Строительство Транссибирской магистрали - одно из важнейших событий XIX века
Транссибирская магистраль - мощная двухпутная электрифицированная железнодорожная линия протяженностью около 10 тысяч километров, оборудованная современными средствами информатизации и связи. Она является самой протяженной в мире железной дорогой, естественным продолжением международного транспортного коридора №2.
На востоке, через пограничные станции "Хасан", "Гродеково", "Забайкальск", "Наушки", Транссибирская магистраль обеспечивает выход на сеть железных дорог Северной Кореи, Китая и Монголии, а на западе, через российские порты и пограничные переходы с бывшими республиками Советского Союза, - в европейские страны.
Магистраль проходит по территории 20 субъектов РФ и пяти федеральных округов. В регионах, обслуживаемых магистралью, добывается более 65% производимого в России угля, осуществляется почти 20% нефтепереработки и 25% выпуска деловой древесины. Здесь сосредоточено более 80% промышленного потенциала страны и основных природных ресурсов, включая нефть, газ, уголь, лес, руды черных и цветных металлов и другие. На Транссибе расположено 87 городов, из которых 14 являются центрами субъектов Российской Федерации. По Транссибу перевозится более 50% внешнеторговых и транзитных грузов.
Транссибирская магистраль включена в качестве приоритетного маршрута в сообщении между Европой и Азией в проекты международных организаций ЕЭК ООН, ОСЖД.
В 2011 году исполняется 110 лет с начала движения поездов по Транссибирской магистрали.В основном движение поездов на всем протяжении Транссибирской магистрали было открыто в 1901 году. Движение от Москвы до Уфы было открыто в 1888 году. Восьмого сентября 1890 года открылось движение до Златоуста. Первый рабочий поезд челябинцы встретили пятого июля 1892 года, а с 25 октября участок был открыт для пассажирских и грузовых перевозок. Четвертого октября 1893 года первый поезд из Челябинска пришел в Курган. В 1895 году в Челябинске соединились три дороги: Пермская, Самаро-Златоустовская и Западно-Сибирская. В 1934 году ЮУЖД была выделена в самостоятельную магистраль с управлением в Челябинске.