Вера Гейль: На Южный Урал эвакуировали не только заводы, но и культуру
Следующий год станет годом 80-летия Великой Победы нашей страны над фашистской Германией. Челябинск-Танкоград внёс огромный вклад в победу над фашистской Германией. Однако в эти годы мощный толчок развитию получила культура Южного Урала благодаря тому, что вместе с промышленными предприятиями в Челябинск эвакуировали многих деятелей культуры и искусства
Об этих страницах истории Танкограда наш корреспондент поговорил с кандидатом исторических наук, доцентом Челябинского государственного института культуры Верой Гейль, чья диссертация была посвящена деятельности эвакуированной творческой интеллигенции на Южном Урале в годы Великой Отечественной войны.
- Перед Великой Отечественной войной в Челябинской области была совсем иная ситуация, чем та, что сложилась в годы войны, - начала разговор Вера Гейль. - Остановлюсь лишь на примере скульпторов в Челябинске. В тридцатые годы здесь складывается коллектив художников, о чем есть памятная доска на здании Выставочного зала Союза художников. На ней среди имен есть и фамилия Татьяны Руденко-Щелкан, ее можно считать первым профессиональным скульптором в нашем городе.
Она приехала в Челябинск вместе с мужем, который работал на станкостроительном заводе. Жила и работала она в Челябинске несколько лет, после чего уехала в Москву. И в городе снова не стало профессиональных скульпторов.
Скульпторы вновь появились в городе в годы эвакуации, из 18 профессиональных скульпторов, работавших в годы войны на Южном Урале, 14 были представителями эвакуированной интеллигенции.
В середине 1940-х годов прошлого века в Челябинске зазвучало имя скульптора Игнаца Клигера, который активно работал, возглавлял мастерскую. Именно он оформил реконструированный Театр ЧТЗ - театральные маскароны на фасаде здания и рельефы писателей в интерьере. Также его работы украсили скверы Челябинска. Например, в сквере «Сиреневый» (ныне часть Бульвара Славы на улице Коммуны) была установлена его работа «девушка с книгой». Потом он тоже уезжает из нашего города.
Следующим этапом развития скульптуры в городе станут годы, когда в Челябинск приезжают Лев Головницкий и Виталий Зайков, это уже середина пятидесятых годов. Их памятники и монументы давно стали узнаваемыми символами Челябинска и Магнитогорска.
- Понятно, что творческие люди – композиторы, писатели, артисты и художники – должны творить. Но первая проблема для творческих людей, оказавшихся в эвакуации, была совсем не творческой, а, наверное, бытовой – где жить, чем питаться.
- Эвакуация учреждений и деятелей культуры на Южный Урал происходила с лета 1941 года и продолжалась до осени 1942 года. Число эвакуированных представителей творческой интеллигенции на Южный Урал составило более 1700 человек.
Возникавшие материально-бытовые вопросы приходилось полностью решать местным органам власти, учитывая статус того или иного эвакуированного представителя творческой интеллигенции. Так столичным театральным коллективам были предоставлены для работы сценические площадки в региональных центрах или крупных городах. Менее именитые театры были размещены в городах областного значения. Расселение представителей творческой интеллигенции происходило также по принципу творческих заслуг.
Рядовых представителей творческой интеллигенции размещали по остаточному принципу, как правило, это было подселение или размещение в подсобных помещениях с минимумом или отсутствием бытовых удобств.
Такой же принцип лежал и при решении вопроса с продуктами питания и при предоставлении места работы, обеспечения творческими заказами.
- Известно, что артисты знаменитого Малого театра были расселены в квартирах «дома на площади» и в соседней гостинице «Южный Урал». Читал, что будущий Народный артист СССР Евгений Весник, будучи тогда студентом театрального училища, ночевал в зале театра драмы на площади, где сегодня Молодёжный театр.
- Действительно, острым на всем протяжении войны оставался вопрос с обеспечением жильем эвакуированных. Часть приехавших в город представителей искусства и культуры размещалась в гостиничных номерах. Большое значение при выборе жилья играл статус театра, именитость актера.
В челябинской гостинице «Южный Урал» были размещены артисты Московского академического Малого театра, часть художников, а также за отделом по делам искусств были закреплены пять номеров для размещения в них квалифицированных работников эстрады.
Однако всех представителей творческой интеллигенции гостиницы принять не могли. Так, доцент Ленинградской художественной академии А.С. Пруцкий жил в проходной комнате, скульптору А.М. Адалчевской был отведен угол в кооперативе «Художник», а художник С.И. Фикс жил в чулане.
- А какие меры принимались по улучшению питания эвакуированных деятелей искусства?
- Для успешной работы приезжих организовывались специальные столовые, магазины, в которых они могли получать дополнительное питание или продукты питания, а также предметы бытовой химии.
Быстрый приток эвакуированных вызвал проблемы с обеспечением их жильем, организацией питания и предоставлением рабочих мест.
В 1942 году в Москве вышел Краткий справочник по отнесению населения к группам по снабжению при выдаче продовольственных и промышленных карточек. Так, академики и члены-корреспонденты Академии наук, лауреаты Сталинской премии, заслуженные деятели науки, искусства, лауреаты международных конкурсов, народные артисты СССР, союзных и автономных республик должны были получать продовольственные товары по карточкам.
В городах, где карточная система не была введена на основные продовольственные товары, продукты выдавались по спискам согласно нормам, установленным для рабочих предприятий особого списка, также дополнительно выдавался шоколад в количестве 300 граммов, какао или кофе – 500 граммов в месяц.
Работники науки, искусства и литературы приравнивались по нормам снабжения к рабочих промышленных предприятий.
Местные органы власти приняли решения об открытии дополнительных столовых, магазинов для приезжих, обеспечении жильем и так далее.
В Челябинске была закрытая столовая повышенного типа на 65 человек для обеспечения питанием эвакуированных работников искусства и культуры. Для столовой предполагалось выделить помещение Кукольного театра или одно из помещений военного ведомства. Помещение предлагали использовать не только как столовую, но и как клуб для выступлений творческой интеллигенции.
- А как в Челябинской области решались вопросы с трудоустройством эвакуированных представителей искусства и культуры?
- По-разному. Так, в Челябинской области в феврале 1942 года были организованы Троицкий трудовой коллектив театра и Кыштымский драматический театр «Современник». Целью создания таких театральных коллективов было, с одной стороны, обеспечение работой эвакуированных актеров, с другой – для театрального обслуживания близлежащих колхозов, совхозов, районных центров.
Шесть из десяти актеров Троицкого трудового коллектива театра были эвакуированными артистами. 14 из 23 актеров Кыштымского драматического театра «Современник» состояли из приезжих работников театра. Проживание в гостиницах эвакуированным артистам оплачивали из местных бюджетов.
В 1944 году в Магнитогорске был создан симфонический оркестр при хоровой капелле. Большая часть работников оркестра была представлена эвакуированными музыкантами, исполнителями.
В Челябинском отделении Союза художников в конце 1941 – начале 1942 годов числились 51 человек, из которых 21 были эвакуированные. Всех мастеров кооператив «Художник» обеспечить заказами не мог, поэтому многие приехавшие мастера уходили работать на заводы, в учреждения, занимаясь оформительской работой (плакаты, стенгазеты).
- Когда вспоминаются годы войны и культурная жизнь в Челябинске, то чаще всего говорят о Малом театре. Наверное, принимать в тяжелое военное время такой коллектив – это было почетно, но что тогда произошло с челябинским театром драмы?
- Приказом от 18 октября 1941 года отделом по делам искусств при Челябинском исполкоме депутатов трудящихся челябинский театр драмы им. С. Цвиллинга был переведен для работы в Шадринск, в связи с приездом в город Московского академического малого театра. На Южный Урал приехала практически вся труппа: Яблочкина А.А., Турчанинова Е.Д., Пашенная В.Н., Гоголева Е.Н., Зубов К.А., Садовский П.М., Светловидов Н.А., Нароков М.С., Ильинский И.В., Остужев А.А., Шатрова Е.М., Царев М.И. В Челябинске театру для работы было предоставлено помещение Челябинского театра драмы им. С.М. Цвиллинга. С июля 1942 года артисты работали и на летней площадке в Городском саду имени Пушкина. В Челябинске театр проработал до сентября 1942 года.
В эвакуации вместе с Малым театром продолжило работу театральное училище им. М.С. Щепкина. Большую работу по восстановлению работы училища провела В. Пашенная. Здесь же в эвакуации ею был набран новый курс студентов. В 1942 году в Челябинск из Москвы были вызваны студенты-выпускники. На Урале они завершили обучение в театральном училище.
Артисты Малого театра оставили немало воспоминаний о жизни в Челябинске в эвакуации. Отмечали, что в Челябинске, хоть и жившем по законам военного времени, было тихо, не была слышна канонада с фронта. Подчеркивалось, что их принимали на Урале радушно.
- Понятно, что все деятели искусства включились в общую работу во имя Победы над врагом. А были произведения, посвященные тылу, героям Танкограда?
- Сначала стоит сказать вот о чем. В эвакуации артисты Малого театра не прекращали вести военно-шефскую работу – выступали в госпиталях и военных частях. Появились новые формы художественной работы. Так, стали проводиться концерты-конвейеры, когда артисты выступали по палатам госпиталя. Подобная форма работы позволяла одним и тем же составом бригады обслужить в день до шести палат. Также артисты театра читали драматические произведения в лицах в госпитале перед ранеными.
Также в госпитале по инициативе актеров Малого театра были организованы хоровой и драматический кружки, в которых занимались легко раненые.
Один из госпиталей под номером 1722 находился в здании, где сегодня работает Челябинский институт культуры, где сегодня общаемся с вами. Актеры Малого театра приходили сюда к раненым, выступали перед ними, организовывали встречи, концерты, читали.
В годы войны главной задачей художественных произведений становится стремление запечатлеть новых героев и современные значимые события. Тематика отличается от предвоенной, героями становятся современники – рабочие, солдаты, генералы.
Так, за 11 месяцев пребывания в Челябинске Малый театр поставил пять спектаклей. Было решено возобновить репетиции спектакля «Отечественная война 1812 года» по роману Льва Толстого. В спектакле появился чтец, который выступал от имени автора.
Культура и искусство в военные годы стали такой же важной «пищей», как и обычная еда. Она тогда, скорее не развлекала, как сегодня, а давала надежду на победу, желание мобилизоваться и делать все для скорейшей победы в войне. Также снимала эмоциональное напряжение у людей, которые по многу часов трудились в цехах заводов. Все спектакли проходили в военные годы очень поздно, точнее позже, чем принято сегодня. Но были полные залы. Значит, это было необходимо людям, уставшим, измотанным заводскими буднями, которых мы сегодня называем тружениками и героями тыла, Танкограда.
- То есть эвакуированные мастера культуры включились в общий процесс работы под девизом «все для фронта - все для победы». Ставили спектакли, давали концерты на заводах, госпиталях. Вели студии, преподавательскую деятельность, консультировали местных коллег.
- Именно так все и было. И еще отражали в своих произведениях Урал и его людей.
В Челябинской области в годы войны работал эвакуированный композитор Михаил Черняк. В 1942 году он написал симфоническую поэму «Урал» на стихи местных поэтов Людмилы Татьяничевой и Михаила Львова. Ее премьера прошла в ноябре 1942 года в помещении драматического театра им. С.М. Цвиллинга (ныне Молодежного театра).
В исполнении произведения участвовали сводный симфонический оркестр города Челябинска, хор Южного Урала. Сам композитор много времени проводил в поездках по Южному Уралу, целью которых был сбор местных народных песен.
Другим композитором, эвакуированным в Челябинскую область, С. Тартаковским была написана оперетта «Партизанка Юля», которая была поставлена на сцене Челябинского театра оперетты.
Особо хочу остановиться на творчестве художника Леонида Малышева, посвященном увековечиванию военных событий на Кировском тракторном заводе – ЧТЗ, Танкограде.
Своеобразной летописью жизни завода и его тружеников стали художественные произведения, написанные этим ленинградским художником. Он был родной братом наркома танковой промышленности В. Малышева. В Челябинске он был принят на работу на Кировский завод в должности художника.
В эвакуации его творчество было посвящено одной теме – отражению будней Танкограда. Главными героями произведений Малышева стали образцы вооружения, производившиеся в Челябинске. Картины, этюды стали художественной летописью, отразившей как наиболее важные события жизни Кировского завода, так и будничные трудовые дни.
Леонид Александрович проводил много времени в цехах, наблюдал за процессом производства, работой людей, изучал характеры своих героев.
«Танки в окрестностях Танкограда», «Конвейер Т-34», «Ремонт танков» - вот названия некоторых его работ.
Им были созданы портреты Егора Агаркова, комсомольца Василия Гусева, Марии Бедняковой - все герои портретов художника работали на Кировском заводе в годы войны.
Тема танкостроения воплощалась художником не только в живописи. В 1943 году Сталину был подарен чернильный прибор, который был украшен скульптурной группой «Победа советского танкостроения». Скульптура была создана Леонидом Малышевым.
Он принимал участие в оформлении знаменитого наказа добровольцам-танкистам, кому установлен памятник на Кировке.
После войны художник уехал из Челябинска, а «следы» его картин, посвященных Танкограду, при работе над диссертацией мне найти не удалось.
- После войны эвакуированные деятели культуры и искусства уехали из Челябинска и других городов Челябинской области, но ими уже был заложен тот уровень культуры, который местные мастера поддерживали и развивали в послевоенные годы.
- Это, может быть, главный вывод, который я сделала, погружаясь в эту тему.
Творческая интеллигенция, эвакуированная на Южный Урал, стала частью Челябинска и челябинцев. Столичные представители искусства не жили своим «мирком», а вливались в культурную и общественную жизнь региона, как сказали бы сегодня.
Эвакуированная интеллигенция не только обогатила местный пласт культуры, но и определила дальнейшие пути её развития. Так, после войны на базе эвакуированных учреждений культуры и искусства начинают развиваться уральские культурные традиции.
В годы Великой Отечественной войны возросла тяга самих южноуральцев к культуре. Дефицит самых необходимых вещей и услуг, постоянная угроза самого существования сделали культуру своеобразным компенсатором всех бытовых неурядиц. Художественная жизнь стала одной из отдушин, которая помогла выстоять в войне.