«Снежный поход» в истории челябинских тракторов
В истории челябинского тракторостроения есть страницы, которые не без основания называют героическими. Такие страницы были связаны не только с годами Великой Отечественной войны, но и с мирными временами жизни Страны Советов. Особое место среди них занимает «Снежный поход».
В феврале 1936 года начался героический «Снежный поход» по Якутии. Тогда семь тракторов прошли две тысячи километров. Историки называют это событие небывалым и удивительным. Так сложилось в советском тракторостроении, что «морозостойкую» технику делал только Челябинский тракторный завод.
«Это был беспримерный поход, предпринятый в феврале 1936 года. Тогда стояла задача доставить в город Якутск жизненно важные грузы с кораблей, замёрзших во льдах реки Лены, - говорит директор Музея ЧТЗ Надежда Дида. - Решили испытать машины, выпускаемые ЧТЗ. Семь тракторов марки С-60 доставили на станцию Большой Невер Уссурийской железной дороги. А потом отправили в низовья реки. Результат – челябинские машины показали по тем временам фантастический рекорд: за 16 дней было пройдено около 2 000 километров».
Караван тракторов шел днем и ночью при температуре ниже 50 градусов.
В экспедиции приняли участие командированные с ЧТЗ молодые добровольцы - механики Иван Дудко и Иван Складчиков, а также инженер Василий Козлов, ставший техническим руководителем похода. Подобранный им состав смазки и керосин, залитый в радиаторы, позволили сохранить работоспособность тракторов, не разморозить двигатели.
К тому времени «сталинцы» - гусеничные трактора - выпускали уже на ЧТЗ несколько лет - с 1933 года. Они широко использовались в народном хозяйстве Советского Союза. Но только после успешного «Снежного похода» о «сталинцах» заговорили во всём мире.
Удивиться и поразиться инженерам во всем мире было чему: работать челябинским тракторам пришлось в минус 50 градусов.
«12 февраля 1936 года двигались при буране. Дороги не видно. Впереди идут разведчики и указывают колею, – писал начальник экспедиции Е. И. Абрамов в телеграмме заводу. – Слой выпавшего снега пока 15 сантиметров. По дороге подбираем и буксируем машины с размороженными радиаторами. Наши трактора, заправленные керосином, не боятся никакого холода».
Итог «Снежного похода»: в марте колонна тракторов отбуксировала 116 тонн важного и дорогого груза в Якутск. Экспедиция закончилась успешно. В Якутск были доставлены тонны муки, консервов, сахара и других необходимых продуктов, а также горючее и оборудование для электростанции.
Этот поход дал опыт, который пригодится при изготовлении техники для работы на южном ледяном полюсе в Антарктиде.
Именно о челябинских тракторах, спустя годы, снова вспомнят, когда в середине пятидесятых отправится в Антарктиду первая советская полярная экспедиция.
В 1951 году в Челябинском областном государственном издательстве вышла повесть Н. Заржевского «Снежный поход».
Память о «Снежном походе» хранится в экспозиции Музея ЧТЗ. А недавно ветеран завода Алексей Кухарев принес сочиненную в стихах «Балладу о «снежном походе», посвященную этим событиям в истории завода и страны.
-
Как 80 лет назад: в Челябинске состоятся проводы добровольцев-танкистов14 марта 2025, 17:01
-
Городские легенды «оживут» этой весной в Челябинске05 марта 2025, 11:51
-
Истории и лица Танкограда челябинцы запечатлят в мозаике26 февраля 2025, 10:20
-
В Челябинске появился «Искусствоведческий путеводитель» по соцгороду ЧТЗ17 февраля 2025, 17:19
-
«Снежный поход» в истории челябинских тракторов08 февраля 2025, 09:30