Челябинские артисты готовятся к генеральной репетиции оперы «Аида»

Фото Челябинские артисты готовятся к генеральной репетиции оперы «Аида»

Режиссером-постановщиком «Аиды» стала полюбившаяся южноуральским зрителям Екатерина Василёва, которая поставила на подмостках Челябинского оперного театра уже три постановки: концертную, а через год – сценическую версию оперы «Фауст», а также очень редкую в исполнении оперу «Жанна дАрк» («Орлеанская дева»). «Аида» стала четвертой оперой, которую ставит московский режиссер, и не исключено, что через какое-то время она также будет поставлена в сценической версии. До этого в Челябинске уже ставили знаменитую оперу дважды: в 2000 году на русском языке и в 2008 году - на итальянском.

Особенность постановок Василёвой в их новаторстве. Даже концертные версии при ее руководстве становятся необычными, привлекая зрителей не только сольными и хоровыми партиями, но и нестандартными световыми решениями, расположением декораций, а также за счет использования знаков-символов, которые зрителю будет предложено разгадать самостоятельно. Очень ярко любовь к символизму была отображена в «Жанне дАрк», где за счет использования проекции и прямых трансляций на сцену удалось создать необыкновенный эффект при исполнении очень традиционного рода музыкального произведения. Какие символы зритель увидит в «Аиде» - режиссер пока не раскрывает, и даже сами артисты пока не знают, в каких условиях они будут работать.

«Пока еще никто не видел замысел режиссера, - рассказала главный хормейстер Наталья Макарова. – Будет намек на что-то египетское. Парадокс заключается в том, что «Аида» даже в декорациях статична, хор не принимает каких-то активных действий, он, в основном, стоит. И в предыдущей постановке 2004 года он просто стоял, но станки были другой формы, в виде скал. На сцене стояли сфинксы – металлические конструкции, закамуфлированные под камень. В этот раз будут установлены лестницы и станки из спектакля «Трубадур» в разных конфигурациях. Но станок, на котором будут стоять мужчины, не меняет форму, а станок, на котором будет стоять женский хор, меняет – его переставляют».

Необычность этой постановки еще и в том, что оркестр будет располагаться между станками, а не в оркестровой яме. Хор будет исполнять свои партии над сценой, на трехметровых помостах - станках. Почти всю постановку артисты хора будут присутствовать на сцене, но какие-то части будут исполняться за кулисами, в частности, в финальной сцене, когда главные герои оперы – Рамадес и Аида, замурованные под землей, поют дуэтом, а жрецы при этом поют извне. Кстати, именно этот предсмертный дуэт Радамеса и Аиды «Con te partiro» (ит. «Ухожу вместе с тобой». – прим.авт.) является одним из самых узнаваемых среди классических композиций.

Сейчас оперный театр активно готовится к своему юбилею, поэтому готовиться к премьере приходится при очень плотном графике. Каждый день на сцене устанавливают декорации для текущего репертуара: в четверг артисты репетировали «Аиду» в декорациях «Кармен», а в пятницу – балета «Баядерка». Это тоже усложняют задачу готовящихся к премьере хористов и солистов, которые разучивают технически сложные партии.

«Когда мне предложил исполнить эту партию, я была охвачена страхом, потому что я слушала Аиду в исполнении знаменитых оперных певиц, - рассказала вокалистка Гузелия Шахматова. - Много вокального материала, технически партия очень сложная, потому что в ней многое выстроено на контрастах, много тонких нюансов. Нужно передать образ именно вокально, через голос: страсть, страдание, борьбу, сдержанность. Это очень контрастная, сложная партия. Прежде чем приступить к какой-то партии, нужно ознакомиться с ее содержанием. Специально никого не слушала, чтобы создать что-то свое. Со мной занималась очень хороший концертмейстер Татьяна Миркина, которая проработала со мной все технические места. Когда мы уже прошли этап выучки, стали уже «бантики оформлять»: работать над образом, над нюансами, которых оказалось очень много. Сложность вокалистов в том, что очень многое зависит от нас, от нашего здоровья и самочувствия. Тем не менее, чтобы была стабильность, а стабильность – это признак профессионализма, нужно тренироваться».

«Аида» - это история вражды и любви одновременно, классическая драма, развернувшаяся в период противостояния двух народов. В награду за победу над эфиопами фараон Египта отдает свою дочь в жены полководцу Радамесу, но победитель влюблен в рабыню, под маской которой скрывается дочь эфиопского царя, и не собирается отказываться от возлюбленной. В результате влюбленные погибают, погребенные заживо.

Комментарии 0
    Новости по теме Челябинский театр оперы и балета