни рассказывали об этом предприятии в последние годы. Чего стоят якобы плавающие на поверхности Шершневского водохранилища пятна куриного помета. В последние два года они стали зловещим фантомом, несущим городу затаенную опасность. Правда, надзорные ведомства не подтвердили, что это был помет, а не цветущие водоросли, например. И что принесло его с «Рависа». Но осадок, как говорится, остался. И потому мы решили съездить на птицефабрику - убедиться, своими глазами и, простите, носом, как решаются экологические проблемы на предприятии.

Костюмы, в которые мы облачаемся перед осмотром птицефабрики, больше похожи на экипировку хирурга – голубые халаты с завязками на спине, шапочки, бахилы. Наряд вызывает у нас улыбку. Но это обязательное требование при посещении птичников – не дай Бог, занесем какую-нибудь бациллу.

Наш экскурсовод заместитель директора по производству Наталья Уфимцева на «Рависе» работает 22 года. Птицефабрику знает, как свои пять пальцев. За полчаса предприятие не обойти. Мы садимся в уазик и едем.

- Наши родительские стада сосредоточены на трёх племрепродукторах, - рассказывает по дороге Наталья Федоровна. – На птицефабрику в Рощино на машинах доставляется яйцо. Ежегодно наш инкубатор выводит 30 миллионов суточных цыплят, которые отправляются на выращивание в цеха. Через 38-39 дней получаем готового бройлера массой 2 килограмма.

Ноу-хау в курятнике

И вот первая остановка – птичник № 52, где содержатся трехдневные цыплята. Открываешь дверь и попадаешь в светлое, выбеленное помещение. Здесь цыплята будут находиться 38 дней. По словам птицеводов, с этого корпуса будет получено свыше 150 тонн мяса.

Что удивляет – автоматизированное управление птичником. Кормление, температура воздуха, вентиляция, влажность, удаление отходов, - всем этим птицеводы «командуют» с помощью компьютера. И никакого сногсшибательного амбре.
- Весь путь к решению экологических проблем мы начали именно с реконструкции птичников, - рассказывает Наталья Уфимцева. - Эта реконструкция из разряда глобальных, в нее, конечно, большие деньги вложены. Последнюю клетку мы обновили в 2008 году, а работу начали еще четыре года назад. Заменили все оборудование на немецкое. До реконструкции здесь была клетка старой отечественной модификации. Острой была проблема с жидкими отходами и запахом. При поголовье в два раза меньше, чем сейчас, отходов было в пять раз больше.

Сосновские птицеводы путём внедрения инноваций в производство разработали с помощью фирменного российского биопрепарата технологию получения из помёта сырья для приготовления органического удобрения. На выходе из птичника получаются уже не отходы, а ценный продукт. С транспортера он грузится в тележки и направляется на площадку по переработке органического удобрения.
Во «взрослом» птичнике, куда мы приехали после «детсада», нас встречает возмущенный гомон.

- Пугливые они в этом возрасте становятся, - замечает Наталья Уфимцева. - Привыкли к своим хозяевам и на чужих бурно реагируют.

В птичнике те же чистота и приглушенный свет. Пернатые обитатели недоверчиво косятся на незваных гостей.

- Видите, какие современные бройлеры: ноги крепкие, грудь широкая, - продолжает Наталья Федоровна. – Вот, кстати, обратите внимание – круглая пластиковая кормушка в клетках. Она исключает надавливание груди бройлера. Раньше был желоб и чтобы поесть, нужно было грудкой постоянно соприкасаться с ним. Были намины груди. Сейчас это исключено.

По словам заместителя директора по производству, новая клетка уникальна, разработана специально для птицефабрики «Равис».

- Наши директора увидели эту систему на выставке за границей, в Ганновере, - рассказывает Наталья Уфимцева. – Такие кормушка и поилка были у напольного оборудования. И наши руководители подметили: вот бы это – и в клетку. Иностранцы прислушались и создали нам симбиоз - клеточно-напольное оборудование. В результате мяса получаем в разы больше.

На следующей остановке нам демонстрируют первые результаты масштабного инвестпроекта «Рависа» - новую бройлерную площадку. Первая очередь этой площадки открылась в конце сентября. Под одной крышей огромного птичника находится три зала, в которых сосредоточено более 300 тысяч цыплят-бройлеров.

Содержания такого количества птицы под одной крышей не имеет аналогов не только в области, но и в России, и эта площадка за год произведет 15 тысяч тонн мяса.
На очереди – открытие трех таких же птичников. Рядом полным ходом идет стройка. Вторая очередь бройлерной площадки почти на подходе. В начале января в новый птичник привезут первых обитателей. Здесь использованы последние наработки в области птицеводства и собственные ноу-хау. Например, система вентиляции – это техническое решение местных инженеров.

Отходы по науке

После осмотра производства нас везут в цех по приготовлению белковых кормов. Через территорию к цеху тянутся трубы, по которым сюда поступает «все лишнее» - потроха, перо. Вот где чувствуется тяжелый дух! Но только в пределах помещения. В котлах побочные продукты переработки мяса птицы – перо и кровь превращаются в ценную мясокостную муку. В месяц цех производит более 200 тонн высокопитательного, ценного белкового сырья. И этого для нужд птицефабрики мало. Мощность подразделения планируется увеличить.

- Мы также были первыми на Урале, кто установил такой цех, - рассказывает наш экскурсовод. - Этот цех мы запустили в 2007 году. Стоимость проекта – сто миллионов рублей. Здесь применяется западная технология, датское оборудование. Что важно, в цехе имеется система защиты, стоят биофильтры. Так что атмосферу мы никоим образом не загрязняем.

А вот чтобы посмотреть участок по приготовлению органических удобрений, нам пришлось выехать за пределы птицефабрики. Отъезжаем метров за восемьсот от поста охраны предприятия. Выходим и осматриваемся. Где грязь, зловония, мухи? Хотя бы запах? Поразительно, но ничего этого нет. Лишь вдалеке кружится воронье.

- Там дальше рощинская свалка находится, - поясняют наши сопровождающие.

По их словам, еще года два-три назад на этом месте тоже были горы мусора. Собственными руками работники «Рависа» во главе с директором расчищали завалы во время субботников.
- Здесь пять углубленных чеков, - рассказывает старший специалист по экологии птицефабрики «Равис» Нина Астахова. – В них идет процесс биоферментации – естественного компостирования, и готовое органическое удобрение можно вывозить на поля. Кстати, производство удобрения долго изучалось специалистами птицефабрики, и было поставлено на научную основу. А после создания технологии ее запатентовали.

- Там, где на наших полях вносилось удобрение, мы получили в этом году урожайность пшеницы в среднем до 27 центнеров с гектара, - делится наблюдениями главный агроном холдинга «Равис» Андрей Левченко. – А максимальный результат, какой был за последние годы, - 35 центнеров с гектара. С полей, которые не были удобрены, мы из-за засухи ничего не получили, убрали их на корма. А здесь такие успехи!

Фабрика слухов

Сегодня «Равису» есть чем гордиться. Вопрос с переработкой отходов и модернизацией в целом решается такими темпами, что могло бы позавидовать любое предприятие. Фабрика стала фактически безотходным производством. Отсутствие нарушений при обращении с отходами показали и последние проверки надзорных органов.

Вообще эти проверки не прекращались на «Рависе» с 2007 года. Жалобы в надзорные ведомства, публикации в газетах и сюжеты на телеканалах о «зоне экологического бедствия» постоянно будоражили и жителей области, и трудовой коллектив. И при этом - постоянные слухи о закрытии предприятия.

Действительно, когда-то утилизация жидких отходов ставила под угрозу состояние окружающей среды в Сосновском районе.

– Все это досталось предприятию в наследство с 80-х годов, - вспоминает Наталья Уфимцева,- а вопрос реконструкции встал уже в начале 2000-х. Была проблема – ее надо было решать.
- С 2007 года у нас прошло более тридцати проверок, - рассказывает юрист агрохолдинга «Равис» Павел Василенко. – Только в 2008 году их было 22. Проверяли все: Россельхознадхор, Росприроднадзор, управление ветеринарии, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Министерство сельского хозяйства, Министерство радиационной и экологической безопасности, природоохранная прокуратура. Причем и областные, и районные структуры. Это было связано с жалобами двух граждан Афанасьева и Филичкина. В основном факты были надуманными, заказными.

На сопровождение проверок у руководителей подразделений компании уходила чуть ли не треть рабочего времени. Какие-то факты, по словам Павла Василенко, подтверждались. Например, в 2008 году у птицефабрики действительно отсутствовала лицензия на право обращения с опасными отходами. А вот жалобы на сливы отходов в реки Биргильда и Миасс, суд посчитал необоснованными.

Тем не менее, в общественном мнении «Равис» прочно был связан с отходами и загрязнением окружающей среды. И для этого было потрачено немало сил и подключены надзорные ведомства. Как ни странно, руководство компании не в претензии к проверяющим инстанциям.

- Проверки подвигли нас к ускорению реконструкции, модернизации птицефабрики, - считает юрист. - Мы очень продвинулись в технологии приготовления органического удобрения, в разгребании мусорных завалов на этой площадке. Нам указывали на недостатки, нарушения - мы их устраняли.
Последние проверки, закончившиеся в октябре, может быть, наконец, поставят точку в разбирательствах? На этот раз обращение с отходами на предприятии отслеживали Росссельхознадзор, Росприроднадзор и природоохранная прокуратура. И по всем проверкам дано заключение: нарушений не выявлено.

- Положительная динамика на предприятии заметна, - комментирует итоги проверки заместитель руководителя Росприроднадзора по Челябинской области Оксана Черноволова. – Если в 2007 году природоохранная прокуратура обращалась в суд с иском о прекращении деятельности предприятия, то сегодня она отмечает: то, что было запланировано – выполнено. Нарушений в области обращения с отходами не выявлено. И вряд ли «Равис» является источником плохих запахов, на которые жалуются, в частности, жители Металлургического района.

Ближайшие планы у «Рависа» масштабные. Благодаря открытию кредитной линии в Сбербанке России компания намерена вложить в развитие и модернизацию производства 1,8 миллиарда рублей. А обновление оборудования, использование современных технологий снижает негативное воздействие на окружающую среду. И кто же будет рисковать такими вложениями, тайком сливая на машинах отходы на поля или в водоемы? Дураков нет.

Комментарии 0