Страницы истории

Как челябинские трактора «бороздили» ледяные просторы Антарктиды
Крупным планом
17.01.19 12:17
Автор: 
Сергей Белковский

Еще в 50-е годы ЧТЗ выпустило первую партию специально подготовленных машин для Антарктики. Тогда на ледяном континенте работали советские полярники и им нужны были надежные помощники.

Так сложилось в советском тракторостроении, что «морозостойкую» технику делал только челябинский тракторный завод.

Это было проверено еще в тридцатые годы, когда челябинские трактора успешно преодолели так называемый «снежный поход».

«Снежный поход» - одна из героических страниц в истории нашей страны. Тогда колонна челябинских машин за 16 дней прошла 1700 километров через таежные районы и горные перевалы. Стояла трудная задача -  доставить в Якутск жизненно важные грузы с каравана судов, которые остановились, скованные льдом, на реке Лене.

Караван тракторов шел днем и ночью, при температуре ниже 50 градусов.

В экспедиции приняли участие командированные с ЧТЗ молодые добровольцы - механики Иван Дудко и Иван Складчиков, а также инженер Василий Козлов, ставший техническим руководителем похода. Подобранный им состав смазки и керосин, залитый в радиаторы, позволили сохранить работоспособность тракторов, не разморозить двигатели.

В Якутск колонна доставила 115 тонн груза - муку, консервы, сахар и другие необходимые продукты, а также горючее и оборудование для электростанции.

Этот поход дал опыт, который пригодится при изготовлении техники для работы на южном ледяном полюсе в Антарктиде.

В музее ЧТЗ мне предоставили уникальные фотографии, сделанные больше полувека назад. Их качество сильно «проигрывает» любому снимку, сделанному современной цифровой камерой. Мы должны быть благодарны, что эти кадры, пленки с ними сохранились и дают возможность увидеть, как это было. Там – за тысячи километров от Южного Урала – на самом юге планеты, где раньше не ступала нога человека. В Антарктиде.

В 1955 году туда отправилось несколько тракторов с ЧТЗ. Вскоре с «полюса» от полярников в Челябинск пришла телеграмма. В ней они просили сделать три вещи для новых «морозостойких» тракторов. А именно – увеличить мощность двигателя. Утеплить кабину. И еще – сделать более широкими гусеницы. На одном из снимков, он есть и в сегодняшней экспозиции, в музее ЧТЗ видно, как трактор «завалился» на бок. Структура льда в Антарктиде была иной, чем на Урале и в России. И техника проваливалась, для устойчивости ее и требовалось сделать гусеницы более широкими.

Так появился трактор С-100А. Буква «а» означала – Антарктида.

Двигатель челябинской техники работал даже при температуре минус 70 градусов. Мощность двигателя сохранялась благодаря установке устройства для подогрева воздуха в двигателе.

Трактора для Антарктики красились в яркий красный цвет. А еще на их дверях был нанесен рисунок пингвина, в те годы мало кому знакомого существа с самого юга планеты.

Вспомнить об этом «морозном» опыте ЧТЗ стоит в преддверии 200-летия открытия Антарктиды, которое будет отмечаться миром в следующем году.

В 1820 году русская экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева подарила миру шестой материк.

В преддверии двухсотлетия этого события команда российских кинематографистов и путешественников отправилась в Антарктиду, чтобы создать документальный фильм о ярких страницах её истории. За 50 дней они должны пройти 7000 км на отечественных вездеходах «Емеля» без дозаправок и пополнения запасов в пути.

Как видим, более полувека назад свою яркую «страницу» в историю освоения Антарктиды «вписали» и челябинские тракторостроители. Не забывать бы об этом нам, их землякам.

А в Якутске поставили памятник трактору С-60. Трактор «Сталинец-60» был найден на острове Еловский Олекминского района республики и затем доставлен в Якутск - с целью увековечивания памяти об уникальных советских машинах. Якутяне посчитали своим долгом сделать это, чтобы сегодняшнее поколение знало, что благодаря технике ЧТЗ, на которой в довоенное время доставили в республику продукты и горючее, сотни людей были спасены от голода и холода. Так решили увековечить память о «Снежном походе» 1936 года.

Теги
Читайте Uralpress
в Яндекс дзен
zen.yandex.ru

Присылайте свои новости

Вы можете стать соавтором нашего новостного портала.

Есть чем поделиться? Расскажите!

Отправить новость

Читайте нас там, где удобно вам

Дорогие читатели!

Мы предлагаем вам совместными усилиями сделать информационную повестку интереснее, ярче, правдивее, насыщеннее.

Если вы стали очевидцем интересного события, необычного явления, вопиющего случая, чрезвычайного происшествия или хотите привлечь внимание к какой-то проблеме – напишите нам. Будем рады, если вы поделитесь с нами своими впечатляющими фото - и видеонаблюдениями (авторство будет указано).

В свою очередь мы гарантируем, что при необходимости возьмем комментарий по вашей проблеме у соответствующих официальных источников и достоверно изложим все факты.

Отправляя сообщение, укажите свои контакты – номер телефона или адрес электронной почты. Редакция гарантирует конфиденциальность, если вы не стремитесь к публичности.

Яндекс.Метрика