Юрий Бурлака вернул «Эсмеральду» на челябинскую сцену

Фото Юрий Бурлака вернул «Эсмеральду» на челябинскую сцену

Историю «Эсмеральды» в Челябинске начинал знаменитый балетмейстер Отар Дадишкилиани. Он поставил балет Цезаря Пуни ровно 54 года назад, во второй сезон открывшегося театра. Главные партии в нём поочерёдно исполняли очаровательная восемнадцатилетняя Галина Борейка и блистательная Клара Малышева. Феба танцевал Анатолий Федоров, Квазимодо - Владимир Криворуцкий, Флер де Лис - несравненная Светлана Адырхаева, впоследствии народная артистка СССР, балерина Большого театра России, и Лидия Грудцина. Наделенный богатой фантазией, Отар Михайлович создал эмоциональный, современный и очень танцевальный спектакль, который долгое время имел огромный успех. Не меньшей популярностью у челябинской публики пользовалась и вторая балетная версия трогательной истории Эсмеральды - спектакль «Собор Парижской Богоматери», поставленный балетмейстером Людмилой Воскресенской. Партию Эсмеральды в нём вновь танцевала Галина Борейко и поочерёдно с ней две замечательные балерины - Ирина Сараметова и Алла Осадчая.

Балет был ярким, красочным, насыщенным массовыми сценами. Гудулу потрясающе исполняла Лариса Ратенко, Клода Фролло - Юрий Маценко и Михаил Мотовилов. А Квазимодо Владимира Постникова был настолько нежен и трепетен в своей любви к Эсмеральде, что зрители, по воспоминаниям Галины Борейко и Ирины Сараметовой, по-настоящему плакали во время их пронзительного дуэта. Из всех исполнителей партии Феба (Михаил Щукин, Руслан Бутаев, Виктор Дмитриев) самым аристократичным и роскошным запомнился Михаил Щукин.

«Собор Парижской Богоматери» шел на сцене театра более 10 лет и всегда при полных залах. Все имена исполнителей обоих спектаклей до сих пор памятны старшему поколению поклонников челябинского балета.

В составе создателей третьего балетного спектакля по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» такие авторитетные столичные мастера, как балетмейстер-постановщик заслуженный артист России Юрий Бурлака, художник –постановщик Дмитрий Чербаджи и художник по костюмам Татьяна Ногинова. Спектакль знатока старинной хореографии Юрия Бурлаки - его челябинские зрители впервые узнали и высоко оценили по изящному дивертисменту «Золотой век русского Императорского балета» - насыщен увлекательными танцами и яркой пантомимой. Но ещё он пронизан очарованием атмосферы неподдельной старины, переданной в оформлении и в костюмах , а также остроумием, изобретательностью и добротой, что обещает новой истории Эсмеральды долгую счастливую жизнь.

Вот что о своей новой работе на челябинской сцене рассказывает сам Юрий Бурлака :

- Челябинск - третий город, где я ставлю этот балет. В 2009 году «Эсмеральду» я поставил в Большом театре, в 2010 – на сцене «Штаатсопер» в Берлине. Для создания такого исторического масштабного спектакля мною была проделана большая исследовательская работа, задача которой заключалась в воссоздании облика спектакля Перро-Петипа постановки 1899 года, признанной канонической для больших академических театров. Я провел большие исследования в Москве, Петербурге, работал в архивах Гарвардского университета с хранящимися там материалами режиссера балета Мариинского театра Н.Сергеева, в материалах которого достаточно подробно записан этот спектакль. Встречался и со старыми петербуржскими мастерами, которые танцевали в постановках Вагановой и Боярчикова. Многие вещи в спектакле показывали именно они.

Несколько сцен в челябинской «Эсмеральде» сочинены главным балетмейстером театра Юрием Клевцовым. Хореография его танцевальных номеров органично вплетается в ткань исторического спектакля и представляет в классической хореографии взгляд художника ХХ1 века…»

Комментарии 0
    Новости по теме Челябинский театр оперы и балета