Елена Евлаш: Человеку нужен человек!

Фото Елена Евлаш: Человеку нужен человек!
Фото: Камерный театр Челябинска

Актриса Елена Евлаш начала карьеру в «Камерном» театре Челябинска в 1999 году. Спустя 25 лет профессиональной деятельности в интервью агентству «Урал-пресс-информ» она рассказала, о чём мечтает творческая натура и чем вдохновляется.

-Елена, добрый день, расскажите, пожалуйста, когда и как появилось желание стать артисткой? Было ли то, что сбивало с пути, другие варианты карьеры.

С детства хотела выступать на сцене. Лет с 10-11-ти. Сначала мечтала стать балериной. Мама говорила, что я танцевать научилась раньше, чем ходить. Ну а какой там балет в воинской части, в Борзинском районе Читинской области. Был кружок танцев, недолго. Как-то не держались кружки. Я даже солисткой была, правда, за мальчика танцевала, потому что стриженая была под мальчишку. А потом я вычитала, что в балет до 11-ти лет принимают. Решила, что мне уже поздно. Стала думать, куда деваться… время-то идёт, 12 лет уже, а я еще не знаю, кем быть. И как-то к театру мечтами обратилась.

Дальше мы в Читу переехали, а в Чите тоже, знаете ли, небогато и с балетными училищами, и с театральными вузами. А у меня сестра младшая – мелкая совсем, и мама – инвалид. Как папа с ними один будет, если я уеду в другие города? Я стала искать профессию попрактичнее. Отличница была, могла выбирать из всего читинского разнообразия: пединститут, мединститут и политехнический. Думаю: «Пойду в медицину». Даже в старших классах занималась в медакадемии для школьников, при мединституте. Но как только завели нас в анатомичку, все желание продолжать у меня пропало. Наотрез.

А в кружок театральный в школе все же ходила. Роль бабки-рассказчицы в «Сказке о попе и его работнике Балде» исполняла.

В общем, я поступила в педагогический на исторический факультет и проучилась там полтора года, а потом его бросила, потому что пошла в студенческий театр-студию, и история больше совсем меня не интересовала.

-Как вы попали в челябинский «Камерный», ведь вы учились и работали в Чите?

– В Челябинск я переехала с первым мужем. У него родители жили в Коркино, и, когда не стало его папы, мы решили перебраться поближе к маме. Приехали сюда в отпуск, никого в театрах нет, но мы смогли показаться в Камерном и НХТ. И оба театра нас были готовы взять. Выбрали Камерный.

-Чем зацепил именно этот театр, что уже 25 лет вы остаетесь ему верны?

– Есть для меня магия в этом названии. И я люблю само здание и саму эту сцену. «Камерный» мне дал всё – в буквальном смысле. Профессионализм, дом и семью.

-Вы сыграли более чем в 30 спектаклях, какие стали знаковыми для вас, запомнились больше всего?

Первый спектакль в Камерном – «Квадратура круга». Работа у меня была неудачная: я приехала из другого города, из другого театра, с совершенно другим ощущением театра. И поначалу чувствовала, что не вписываюсь, не получается. Процесс репетиций был по-настоящему крутой – Владимир Львович потрясающе работает с артистами, и через какое-то время пришло понимание. Я переросла неудачу, произошёл перелом, я совсем другой стала. Можно сказать, что эта роль (прим.роль Людмилы) сделала из меня актрису Камерного театра. И потом этот спектакль я играла долго, как говорится, и в горе, и в радости, и в болезни, и в здравии, во всех состояниях, эта работа на меня сильно повлияла.

«Феличита» и «Конкурс». Это были вводы, вроде как по готовому пути пройти, но мне они очень дороги.

Спектакль «Всё в саду» – тяжелая работа, и тоже как будто на сопротивлении, однако это была первая работа с Викторией Николаевной, и я многому научилась и многое постигла через эту работу.

«Обломов.офф», с режиссёром Владимиром Берзиным, – невероятный поворот в представлениях о театре… Я даже представить не могла, что можно так работать с текстом, комбинировать, привносить свое видение. Три, даже четыре актрисы работали с текстом одного и того же персонажа – Ольги Ильинской. Кроме того, Берзин очень интересно общается – выливает на тебя буквально водопад ассоциаций, смыслов, аналогий, аллюзий.

«Наваждение» – это спектакль, в который мне удалось много вложить и сил, и чувств…

«Распутник» – казалось, это совсем не про меня, а оказалось наоборот…

«Парадоксы или Всадники Апокалипсиса» – первая встреча с Янковским, и еще один поворот…

Сплошные повороты и перевороты, однако…

Самые-самые, наверно… Которые расширяют сознание, позволяют выходить за рамки, каждый раз это что-то новое, преодоление себя в первую очередь и открытия. И это очень ценно.

-В воплощении художественных образов, что вдохновляет? Искусство, кино, музыка, литература? Есть ли любимые произведения, которые помогают на сцене?

– Музыка, в первую очередь. Разная. Перечислять не буду. Кино иногда. Для роли иногда ищу прототип. Для роли госпожи Тербуш (спектакль «Распутник») это была Марлен Дитрих. Трудно объяснить, как это работает. У меня работает.

-Вы работали с разными режиссерами, в том числе с постановщиком из Санкт-Петербурга Алексеем Янковским у вас сразу пять спектаклей. Насколько это важно в профессиональном плане или, может быть, сложно? Чей профессиональный почерк из приглашенных режиссеров вам ближе всего?

– С любым режиссером работать сложно. У Янковского мне не приходится играть роль. Приходится просто быть, но это не просто. Да, пять спектаклей, но я так и не поняла, как он это делает, и в чем суть метода. Наверное, магия какая-то. Может, у кого-то по-другому, у меня каждый спектакль–подвиг.

Из приглашенных Владимир Львович Гурфинкель (поставил спектакли «Квадратура круга» и «Кабала святош») остается вне конкуренции. Янковского приглашенным я уже не считаю. У нас здесь филиал его лаборатории АСБ под покровительством Виктории Николаевны. Свой, родной, в общем.

-За 25 лет карьеры волнений перед премьерой стало меньше?

– Нет, ничуть.

-Бывает ли такое, что день с самого утра не задался, а вечером премьера комедии? Как поступаете в таком случае?

– Это тренинг. Музыка в наушники по дороге на работу. Дыхательные упражнения. И не дыхательные.

-В вашем репертуаре самые разноплановые роли и тем не менее, что вам ближе: комические персонажи, драматические роли или трагические?

– Трагические, конечно, но их у меня, по-моему, нет. Исторические, как Саломея, она же трагический персонаж. Противоречиво-авантюрные, как Тербуш.

-Заветная мечта: о какой роли мечтает актриса Елена Евлаш?

– Я на распутье. Переходный возраст. Хотелось бы сыграть Джульетту…

-В 2016 году вы поставили и сыграли в спектакле «Я жду тебя, любимый…». Насколько сложно быть режиссером и актером одновременно? Помогает ли актерская профессия в режиссуре и каким образом?

– Сложно, но можно. Когда ты один сам себе все, можно. Когда ты еще и за товарищей в ответе, как это было в «Игре теней»… наверно, больше не возьмусь. Помогает, конечно. Большинство режиссеров –хорошие актеры. Иногда очень хорошие. Иногда ждешь, когда же он наиграется, проиграет все сам, чтобы убедиться в точности. Иногда очень интересно.

-Известно, что с пьесой вы познакомились еще в девяностых, но поставили ее спустя много лет. Что сдерживало? Почему этого не сделали раньше?

– Ну там же героиня – тетенька. Это не сыграть в 25 лет и в 30 даже. Должен быть возраст. Там же роман с молодым человеком. Просто не будет понятна проблема.

-Есть ли желание продолжать режиссерские опыты?

– Опыты – это правильное слово. Я же дилетант. Тычу пальцем в небо. Это другая профессия, требующая больше, чем я могу отдать на данный момент. Да, наверно, еще поставлю пару опытов.

-Как бы охарактеризовали челябинскую театральную среду, коллег, южноуральский репертуар?

– Слушайте, ну кто я такая, чтобы ставить диагноз?

Мы все тут вместе формируем культурный слой. Базис для дальнейшего развития. Где-нибудь в Питере он уже сформирован, может процветать. А мы есть и слава Богу. На днях была в Мини-театре на спектакле «Русская смерть». Ребята делают дело с верой в то, что делают, это так порадовало. Пусть нас будет больше, наш скорбный труд в век нейросетей и прочего прогресса не пропадёт, и человек останется Человеком. Как там, в «Солярисе»? Человеку нужен человек! В театре он пока есть, и вряд ли его что-то заменит…

Комментарии 0
    Новости по теме Камерный театр