Росписям Дайнеки, украшающим Челябинский оперный театр, 60 лет

Фото Росписям Дайнеки, украшающим Челябинский оперный театр, 60 лет

Сегодняшние исследователи высоко оценивают работу Дейнеки в Челябинске и считают, что эти росписи достойны того, чтобы был установлен памятный знак в честь их создателя. Работа выдающегося художника - в числе немногих объектов Челябинска, создающих неповторимый уникальный облик города и представляющих несомненную ценность благодаря масштабу и красоте. Среди них - архитектурный ансамбль на площади Революции, здание Публичной библиотеки (архитектор – Мария Мочалова), здание Картинной галереи (на улице Труда), которое было построено по проекту тоже московского архитектора Аркадия Федорова 100 лет назад.

Строительство здания Челябинского оперного началось в 1937 году, а сам театр планировалось открыть 7 ноября 1941 года. Но война внесла свои коррективы: в почти готовом здании разместился Московский патронный завод «Калибр», выпускавший продукцию для фронта. Лишь в 1948 году оно было освобождено от заводского оборудования. В 1949 году театр был возвращен городу, но большая часть его пришла в полную негодность. Здание требовало полной реконструкции, в ходе которой в 1950-1954 годы архитектурный облик театра стал совершенно иным. Куренной, признавая, что прежние фасады были разработаны еще в период влияния «конструктивистских течений», предложил создать новый вариант фасада, более торжественный и репрезентативный, созвучный классическим формам русской театральной архитектуры первой половины ХIХ века.

Архитектура в новом проекте уподоблялась величественным декорациям, оформлявшим сцену для спектакля счастливой и радостной жизни. Торжественный мощный восьмиколонный портик, поднятый рядами ступеней, поддерживает треугольный фронтон, декорированный рельефом. Монументальный пятиметровый барельеф, а также аллегорические скульптурные композиции фронтона на тему «Танец, Музыка и Рабочий» выполнены творческой бригадой под руководством народного художника РСФСР Нероды. Тема фронтонного рельефа – изображение герба СССР, знамен и атрибутов искусства – характерна для послевоенного неоклассицизма. Внутренний план здания четок и ясен. Главенствующая роль принадлежит, конечно, великолепному зрительному залу на 1200 мест, который выстроен по классическому «ранговому» принципу: развитый партер, переходящий в небольшой амфитеатр, ложи бенуар и бельэтаж, балкон первого яруса. По главной оси зала, подобно императорской, расположена парадная ложа для «высоких гостей». Глубинная кулисная сцена – коробка площадью 450 кв.м. была создана с учетом достижений театральной техники 1950-х годов. Основные помещения для зрителей украшены декоративной скульптурой и позолоченной лепниной, оформлены натуральным и искусственным мрамором. Парадные люстры выполнены по эскизам Куренного. Живописный плафон зрительного зала на тему «Дружба народов СССР» и плафон большого фойе «Народный праздник», а также шестигранные вставки плафона фойе выполнены по эскизам Дейнеки художниками его мастерской: Паршуковым, Одинцовым, Мастаковым, Русаковым, Никифоровым. Несмотря на то, что при жизни автора приемная комиссия в 1954 году росписи Челябинского оперного приняла с оценкой «удовлетворительно», Дейнека точно чувствовал время: роскошь и помпезность сталинского ампира в искусстве сменили лаконизм, строгость, простота форм и изложения.

Комментарии 0
    Новости по теме Челябинский театр оперы и балета