В Челябинске представили электронную систему мониторинга дорог

Фото В Челябинске представили электронную систему мониторинга дорог

Система автоматического слежения за состоянием окружающей среды появилась на дорогах Челябинской области в октябре этого года. Сейчас она заканчивает стадию тестирования и уже после новогодних праздников будет официально принята в строй.

В систему мониторинга вошли 32 наиболее сложных с точки зрения погоды участка автотрасс. Это низины, перевалы и другие места, где чаще всего бывают температурные перепады, частые осадки, сильные ветра и прочие факторы, влияющие на состояние дорог. На каждом из таких участков организованы автоматические посты с электронными датчиками.

«Система – это очень сложный программно-аппаратный комплекс. Программная часть – это сайт, который используется для просмотра, это внутренние прошивки устройств, файлы настроек, форматы данных, которые составляют общую программную систему. Аппаратная часть настроена так, что может работать в сложных погодных условиях – от плюс 40 до минус 40. Вдобавок мы очень плотно поработали с операторами сотовой связи, которые обеспечили надежным покрытием все участки. Кроме того, это видеокамеры, которые круглосуточно фиксируют визуальное состояние участка», – рассказал один из разработчиков системы, начальник информационно-технической службы АО «Южуралмост» Артем Нугуманов.

Принцип действия системы таков: датчик направляет на дорогу лазерный луч, который отражается и улавливается специальными сенсорами. А те, в свою очередь, считывают такие параметры, как толщина снега, наличие наледи, температура дорожного покрытия и окружающей среды.

Вместе с онлайн-видео эти данные поступают в Челябинск на экраны диспетчера, находящегося в Миндортрансе. Тот видит, что, к примеру, на участке дороги у поселка Бишкиль температура воздуха – минус 1, дорожного полотна – минус 2, ветер – 0,53 м/с и еще несколько погодных показателей. А вот на дороге образовался слой льда толщиной 0,1 мм. Если наледь начнет расти, диспетчер псообщит дорожникам, отвечающим за этот участок, и те пустят в ход реагенты. А если повалит снег – на место выедут грейдеры. Параметры отслеживаются каждые пять минут.

«Система максимально исключает человеческий фактор в процессе принятия решения по сложным погодным явлениям. То есть она формирует мощнейшую информационную базу по движению транспорта, по состоянию, по погоде. Кроме того, система имеет дополнительную функцию прогнозирования, чтобы своевременно среагировать на то или иное изменение погоды: снегопад, гололедица и прочее», – отметил министр дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Дмитрий Микулик.

По словам министра, математическая матрица прогнозирования – инструмент очень сложный. И сейчас в Миндортрансе идет анализ корректности работы программного обеспечения. В дальнейшем систему планируется развивать.

«Кроме помощи в сложных ситуациях, связанных с погодой, система повлияет на принятие решений, связанных с ремонтом дорог в весенне-летний период, так как показывает интенсивность движения. Мы можем видеть, в каком режиме работает дорога – в нормативном или с превышением нагрузки, на которую она не рассчитана», – подчеркнул Микулик.

Программирование и установка системы «под ключ» обошлась в 60 миллионов рублей. А ее ежегодная эксплуатация будет стоить около трех миллионов.

Комментарии 0
    Новости по сюжету Дороги
    Новости по теме «Южуралмост»