Много напитков и задушевные беседы: алкоголик-интеллектуал Веничка ждет челябинцев в Камерном театре
К знаменитому маршруту Москва-Петушки, впервые проложенному алкоголиком-интеллектуалом Веничкой в 1969-1970-м годах прошлого столетия, смогут присоединиться и жители Челябинска - в качестве попутчиков-наблюдателей.
Премьера спектакля «Москва-Петушки», поставленного по псевдоавтобиографической поэме в прозе Венедикта Ерофеева, состоится в столице Южного Урала уже в следующую пятницу, восьмого февраля, - на сцене Камерного театра. И пропускать это событие не рекомендуется – зачем лишать себя удовольствия?!
Оценить талант питерского режиссера Алексея Янковского (он стал и художником-постановщиком этого спектакля) и мастерство артистов челябинского Камерного (в премьеры заняты Петр Артемьев, Елена Евлаш, Марина Гез, Екатерина Остапенко, Екатерина Букина) узкому кругу зрителей посчастливилось уже сегодня, первого февраля.
«Все говорят: Кремль, Кремль. Ото всех я слышал про него, а сам ни разу не видел. Сколько раз уже (тысячу раз), напившись или с похмелюги, проходил по Москве с севера на юг, с запада на восток, из конца в конец, насквозь и как попало - и ни разу не видел Кремля», - так начинается путешествие в Петушки сильно пьющего интеллигента Венички, в основном изъясняющегося на прекрасном литературном языке, но при надобности способного и очень даже крепкое словцо вставить.
Описывать происходившее на сцене бессмысленно. Это нужно смотреть. И поклонникам произведения Венедикта Ерофеева, и тем, кто его не читал, - спектакль действительно интересный, в нем много драматического и комического, отличный юмор, яркие монологи и диалоги. Тут и рассуждения о свободе, счастье, предназначении, и поиски глубинных смыслов человеческого бытия (но безо всякого занудства), и песни с танцами, и очень красивые женщины, окружающие обаятельного и харизматичного Петра Артемьева, - скучно точно не будет.
«Мне это нравится. Мне нравится, что у народа моей страны глаза такие пустые и выпуклые. Это вселяет в меня чувство законной гордости… Можно себе представить, какие глаза там. Где все продается и все покупается: … глубоко спрятанные, притаившиеся, хищные и перепуганные глаза… Девальвация, безработица, пауперизм… Смотрят исподлобья, с неутихающей заботой и мукой - вот какие глаза в мире чистогана…
Зато у моего народа - какие глаза! Они постоянно навыкате, но - никакого напряжения в них. Полное отсутствие всякого смысла - но зато какая мощь! (Какая духовная мощь!) Эти глаза не продадут. Ничего не продадут и ничего не купят. Что бы ни случилось с моей страной, во дни сомнений, во дни тягостных раздумий, в годину любых испытаний и бедствий - эти глаза не сморгнут. Им все божья роса…» - слушать монологи Венички в исполнении Петра Артемьева было сущее удовольствие.
Тем временем, в челябинском Камерном предупреждают: «По дороге в театр будьте внимательны и бдительны! Остерегайтесь вокзалов, ЖД-станций, случайных и неслучайных собутыльников! И самое главное - рассекающих по улицам мегаполиса всадников Апокалипсиса».
На сайте театре приведено и несколько гениальных цитат из прозаической поэмы «Москва-Петушки: «Нельзя доверять мнению человека, который ещё не успел похмелиться»; «Надо чтить, повторяю, потёмки чужой души, надо смотреть в них, пусть даже там и нет ничего, пусть там дрянь одна — все равно: смотри и чти, смотри и не плюй…»; «О, самое бессильное и позорное время в жизни моего народа — время от рассвета до открытия магазинов!»; «Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее надо так, чтобы не ошибиться в рецептах.»
Продолжительность спектакля – три часа (вместе с антрактом). Время пролетит незаметно, словно вы и правда едете в поезде.
Как отмечают в минкульте Челябинской области, знаменитому произведению Венедикта Ерофеева посвящено множество научных трудов, каждый раз литературоведы находят в его поэме все более глубокие пласты смысла. Поэма переведена на множество языков, по ней поставлены десятки спектаклей и даже установлен памятник в ее честь. К сожалению, большинство людей считает, что «Москва-Петушки» - это всего лишь забавная история про то, как мужик бухает в электричке.
Однако современники, знавшие писателя лично, уверяют, что пьянство Венедикта Ерофеева не было самоцелью. Это был сознательно выбранный им путь в жизни, заключавшийся в протесте общественным устоям.
«Три года назад я поставил этот спектакль в одном из университетов Финляндии, и студенты даже перевели его на финский язык. Там это произведение очень популярно. Мой приезд в Челябинск связан с тем, что я хочу поставить поэму на родном, русском языке. Мне интересно, будет ли эта тема столь же актуальна, как в той же Финляндии?», - отмечает режиссер-постановщик Алексей Янковский.
Алексей Янковский - режиссер, педагог, актер, руководитель питерской театральной мастерской «АСБ», лауреат фестивалей «Новая драма», «Монокль» в номинации «За лучшую режиссуру». Его спектакли участвовали в разных фестивалях, в том числе несколько раз бывали на челябинской «Камерате».
С Камерным театром режиссера связывает несколько проектов. Здесь он поставил «Парадоксы преступления», «Чайку», «Отцы и сыновья».
Кстати, это уже вторая инсценировку текстов Венедикта Ерофеева на челябинской сцене. Спектакль «Беги, Веничка, беги» до сих идет в театре «Манекен».
Премьера «Москва-Петушки» будет идти в Челябинске 8, 9, 13 февраля, 2 и 16 марта.