В Челябинском театре оперы и балета имени Глинки сегодня, 27 февраля, состоится первая в этом году премьера. «Вечер одноактных опер» представит публике два спектакля - самое лаконичное творение Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» и самое первое серьёзное произведение 19-летнего Сергея Рахманинова «Алеко». Этой премьерой творческий коллектив отмечает и начало Года литературы. Ведь в основе либретто обеих опер всем известные поэтические шедевры великого Пушкина – одна из «маленьких трагедий» его знаменитой драмы, признанной образцом высокой поэзии, и поэма «Цыганы», либретто по которой для камерной оперы начинающего композитора написал Немирович-Данченко.
Постановку одноактных опер осуществили молодые режиссёры театра Вадим Кейш и Олег Иванов, которые очень бережно отнеслись к поэтической основе своих постановок. Музыкальный руководитель премьеры – главный дирижёр театра Евгений Волынский.
Начнётся «Вечер одноактных опер» с «Моцарта и Сальери». Для Вадима Кейша, который имеет уже довольно солидный режиссёрский багаж, обращение к двум классикам – Пушкину и Римскому-Корсакову было и ответственным, и далеко не простым. В небольшой сцене из «маленькой трагедии» занято всего два солиста. Вокруг черного рояля развернутся нешуточные страсти двух творцов. До сих пор смерть Моцарта окутана тайной и не развенчана окончательно версия о том, что его отравил Сальери. Пушкин, хорошо зная биографию обоих композиторов, всё-таки воспользовался этой версией. Его увлекла мысль противопоставить гению, которому всё подвластно, мучительные сомнения его завистливого соперника. Известный советский и российский литературовед и музыкальный критик Абрам Гозенпуд считал, что главным действующим лицом оперы является не Моцарт, а Сальери, и что именно этот образ психологически четко выверен музыкальной палитрой композитора. «Сальери Пушкина и Римского-Корсакова — не мелкий преступник, он жрец узкой идеи. Для неё и во имя её он идет на убийство, но с такой же убежденностью пойдет и на самоубийство», уверен критик. Тонкий и глубокий сюжет одной из «маленьких трагедий», рассчитанный только на двух солистов, потребовал от режиссёра и актёров тончайшей психологической разработки образов и особого драматического накала во взаимоотношениях персонажей.
Во втором отделении премьеры прозвучит опера «Алеко». В свое время она исполнялась челябинской труппой в концертном варианте. В этот раз зрители увидят спектакль с декорациями и костюмами и в оригинальном решении молодого режиссёра Олега Иванова. В оперном театре он работает первый сезон. До этого был режиссёром драматических спектаклей, его дипломной работой в ТЮЗе (Молодёжном театре) была «Гроза» по Островскому, которая вызвала немало споров . Так что «Алеко» - дебют начинающего режиссёра на оперной сцене.
«Алеко» не станет просто историей про вольного цыгана, - сказал Олег Иванов накануне премьеры. - Это будет скорее такая притча. Притча вне времени. Ведь что такое табор – это некое сообщество людей, думающих одинаково. Алеко был принят в табор, и надо было показать, что же происходит с человеком, с его мировоззрением, когда он примыкает к определенному кругу людей со своими порядками, правилами и табу».