Яндекс.Метрика
  • Культура

Вдохновленные Пушкиным, Рахманиновым и Кустурицей: в Челябинске ждут премьеру оперы «Алеко»

Фото Вдохновленные Пушкиным, Рахманиновым и Кустурицей: в Челябинске ждут премьеру оперы «Алеко»

«Алеко» - первая опера, написанная Сергеем Рахманиновым в 19 лет на либретто Владимира Немировича-Данченко, - уже ставилась на челябинских подмостках несколько лет назад в виде концертной версии. Год назад в оперном театре на «Вечере одноактных опер» челябинские зрители впервые увидели «Алеко» в сценической версии – с декорациями и костюмами. Постановкой занимался молодой режиссер Олег Иванов, для которого «Алеко» стала дебютом на оперной сцене. А уже в ноябре труппа стала готовиться к постановке, которая могла бы войти в репертуар. Так, под руководством режиссера Екатерины Василевой и художника-постановщика Софьи Кобозевой, к февралю родилась новая версия «Алеко».

Екатерина Василева, уже долгое время работающая с коллективом челябинского театра, успела зарекомендовать себя в среде поклонников оперы. Под ее руководством в театре было реализовано несколько масштабных постановок, в каждой из которых она использовала много новаторских решений.

«Жанр одноактной оперы предполагает наибольшую концентрацию эмоций на квадратный метр, скажем так, - рассказала Екатерина Василева. -Напряжение будет присутствовать от начала до конца. Мы много работали с артистами над образами, поскольку артисты и есть те самые «проводники», доносящие до зрителя суть происходящего на сцене. Иногда мы в постановке больше пользуемся каким-то визуальным приемом или пластическим, но здесь все-таки больше психологическая драма, все внимание будет обращено к конфликту, а все остальное – в дополнение».

Режиссер обещает подготовить для зрителей много интересного. Художники провели большую работу с декорациями, создав два пространства: бытовое и поэтическое. Перед тем как «соткать» бытовое пространство, по словам Софьи Кобозевой, бутафоры вдохновлялись фильмами сербского режиссера Эмира Кустурицы, известного своим пристрастием к цыганским общинам, жизнь которых он показывал в своих фильмах. Для постановки бутафоры ткали ковры, искали настоящие шкуры животных, пытаясь максимально воссоздать быт цыган.

Второе пространство – поэтическое. Оно несет противоположную смысловую нагрузку – показать тот романтический образ, который много веков связывается с цыганскими таборами – именно этот образ стал центральным в поэме Александра Пушкина «Цыганы», которая, спустя полвека, вдохновила молодого Рахманинова на написание своей первой оперы.

Во втором пространстве зритель увидит плоские формы, намеренно лишенные объема, чтобы акцентировать внимание на их нереалистичности – красные деревья, синие лошади, облака. Это иллюзорный, нереальный мир со знаменитыми цыганскими романсами, танцами, юбками и монистами.

Режиссер подчеркнула, что работала, прежде всего, с Немировичем-Данченко, а не с Пушкиным. Таким образом, акцент в опере будет поставлен, прежде всего, на любовных страстях и колорите, а не на внутреннем конфликте героя, добровольно отказавшегося от цивилизации, но так и не ставшего настоящим цыганом.

«Когда рассуждают об опере, написанной по базе какого-то произведения, - это не всегда корректно, - объяснила Екатерина Василева. – Часто зрители говорят: «Опять Пушкина переделали, над классикой надругались». На самом деле, если задуматься, эта опера - интерпретация композитора, и я не могу сказать, что мы далеко от нее ушли. Моя задача - раскрыть именно композитора. Мы работаем не с Пушкиным, не с первоисточником, а с другими людьми, которые были вдохновлены его поэмой «Цыганы».

Отметим, Екатерина Василева уже работала в тандеме с Софьей Кобозевой. В 2015 году они поставили в Челябинском оперном театре модерновую постановку «Жанна Д' Арк» («Орлеанская дева» Петра Чайковского), которую по достоинству оценили зрители. На сегодняшний момент «Жанна Д' Арк» считается одной из лучших постановок оперного театра.

Комментарии 0
    Новости по теме Челябинский театр оперы и балета