Классика жанра Сергея Новикова

Фото  Классика жанра Сергея Новикова

«Другой Сергей Новиков», так будет называться новая экспозиция на восьмом этаже главного корпуса ЮУрГУ, где сегодня висят фотоработы четырёх основателей «Челябинского фотоклуба». Сергей Новиков принадлежит ко второй волне талантливой молодёжи известного в СССР и за его пределами фотоклуба. Достаточно назвать несколько имён, чтобы понять, что это не громкая фраза: Александр Чуносов, Сергей Жатков, Борис Каулин, Юрий Бортунов и Владимир Швеммер. Двое последних сегодня живут в Германии и жадно снимают весь мир. Эта выставка — вторая в череде задуманных президентом университета Германом Вяткиным ретроспективных экспозиций членв старейшего в России «Челябинского фотоклуба».

Сергей Новиков — официальный фотограф Уральского отделения Российской Академии Наук (РАН) и уже четверть века снимает только учёных СССР, России и всего мира. Неофициально — фотограф большой академии наук страны: не пропустил ни одного ежегодного собрания РАН в Москве за последние 25 лет. Скучно? Это как поглядеть. В СССР и в сегодняшней России нет и не было ни одного фотографа, который бы посвятил этому занятию всю свою творческую жизнь. Учёных небезуспешно снимали такие мэтры журналистики, как Валерий Генде-Роте, Дмитрий Бальтерманц, Лев Шерстенников, Юрий Рост, Валерий Плотников. Но это было, чаще всего, по заданию редакции, а не по зову сердца. Сергей решил посвятить свою жизнь неизведанному и самому трудному жанру — портретам учёного мира, который не любят публичности и позы. Но выходец из самого знаменитого фотоклуба, ученик Юрия Теуша (и этим всё сказано для профессионалов), сам пришел к гениальному открытию: надо не ловить удачу «красивого кадра» за хвост, а наполнять миг репортёрского кадра вечностью. Как у Гёте: «...и вечностью заполнен миг». И учёным, которые не всегда верят в свою фотогеничность, всегда нравится фотография своего вдохновения и полёта мысли. В первом альбоме «Портрет интеллекта», который вышел в 1999 году, многие ученые в своих автографах признали мастерство нашего земляка. (В эти дни выходит уже седьмой полиграфический альбом из этой серии, и Сергей Новиков уже приступил к переизданию своего третьего альбома профессоров ЮУрГУ).
И здесь я хочу разочаровать будущих посетителей фотовыставки мастера репортажного портрета (хотя для любопытных сообщаю: портреты лауреатов Нобелевской премии этого автора висят в Зале ученого совета ЮУрГУ). Я предложил Сергею, по праву друга и куратора выставки, показать новым поколениям мегаполиса забытую выставку и всё, что не вошло в экспозицию, «благодаря» цензуре. В феврале 2012 года этой фотовыставке исполнится 30 лет и потому название «новой» экспозиции родилось само собой — «Другой Сергей Новиков» (последние 20 лет, в основном, он выставлял только портреты учёных). Но была счастливая пора студенчества в Челябинском пединституте и уникальная возможность нравиться преподавателю фотографии на факультете общественных профессий Юрию Теушу. И этот период «родил» столько шедевров дерзкого по форме и лирического по содержанию начинающего фотохудожника и репортёра, что грех держать их под замком и не показывать новому поколению, которое «болеет» бессмысленным гламуром и подсознательно скучает по настоящей чувственной и умной художественной черно-белой фотографии.
Что отличает Мастера? Не только то, что в его жизни навсегда одна муза — Маргарита. Но и то, что он очень тонко уловил своё предназначение и не изменяет ему уже 28 лет. Не изменил Сергей Новиков и черно-белой фотографии, и плёночной камере, и своему методу — репортажному портрету. И — собственноручной печати в фотолаборатории.
А теперь о главном: нам не дано предугадать, как наше фото отзовётся...
На стареньких фотографиях нашумевшего открытия первой персональной выставки Сергея Новикова в 1982-м, я увидел в толпе никому не известного тогда Диму Бойко (только через 30 лет Сергей Новиков узнал его в лицо). Но до своей гибели на вулкане Камчатки в 1989 году он успел стать всемирно известным фотохудожником, которого успешно печатали фотографические журналы Европы и СССР: он открыл для мира трагедию Карабаша в пронзительных трагических черно-белых пейзажах уходящей натуры планеты Земля. (Причём, всего за семь лет, он прошёл такой стремительный и плодотворный творческий путь, какой старый фотоклуб прошел за первую четверть века своего существования: на плечах титанов это всегда происходит быстрее). Я почти уверен, что фотовыставка Сергея Новикова родила фотохудожника третьего поколения — Дмитрия Бойко. И это главное достижение любой выставки талантливых художников: разбудить, возбудить и сформировать мироощущение нового поколения. А старое поколение «Челябинского фотоклуба» оказалось недальновидным и, смею предположить, агрессивным к зарождению конкурентоспособных талантов: на ближайшем же после открытия выставки заседании фотоклуба Сергея Новикова... исключили «за не этичное поведение» (якобы «забыл» согласовать свою выставку с правлением клуба). А заодно исключили его наставника и друга — Владимира Швеммера. (Потом, в знак протеста за такое странное исключение неординарных фотографов, из клуба вышли ещё трое и создали конкурирующий коллектив молодых и талантливых — «Каменный пояс»). Можно предположить, что эта глубокая обида послужила поводом для отъезда одного — в Уфу, в филиал Академии наук СССР, а другого — в Германию.
Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся?
Чтобы почувствовать ауру семидесятых годов прошлого века и стать свидетелем рождения миссии «главного фотографа Российской Академии Наук», всем любопытным будет интересна новая выставка «Другой Сергей Новиков». Но первыми зрителями 27 октября станут новые члены «Челябиннского фотоклуба», который сегодня носит имя учителя Сергея Новикова — Юрия Теуша.
И последнее, самое главное. Чтобы понять, что в семидесятые «Челябинский фотоклуб» в прямом смысле предвосхитил развитие мировой художественной фотографии XXI века, надо успеть на выставку «Четыре кита «Челябинского фотоклуба», которая ещё работает в главном корпусе ЮУрГУ на восьмом этаже ректората. Автору этих строк вы можете не поверить: я не был в семидесятых членом фотоклуба. Но об этом на днях мне написал из Германии Владимир Швеммер, который часто смотрит в Европе фотовыставки и редко находит для себя работы, которые дотягивают до челябинских мастеров прошлого века. Кстати, в ноябре в Москве откроется выставка российских участников и призёров всемирного конкурса репортеров в Амстердаме World Press Photo, которому исполнилось 55 лет. В экспозиции буду представлены работы Сергея Васильева, Юрия Теуша, Евгения Ткаченко, Виктора Дурманова.
И Сергея Новикова. Чтобы увидеть эти работы, не обязательно ехать в столицу: некоторые уже с 1 сентября выставлены в ЮУрГУ. Остальные появятся в ближайшее время.

Фото с выставки http://uralpress.ru/content/sergey-novikov-klassika-zhanra

Комментарии 0
    Новости по теме Земляки