Исторический музей Южного Урала на страже исторических точностей

Фото Исторический музей Южного Урала на страже исторических точностей
Государственный исторический музей Южного Урала

Государственный Исторический музей Южного Урала прокомментировал публикацию Николая Антипина в «Южноуральской панораме» о прошлом, настоящем и будущем территории между улицами Цвиллинга и Елькина.

Приводим сообщение музея полностью:

В очередной раз хотелось бы напомнить автору о необходимости подписывать фотографии должным образом и указывать, кому принадлежат эти снимки. В данном случае снимки - из фондов Государственного исторического музея Южного Урала. Именно в Историческом музее хранятся негативы четырех снимков, иллюстрирующих статью «Как «Мастерская’23» делает Челябинск лучше» — челябинского элеватора Государственного банка, Челябинского переселенческого пункта и церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

К сожалению, это далеко не первый случай, когда фотографии из фондов Исторического музея Южного Урала публикуются в местных изданиях без указания места их хранения.
Например, книга-альбом «Южный Урал. От Аркаима до Магнитки» (составитель: Г.Х. Самигулов, редакторы: Н.А. Антипин, Г.Х. Самигулов). Издана была в 2020 году. На страницах этого издания использована 21 фотография из фондов Исторического музея, и ни одна из них не подписана соответствующим образом. Хотя составители альбома клятвенно обещали это сделать, но свое обещание так и не выполнили.

Идем дальше. Альбом «Южный Урал: от колесниц до мирного атома» (руководитель проекта К.В. Панкратов, составители: Н.А. Антипин, Г.Х. Самигулов). Были использованы 16 фотографий и открыток из фондов Исторического музея Южного Урала - и снова без указания, кому они принадлежат.

Альбом 2019 года «Край, заслуживший свои победы» (составители: Н.А. Антипин, Г.Х. Самигулов) - использовано 16 фотографий и открыток из фондов музея без какого-либо упоминания о нем.

Но вернемся к вышеупомянутой статье «Как «Мастерская’23» делает Челябинск лучше», опубликованной в «Южноуральской панораме». Научный сотрудник Исторического музея Владислав Демаков обнаружил в ней еще и «проколы» чисто краеведческого толка. Датировки у некоторых фотографий не соответствуют действительности. Под снимком «Челябинск. Городской сад» указано, что сделан он в 1917 году. Хотя общеизвестно, что это фото 1912 года. Фотография элеватора сделана в 1916 году, но автор статьи смело прибавляет ей годик, а в тексте добавляет: «Например, элеватор, заложенный в 1914 году, начал свою работу уже при советской власти».

В этой связи возникает резонный вопрос: а как же документ от 15 мая 1917 года, в котором сказано, что «...местный элеватор, пользующийся с городской станции электрической энергией, работает на оборону как государственное сооружение и как хлебораспределительный пункт между Сибирью и Россией...»?

Более того, список улиц, перечисленных автором (Косой переулок, улицы Лазаретная, Красная, Хлебная) грешит неточностями. Искушенный краевед Владислав Демаков утверждает: «Не было и нет Красной улицы в этой части, был и есть Красный переулок. И Косой переулок - это что-то из области фантастики, ибо отсутствует в официальном перечне челябинских улиц такое наименование. Вернее, как будто бы одной детской книгой навеяно («Гарри Поттер. Косой переулок. Путеводитель по самой известной улице магического мира»).

Это к чему мы пишем? А к тому, что наука (а также и книгоиздательское дело) не терпит небрежности и неряшливости даже в мелочах. И как был прав Михаил Жванецкий, обращаясь к подобного рода людям: «Тщательней надо, ребята. Общим видом овладели, теперь подробности не надо пропускать. Я хочу вот что сказать: ведь для себя работаем и, что еще хуже,- для внутреннего употребления»».

Комментарии 0
    Новости по теме Государственный исторический музей Южного Урала