Четвертая постановка «Щелкунчика» на челябинской сцене

Фото Четвертая постановка «Щелкунчика» на челябинской сцене

Это уже четвертая постановка знаменитого балета на челябинской сцене. Об истории трех предыдущих, об их создателях и исполнителях корреспонденту агентства «Урал-пресс-информ» рассказала руководитель литературно-драматургической части театра Светлана Бабаскина.

Первые две постановки с промежутком в десять лет (в 1967 и 1977 годы) осуществила Людмила Владимировна Воскресенская. Заслуженная артистка России, обаятельная, красивая женщина и талантливый мастер и педагог, она была главным балетмейстером театра с 1964 по 1974 годы. Но и уехав в Днепропетровск, Воскресенская не порывала связи с труппой и приезжала на постановку спектаклей, в том числе второго своего «Щелкунчика». Те, кому посчастливилось с ней работать, отмечали ее необычайную эмоциональность, невероятную фантазию, строгую и четкую логику балетмейстерского почерка. Первый «Щелкунчик» балетмейстера Воскресенской был очень техничным, насыщенным массой головокружительных поддержек. Главные партии в нем исполняли Александр Домрачев, Лидия Позднова, Ирина Сараметова, Галина Борейко, Дина Лебедева, Владимир Нарский, Владимир Постников, Александр Вдовин. Второй спектакль был менее виртуозным. Он очень нравился исполнителям. Вот только костюмы были скромными. Исполнитель партии Дроссельмейер Сергей Чадов вспоминает: «Жаль, что костюмы смотрелись небогато. Но что поделаешь: не было в то время эластичных блестящих трико, и, чтобы сделать элегантным костюм своего героя, мы придумали нашить элементы его фрака на купальник и трико. Дроссельмейер, сочиненный балетмейстером, был добрым, жизнерадостным, любящим детей. В этой партии, помимо меня, выходили Михаил Мотовилов и Александр Мунтагиров, в будущем народный артист России и художественный руководитель балета нашего театра.

Во втором «Щелкунчике» Людмилы Воскресенской главных героев исполняли многие ведущие солисты балетной труппы: Галина Борейко, Евгений Попов, Галина Клековкина, Владимир Жданов, Александр Клековкин, Ирина Ушакова, Максим Прокофьев, Татьяна Предеина, Татьяна Сулейманова, Андрей Булдаков. Многие из них впоследствии стали народными и заслуженными артистами».

В 2002 году руководство театра пригласило на постановку третьего «Щелкунчика» молодого балетмейстера, ученика Юрия Григоровича - Сергея Боброва, который поставил сказочно красивый и отлично срежиссированный спектакль. Он наделал много шума: критики и зрители единодушно назвали его ярким событием, значительным явлением в культурной жизни Южного Урала. Хореограф Сергей Бобров не просто воспроизвел на сцене сюжет новеллы Гофмана. Введя новые персонажи, он, по сути, сочинил новую хореографию.

В новой, четвертой постановке «Щелкунчика», театр возвращается к классическому варианту либретто. Оригинальную хореографию сочинил балетмейстер-постановщик народный артист России Юрий Клевцов в соавторстве с Марией Большаковой. Декорации и костюмы выполнены по эскизам художника Дмитрия Чербаджи, наделенного фантазией и безупречным вкусом.

«Я всегда очень бережно отношусь к классике,- говорит Юрий Клевцов. - Но балет - не застывшее искусство, и каждая новая постановка должна нести отпечаток времени. Дмитрий Чербаджи, оформляющий спектакль- представитель классической художественной школы, прекрасно чувствующий форму, цвет, обладающий современным взглядом на искусство балета. Именно эти качества необходимы для постановки по-настоящему сказочного спектакля. Хор в спектакле будет не только поющий, но и танцующий. К тому же артисты исполнят две песни на стихи челябинского поэта Константина Рубинского. В общем, в этом непростом спектакле мне очень хочется, чтобы все вовремя светилось, летало, срасталось, создавая феерическую атмосферу сказки Гофмана».

Накануне премьеры в фойе театра открылась фотоэкспозиция, посвященная истории всех челябинских «Щелкунчиков».

Комментарии 0
    Новости по теме Челябинский театр оперы и балета