Яндекс.Метрика

Вторая сторона конфликта: оптимизм насчет будущего «Полета» разделяют не все

Фото Вторая сторона конфликта: оптимизм насчет будущего «Полета» разделяют не все

Уже не первый год складывается тревожная ситуация на челябинском радиозаводе «Полет». Некогда крупное предприятие, до сих пор в некоторых технологических аспектах остающееся уникальным, сегодня находится на грани разорения: растут долги, продаются активы, размываются перспективы.

В прошлом году на заводе полностью поменялось руководство, которое уже бодро рапортует о своих успехах. Однако положение дел на «Полете» не столь радужное, как в отчетах руководителей. Нынешнее руководство склонно во всех проблемах предприятия винить своих предшественников, о чем агентство «Урал-пресс-информ» писало здесь. Однако не все так однозначно: работники оборонного завода, отдавшие ему десятки лет своей жизни, имеют свою точку зрения на происходящее.

Поскольку позиция сегодняшних топ-менеджеров уже была озвучена предельно четко, теперь мы предлагаем взглянуть на беды «Полета» глазами тех, кто не разделяет оптимизм нынешнего руководства.

В 2014 году завод перешел под крыло Объединенной приборостроительной корпорации, которая, в свою очередь, входит в состав федеральной корпорации «Ростех». После этого у предприятия начались серьезные проблемы, особенно финансового плана. Отныне любое действие стало необходимо согласовывать со столичным начальством. Это неизбежно привело к затягиванию в решении вопросов, с которыми раньше руководство «Полета» быстро справлялось само на местном уровне.

В результате этой чиновничьей волокиты предприятие не успело вовремя перекредитоваться, из-за чего образовался солидный долг, а завод впервые и надолго испортил свою кредитную историю. В конечном итоге деньги в «Полет» пришли, но лишь спустя пять месяцев, из-за чего пришлось изменить производственный план и перенести важные контракты на следующий год, а у работников завода начались перебои с зарплатой.

При этом надо помнить, что завод «Полет» – это производство двойного назначения. Треть всей продукции, выпускаемой на предприятии, гражданская, оставшиеся 70 процентов – это исполнение Гособоронзаказа. При этом ни разу за всю свою историю «Полет» не срывал обязательства по ГОЗ. Даже сейчас, когда завод «лежит на боку», эта часть производства выполняется практически идеально. Хотя, по мнению многих бывших и нынешних сотрудников предприятия, лавры делятся не совсем должным образом.

Год назад на «Полете» практически полностью сменилось руководство. Причем, кадровая «революция», пришедшая, само собой, из Москвы, была разыграна как по нотам.

Прикрываясь «неэффективной» работой руководства завода, «Ростех» внедрил на предприятие молодых да скорых «эффективных менеджеров». При этом прежних руководителей впрямую никто не увольнял, но им было сделано предложение, от которого, как говорится, нельзя отказаться. В частности, через средства массовой информации был очернен бывший генеральный директор «Полета» Евгений Никитин, работавший в этой должности с 1994 года. Сообщалось даже, что в отношении его вот-вот будет возбуждено уголовное дело, связанное с продажей части активов предприятия.

В итоге дело не возбудили, но с поста сняли. Вслед за ним примерно такая же участь постигла и все остальное руководство челябинского завода: всем профильным заместителям бывшего генерального москвичи в открытую предлагали написать «по собственному». Кого уговаривали, кого – стращали, но своего добились: из прежней команды сегодня остался только экс-зам Сергей Пилат, который номинально и возглавил предприятие.

Однако, по словам самих работников завода, всем рулят молодые менеджеры. Правда, они в основном проживают вне Челябинска, в своих родных городах, зато умеют правильно рапортовать. Скажем, еще в 2015 году, при прежнем руководстве, должен был состояться крупный контракт с Анголой, однако финансово-организационная ситуация поспособствовала срыву договора, который новое руководство завода внесло в план на следующий год, а в Москве отчиталось о нем как о собственной заслуге.

Или такой пример. Выручка «Полета» в 2015 году составила 980 миллионов рублей, а по итогам 2016-го – уже два миллиарда. Что и занесено в отправленные в Первопрестольную отчеты. Но!

«На конец прошлого 2016 года на складе готовой продукции набралось на 670 миллионов и еще в 617 миллионов оцениваются незавершенные изделия (с долей готовности в 80 процентов), – поделился наболевшим бывший заместитель генерального директора по финансово-экономическому планированию Леонид Орлов. – Если добавить к этим цифрам и складские запасы, стоимость которых составляет 130 миллионов рублей, а затем сложить эти три показателя, то на деле получается, что выручка за 2016 год составляет менее 600 миллионов! А отчитались-то аж за два миллиарда!»

Любой серьезный завод – это четко спланированное производство. «Полет» – не исключение. Для нормальной работы цехов уже в сентябре-октябре необходимо закупать инструментарий, материалы и комплектацию для функционирования станков и цехов в будущем году. На челябинском радиозаводе такая потребность оценивается в десять миллионов рублей. Однако при новом руководстве закупки сделаны не были. А это неизбежно приведет к остановке производства уже через несколько месяцев работы.

Эффективность нового руководства сводится к тому, что на заводе неуклонно падает численность сотрудников. На начало 2017 года количество работников в общей массе сократилось почти на 300 человек. Причем, в число «лишних» попали как опытные профессионалы, работавшие на «Полете» едва ли не со дня основания, так и молодая поросль, которую годами пестовали мудрые наставники. На самом деле число истинных «полетовцев» сократилось еще больше, поскольку на место ушедших новое руководство набирает часть лояльных ему «своих» «специалистов», которые, образно говоря, зачастую не знают, где у отвертки начало.

Рапортуя о своих успехах в столице, команда эффективных менеджеров особый упор делает на сокращении затрат предприятия. И этот факт действительно имеет место быть. Вот только они забывают рассказать, что из 60 сэкономленных миллионов 25 – это сокращение средней заработной платы, которая сегодня ниже средней зарплаты как в целом в отрасли, так и в среднем по Челябинской области, а еще 20 миллионов – долги перед смежниками (даже столовой должны пять миллионов). Еще недавно на заводе трудились более 200 конструкторов, но нынешние руководители отчего-то посчитали, что предприятию хватит и пятидесяти. Значит, остальных тоже ждет увольнение?

Считая каждую копейку, новые руководители закрыли многие социальные проекты, как, например, заводской здравпункт, где раньше каждый работник, как говорится, не отходя от станка, мог быстро и качественно поправить здоровье…

И это далеко не полный перечень нововведений, привнесенных эффективными менеджерами, которые проживают в своих Москве (Самаре, Санкт-Петербурге, Нижнем Тагиле), а на работу в Челябинск летают за счет предприятия.

Словом, у людей, знакомых с ситуацией изнутри, складывается стойкое впечатление, что «Полет» прямым курсом ведут к банкротству. И вот тут возникают два вопроса: кто и зачем?

Ряд изделий, которые сегодня выпускает челябинский «Полет», больше не делает никто в стране. В сегменте Гособоронзаказа часть продукции завод делает либо самостоятельно, либо в качестве соисполнителя. Часть изделий для аэродромов и навигации по линии министерства обороны – это монопольное производство.

В свое время, когда «Полет» впервые закачался, были попытки организовать подобное производство на другой промышленной базе, были вбуханы огромные средства, но ничего не получилось. А если, в принципе, перенести производство в иной регион, то продукция будет в 3-4 и более раз дороже челябинской. Так что вопрос о смене изготовителя видится нецелесообразным.

Более простой и, увы, прагматичной выглядит вторая причина. Возможное банкротство предприятия приведет к тому, что опустеют ныне действующие производственные мощности. И тогда, чтобы вернуть хоть часть затрат, придется распродавать оставшиеся активы «Полета». А на их месте, как уже видно по расстраивающемуся жилому элитному комплексу «На Лесопарковой», появятся красивые дорогие многоэтажки, жить в которых, безусловно, будет комфортно и престижно любому челябинцу.

Схема искусственного банкротства промышленного предприятия – дело, не раз пройденное. Кто знает, может, именно сейчас подошло время «Полета».

Вот только последние события на мировой арене наглядно подтверждают банальную мысль о том, что «враг не дремлет». А в вопросах защищенности Отечества мелочей, даже таких, как небольшой завод «Полет», быть не может. Хорошо, если бы об этом чаще вспоминали в Объединенной приборостроительной компании, а особенно – в концерне «Ростех».

Комментарии 0
    Новости по теме радиозавод Полет