Яндекс.Метрика

Фетисов позвал Макарова поднимать ЦСКА

Фото Фетисов позвал Макарова поднимать ЦСКА

Президент ХК ЦСКА Вячеслав Фетисов позвал поднимать клуб своих давних партнеров – Алексея Касатонова и Сергея Макарова.

«С передачи Вячеслава Фетисова и Алексея Касатонова шайбу забросил Сергей Макаров!» В 80-х такое объявление диктора на стадионе можно было услышать, наверное, на каждом втором матче ЦСКА или сборной СССР. И вот три легенды снова играют в одной команде. Команде, без которой им не жить. Знаменитые хоккеисты воссоединились в руководящем штабе ЦСКА, чтобы вернуть клуб на забытые вершины. Новый вице-президент армейцев Сергей Макаров первое интервью в новой должности дал «Советскому спорту».

С Макаровым мы встретились в задымленном Дворце спорта ЦСКА на одной из первых ледовых тренировок армейцев в межсезонье. Великий форвард приютился на трибуне и с интересом следил за происходящим на льду, прерываясь на многочисленные телефонные звонки.

«НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ ФЕТИСОВА ДУМАЛ ДВЕ СЕКУНДЫ»

– Вячеслав Фетисов попросил, чтобы мы с еще одним новым вице-президентом клуба Алексеем Касатоновым приходили на тренировки команды. И, если тренеру команды Сергею Немчинову понадобится, давали ему советы, – объяснил Макаров.

– Когда поступило предложение вернуться в ЦСКА?

– В конце июня, на Дне города Владивостока, которому исполнилось 150 лет. На Дальний Восток меня с Касатоновым пригласил Фетисов (член Совета Федерации от Приморского края. – Прим. ред.). Он сделал нам предложение, и мы его тотчас приняли.

– Без раздумий?

– Размышляли ровно две секунды. Фетисов еще свой спич не успел закончить, как мы согласились.

– А с еще одним новым вице-президентом ХК ЦСКА – Владимиром Буре, известным в прошлом пловцом, знакомы?

– Конечно! Мы познакомились с ним, когда он еще плавал за ЦСКА. Потом Владимир отдал своих детей в хоккей – Павла и Валерия. Мы любили его подначивать: мол, что ж это ты изменил плаванию в пользу льда, клюшки и шайбы? Но когда Паша пришел в нашу команду, стало ясно: хоккей без него многое потерял бы, а как уж плавание – не знаю…

«ЦСКА ДАЛ НАМ ВСЕ»

– Что для вас, начавшего карьеру в челябинском «Тракторе», значит ЦСКА?

– Да все! Все, чего мы достигли как спортсмены и люди, нам дал этот великий клуб. Я пришел в армейскую команду в 1978 году, уже в звании чемпиона мира. А уехал в НХЛ в 1989-м. В ЦСКА провел 13 незабываемых и очень тяжелых сезонов. И, можете себе представить, в армейской форме не проиграл ни одного турнира! Как, впрочем, и мои постоянные партнеры по звену – Фетисов, Касатонов, Ларионов и Крутов.

– Не скромничайте, Сергей Михайлович, вы не просто не проиграли ни одного турнира в форме ЦСКА, а постоянно становились лучшим бомбардиром чемпионата СССР.

– Я ведь за эти 13 сезонов пропустил всего 13 матчей. Причем подряд. В декабре 1982 года мне сделали плановую операцию на плече. Мучил привычный вывих. Играли с рижским «Динамо» на Малой спортивной арене в «Лужниках». Лед ужасный. На вираже меня занесло, и могучий защитник латышей весом в центнер обрушился прямо мне на руку. Плечо вылетело моментально, потом вывих повторялся еще девять раз. Чтобы не пропустить чемпионат мира, пришлось лечь под нож, пожертвовать Призом «Известий» и турне по Северной Америке, где сборная СССР играла с клубами НХЛ.

В дальнейшем бог оберегал меня от серьезных травм. Кстати, пока я лечился-восстанавливался, в главные бомбардиры вырвался рижанин Балдерис. Догнать его не удалось. Но больше до отъезда в НХЛ по голам-передачам в чемпионате страны никому не уступил. Лучшим был девять раз за 10 лет.

«ПРЕДЛОЖЕНИЙ ТРЕНИРОВАТЬ НЕ ДОЖДАЛСЯ»

– До приглашения в ХК ЦСКА чем занимались?

– Между прочим, я еще не успел уволиться с прежнего места, формально догуливаю отпуск. Я работал в Росспорте, куда меня в 2002 году позвал Фетисов. Мое управление отвечало за организацию Спартакиад школьников, учащихся, студентов, молодежи. Получал от этого удовольствие. И в Сан-Хосе, где я жил до возвращения в Москву, много занимался организацией хоккейных школ, детских соревнований. Опыт накопил приличный.

– Неужели тренировать не тянуло?

– Когда закончил карьеру, решил для себя: первое время тренировать не буду, надо остыть, убить в себе игрока. Видел, как ребята, едва забросив коньки в темный шкаф, шли в тренеры и мучились. Они тщетно требовали от своих подопечных того, что умели сами, не понимая, что одинаковых игроков не бывает. Нельзя сравнивать наше поколение с Ковальчуком и Овечкиным, Дацюком и Малкиным.

А тренерский опыт у меня, пусть и скромный, но есть. В Америке помогал тренировать университетскую команду в Сан-Франциско, работал с женской командой, в летних лагерях с детьми. В 1996 году на Кубке мира входил вместе с Евгением Зиминым в тренерский штаб сборной России, которую возглавлял Борис Михайлов. Так что тренерского ремесла не страшусь. Скрывать не буду, предложений тренировать ждал, да так и не дождался. Такая уж, видно, моя судьба…

– Что входит в ваши обязанности как вице-президента ХК ЦСКА?

– Я отвечаю за резерв ЦСКА. Имеется в виду команда Молодежной лиги – «ЦСКА-Красная Армия» и наша школа. Школа, правда, находится в ведении «большого» ЦСКА. Проблемы там серьезные – после того, как армия, по сути, отказалась от своих спортсменов. Будем по мере возможностей помогать нашей школе. Уже разговаривал на эту тему с ее директором – олимпийским чемпионом Сергеем Бабиновым, моим земляком.

У нас одинаковое видение ситуации. Главная беда в том, что сейчас не отбор мальчишек, как в наше время, а набор. Серьезно заниматься хоккеем могут дети богатых родителей, а таланты чаще рождаются в бедных семьях. Фетисов хочет, чтобы уже в ближайшее время ЦСКА комплектовался своими воспитанниками. Нам дешевле растить мастеров, чем покупать их на стороне.

«НА ЛЕД ВЫХОЖУ ЧЕТЫРЕ РАЗА В НЕДЕЛЮ»

– Сергей Михайлович, как здоровье?

– Здоровье согласно возрасту – а мне уже шестой десяток. Как может в 52 года чувствовать себя бывший хоккеист? Но ничего, пылю еще, скребусь. На лед выхожу. Четыре раза в неделю. Три раза тренируюсь в компании Славы Фетисова, Сергея Шойгу, Рашида Нургалиева. Еще и с «Легендами хоккея СССР» успеваю покататься. Правда, после перехода на работу в ЦСКА, боюсь, от тренировок придется отказаться.

– Фетисов стал автором одного из главных хитов прошлого сезона, выйдя на лед в официальном матче КХЛ против СКА. В 51 год!

– Поступок Славы – спортивный подвиг. Поверьте, это не красивые слова. Фетисов начал готовиться к своему возвращению еще с лета. Усердно тренировался, набирал форму. Словом, жил этим событием.

– Супруга Фетисова Лада утверждала, что узнала об этом в самый последний момент…

– Это он специально не стал ей говорить, чтобы не нервировать. Я же знал о намерении Славы задолго до исторического матча.

– Вы бы не хотели последовать его примеру?

– Нет. Не всем дано подвиги совершать. Я наигрался в большой хоккей.

ЧЕТЫРЕ ИСТОРИИ ОТ МАКАРОВА

БРОСОК НА ЖИЛАХ

– На чемпионате мира-82 в Финляндии я играл со специальным аппаратом, фиксирующим травмированное плечо. Канадцы тогда собрали очень сильную команду. По ходу турнира на военном самолете из Эдмонтона прилетел сам Гретцки, незадолго до этого установивший нетленный снайперский рекорд НХЛ – 92 гола в регулярном чемпионате.

«Кленовые листья» вознамерились взять реванш за разгром в финале Кубка Канады-81 (1:8). Так получилось, что мы с ними сыграли два матча с интервалом в 16 часов.

Первую встречу, запомнившуюся неоднократными замерами наших клюшек, мы выиграли 4:3. Повели и во второй – 4:1. Как вдруг канадцы встрепенулись, перехватили инициативу и сравняли счет. Я выхожу на обезболивающих уколах, рука буквально висит на сухожилиях. Вбрасывание в зоне родоначальников хоккея, шайба попадает ко мне, бросаю и попадаю точно в «девятку». 5:4! До сих пор дивлюсь, как такое удалось. А вскоре Фетисов добил канадцев – 6:4.

КОЛХОЗНИЧЕК

– Меня в детстве обвиняли, что много вожусь с шайбой, не отдаю пас. Я мог легко обвести всю пятерку соперника и вратаря. По сто шайб за сезон наколачивал. Единственный, кто меня поддерживал, – мой первый тренер Виктор Иванович Стариков, отец двукратного олимпийского чемпиона Сергея Старикова. «Научись обводить, – мудро советовал он. – А пасовать успеешь научиться».

Перед финалом Кубка Канады-81 обращается ко мне знаменитый Анатолий Владимирович Тарасов: «Серега, ты не колхозничек, шайбу передерживаешь, жадничаешь». После матча, в котором я не забил, а мои партнеры по звену Ларионов и Крутов забросили три шайбы, подхожу к Тарасову: «Ну что, принимаете Макарова в колхоз?». Мэтр обнял меня и расцеловал.

Затем передач у меня стало больше, чем голов. Значит, играть в пас я умею! В «Калгари» в начале 90-х к нам в тройку поставили Гэри Робертса, особой результативностью не отличавшегося. Так с наших с Ньюиндайком передач он в одном из сезонов наколотил больше 50 шайб. На радостях Робертс обещал назвать своего новорожденного сына Сергеем. Но слова не сдержал. Сергеем стал его… пес.

ГРОЗА ГАШЕКА

Став спартаковцем, знаменитый вратарь Доминик Гашек на пресс-конференции поведал, что считает Макарова самым грозным форвардом «Красной машины» – могучей сборной СССР 80-х годов.

– Это не удивительно, – прокомментировал слова Доминатора Макаров. – У меня с Домиником старые счеты. Когда увиделись с ним в НХЛ, он вспоминал, как я ему забил в последнем матче на чемпионате мира-90 в Швейцарии (5:0). «Я ведь все ворота закрыл, бросать некуда, а ты с нулевого угла ухитрился попасть, – недоумевал Гашек. – Шайба запорхнула в узенькую щель под перекладиной. Я потом рулетку брал, все измерил. Невероятно! Будто Старик Хоттабыч раздвинул ворота».

«КАК МЕНЯ ОТ ПРОСТАВЫ ОСВОБОДИЛИ»

– В 1990 году я перешел из ЦСКА в «Калгари» – клуб, который выиграл Кубок Стэнли. Однако дебютный сезон в НХЛ начал не в Северной Америке, а в Европе. Дело в том, что моя новая команда отправилась в турне по Советскому Союзу, до которого провела два выставочных матча в Праге. Игроки отправились за океан с женами, детьми, подругами. С «Химиком» «Флеймз» играли не в Воскресенске, а в Ленинграде. Время провели отлично, совместив приятное с полезным. Канадцы были в восторге, до сих пор вспоминают то путешествие. Я им во всем помогал – менять валюту, расплачиваться в магазинах, гостиницах и ресторанах. После возвращения в Калгари меня освободили от традиционной в НХЛ процедуры – проставы, когда новичок за свой счет устраивает в ресторане для всей команды ужин. «Считай, что ты проставился у себя в Советах», – объяснили мне.

На снимке: Сергей Макаров на Ильменском фестивале
фото Валерия Иванова

Комментарии 0
    Новости по теме Земляки