Яндекс.Метрика
  • Культура

В Челябинске обсудили итоги фестиваля современного искусства «Дебаркадер»

Фото В Челябинске обсудили итоги фестиваля современного искусства «Дебаркадер»

В музее собрались искусствоведы, актеры и режиссеры, художники и дизайнеры, просто зрители. Говорили более двух часов, обо всем: что получилось и что не удалось, были ли открытия и каким будет следующий «Дебаркадер».

Театральный режиссер, руководитель проекта «НЕтеатрБО» Олег Хапов:

– Челябинск настолько беден на культурные события, которые можно хотя бы по определению назвать современным искусством. Например, молодежи проявляться совершенно негде. А она есть. Самовыражение человека — «выкрик», я так называю, — иногда является художественным актом, а иногда это безобразие и хулиганство. Но этот выкрик есть. Я счастлив, что в Челябинске есть такой директор музея как Владимир Иванович Богдановский, который дал возможность проявления этого выкрика на музейных площадках. Мне кажется, это замечательное использование краеведческого музея! И культурные власти должны «хвататься» за такие идеи. Развивать культуру можно только такими событиями. Пододвигать людей, дергать со словами: «Есть возможность, давайте, мы готовы!

Искусствовед, член Союза художников России Галина Трифонова:

– Я думаю, это феноменальный случай, когда краеведческий музей так активно вторгается в художественную сферу и берет на себя ответственность устроить фестиваль современного искусства. И где? В Челябинске, где в этой области дело обстоит совсем не ровно в разных видах искусства и вовсе не всегда создаются выдающиеся вещи. Понятно, что такой фестиваль – это и смело, и очень любопытно. То, что принято в сегодняшнем мэйнстриме — зажигать, получилось. Я думаю, что фестиваль именно зажигал.

В художественной программе фестиваля было пять экспозиций, показанных на разных площадках. Эстетическим лучащимся центром, по мнению Галины Трифоновой, была выставка театрального художника и керамиста Алены Сластниковой:

– Очень важно, что внутри фестиваля состоялось такое событие, — продолжает Галина Семеновна.— Это сразу его поднимает на определенную творческую высоту. Театральная программа, мне кажется, была очень насыщенной. Но в отличие от театра, изобразительное искусство не работает с очень большим количеством зрителей. Оно адресно, индивидуально. Что касается перспектив, то они определяются глубоким осмыслением нашей художественной среды. Сейчас мы ощущаем разные векторы, они с трудом пересекаются. В этом смысле, фестиваль в краеведческом музее – это попытка объединить другие искусства. Вот «выкрикнули», такой фейерверк устроили – здорово. Но без объявления проблематики, аналитики, без привлечения серьезных творческих сил, кураторства фестиваль существовать не может.

Театральный критик, эксперт фестиваля «Золотая маска» Владимир Спешков:

– То, что происходило у нас в этот месяц – просто счастье, и мы начали жить заново. Я помню, как 20 с лишним лет назад наш главный авангардист Лев Гутовский в заброшенном здании прядильной фабрики собрал народ и в каждом углу что-то происходило: тут Виктор Плотников играл спектакль, выставки, тут мимы, тут музыка. Прошли годы, и то, что стало с нашим городом, совершенно не радует. Количество событий в сфере современного искусства гораздо меньше, чем в соседнем Екатеринбурге, Перми, Новосибирске, Красноярске. И думаешь: у нас ведь тоже миллионный мегаполис... То, что кто-то начал это возрождать, – очень большое дело. Очень хорошо, что появилось особое пространство – дебаркадер. Идеальное место. Сделали много, что могли — на энтузиазме, на горящих глазах, на новых пространствах. Я думаю, не хватило кинопоказов, дискуссионно-просветительской программы.

Искусствовед, член Союза художников России Ирина Духина:

– Открытия на фестивале были. Среди очень серьезных удач, конечно, Лена Сластникова с ее выставкой «Белый остров» и мастер-классом, Виктория Питиримова, Илья Надеждин с летательными аппаратами. Это молодой художник из Екатеринбурга Иван Тряпицин (челябинец, между прочим), будущий серьезный скульптор. На фоне Ваниных скульптур прекрасно сработало фаер-шоу (огненное шоу). Не случился, на мой взгляд, дебаркадер, где был придуман не просто бассейн, а водная инсталляция «Питер», и что прямо по воде будут ходить «Гофролюди» Вики Питиримовой, с которыми будут общаться театры. Очень хотелось театру занавес, удобства зрителям. Я бы не делала этого. Это фестиваль, зритель молодежный. Министра можно посадить в отдельное кресло, а остальные пусть тусуются.

Театральный художник, участник проекта «Дебаркадер» Антон Сластников:

– Считаю, очень грандиозно получилось. Театры, молодцы, откликнулись. Мы попытались из подземного музейного гаража сделать современную площадку. И хорошо, что там висели работы современных художников, выступал театр Ольги Пона, который ездит с гастролями по всему миру. Конечно, мы не могли все объять – музыку, архитектуру, дизайнеров, поэтов. Но для меня вся эта история, особенно последний месяц, получились как одна «ночь искусств». Я участвовал в каком-то длительном перформансе с импровизацией. Такие ощущения я редко в жизни испытывал. И вся команда музея – великолепна. Произошло единение творческих людей. Я просто счастлив, что участвовал в этом.

Интересных идей и высказываний было много. Нет сомнений, что фестиваль «Дебаркадер» нужен. Хорошо сказал Олег Хапов, отвечая за всех актеров на вопрос, готовы ли они вписаться в изобразительное пространство, предложенное художниками: «Я готов на любую заварушку, кроме голодовки».

Комментарии 0
    Новости по теме Краеведческий музей