- Зеленая революция
Дарья Лукашевская: Челябинский лесоповал
У Челябинска появилась еще одна примета – чернеющие на фоне яркого голубого неба стволы спиленных деревьев и пни на газонах. Еще немного потеплеет, и заплачут эти жалкие калеки, пострадавшие от бензопилы и неумных решений власти. Словно заклятых врагов истребляют деревья во имя новых строек и идей. Хотя пора отбросить сентиментальность. У нас же дорожная революция! Дороги строят – щепки летят.
С началом весны обкорнали сквер возле кинотеатра «КиноМАКС-Урал». Теперь это и сквером не назовешь - случайно уцелевший газон в бетонных кварталах мегаполиса. И смотришь: на фоне выросшего монолита очередного развлекательного комплекса среди торчащих голых стволов стоит одиноко и потерянно «Сфера любви». Предусмотреть такой диссонанс одиннадцать лет назад ни скульпторы, ни архитекторы, конечно, не могли. Возможно, скоро понадобится перенести парковку, что стихийно образовалась на улице Красной после появления дополнительной полосы. И тогда пропали оставшиеся деревца.
Проезжаю мимо каждый день и вижу эту грустную картину. В минувшую субботу ехали с дочкой в магазин, и она вдруг удивилась: «А где свадьбы!?» И вправду, в разгар выходного дня на самом популярном у челябинских молодоженов месте ни одной свадебной машины! Кому охота запечатлеть первые мгновения семейного счастья хоть и у «Сферы любви», но среди пней и чурбанов?
Цинизм происходящего в том, что делается это под лозунгами о неусыпной заботе о горожанах. Кто сказал, что дороги важнее деревьев и газонов? Высокий чиновник, видящий город из окна служебного автомобиля, предпочитающий загазованным, пыльным челябинским кварталам проживание в комфортных загородных поселках закрытого типа? Проектировщик, у которого все дороги, как ни переделывай чертежи, ведут к двум новым бизнес-центрам?
Я не заядлый пешеход, чтобы ругать напропалую все дорожные стройки, - сама каждый день за рулем. Однако до сих пор не могу понять, что дало автомобилистам расширение улицы Красной, кроме полосы под парковку? По-моему, дорога здесь стала еще более узкой, чем до реконструкции. Зачем теперь с таким же рвением взялись расширять улицу Воровского и корчевать деревья? В объяснения типа «они все равно уже старые», - не верится. Кто это решил? Где заключение специалистов? Их нет. Стояли бы деревья еще не один десяток лет.
Или еще фишка из разряда небылиц - о компенсирующей посадке: мол, за одно срубленное дерево посадим два. Кто-нибудь когда-нибудь видел, где сажают эти деревья? Покажите хоть одно место! Может, это районы новостроек? Тогда какая мне разница, если живу я в центре, а деревья появятся где-то на окраине.
Молодые липы, попавшие под расширение проспекта Ленина, обещали перенести вместе с корневой системой на новое место жительства. «Мы стараемся сохранить каждое дерево», - заверил тогда наш вице-мэр по дорогам Владимир Алейников. Это уж совсем сказки. Сгрузили спиленные липки в машину с эмблемой общества охраны природы и увезли на дрова.
Скоро резервом для расширения дорог и освоения миллиардных вливаний, видимо, станут тротуары. Зачем они нам? Передвигаться по городу вне автомобиля все равно практически невозможно. Тротуары во многих местах заужены, плохо почищены, где-то вообще исчезли с легкой руки проектировщиков, в общественном транспорте грязно, светофоры после расширения дорог тоже не для пешеходов – слишком быстро зеленый сигнал сменяется на красный, приходится во весь опор нестись через проезжую часть. «Может, пойти пешком?» – раздумываю иной раз, но, взвесив все за и против, сажусь в машину, чтобы проехать 500 метров до нужного места.
Пожалуй, еще никогда масштабы обрезки и вырубки деревьев не возмущали горожан так сильно. А «санитары» городского леса вошли в раж: пилят и корчуют, корчуют и пилят. К чему этот весенний аврал?
Полгода назад мэрия приняла городскую целевую программу «Озеленение» на 2011-2013 годы. К реальному озеленению она, как и предыдущие программы, отношение имеет лишь косвенное. Тем не менее, в течение трех лет должно быть затрачено 90 миллионов рублей. Как говорилось в официальном сообщении, на эти средства будут приводить в порядок газоны вдоль Свердловского проспекта, проспекта Комарова, улиц Братьев Кашириных и Воровского и реконструировать парки и скверы. Но это, скорее, та ситуация, когда нет газонов – нет проблемы.
«Также одна из целей городской программы «Озеленение» - обезопасить челябинцев от падения крупных ветвей и целых деревьев. Для этого старые и сухие деревья заменят на молодые растения», - цитирую все тот же пресс-релиз мэрии. Это ж сколько деревьев можно спилить на такие деньжищи, требующие освоения! В прошлом году, например, ООО «Горзеленстрой», бывшее муниципальное унитарное предприятие, напилило аж на 80 миллионов.
Озеленение – тема для Челябинска вечная. Это сейчас понимаешь, что десять лет назад все у нас было не так уж плохо. Шли дискуссии, выступали экологи, делались расчеты, заседали рабочие группы, ругали чиновников, что мало в городе зеленых насаждений. Но деревья-то были! И газоны, и скверы.
Потом предложили перевести их количество в качество. Мол, появятся вертикальные клумбы, деревья ценных пород - и проблема решится. Где они? Красота сия появилась у здания городской администрации и еще в двух-трех присутственных местах. Теперь чиновники предлагают обычную газонную траву заменить дорогостоящими рулонными газонами. О, это целое поле для распила бюджета.
Чтобы сбавить градус эмоций, я обратилась за комментариями к экологам. Но тут меня постигло разочарование: специалисты, кто по долгу службы мог бы вступиться за зеленых братьев наших меньших, побоялись озвучить свое мнение в СМИ. Хотя они возмущены тем, что происходит в городе, ссылаются на несовершенство нормативно-правовой базы и варварское отношение к зеленым насаждениям. У кого же деревьям искать защиты?
Андрей Талевлин, кандидат юридических наук, эколог, руководитель регионального отделения «Яблока»:
- Могу судить о сложившейся ситуации как юрист. Проанализировав правовые документы, касающиеся зеленых насаждений, я сделал вывод, что в федеральных и муниципальных нормативно-правовых актах «озеленителям» дается большая свобода действий. Так, в 2003 году городская дума утвердила правила содержания и охраны зеленых насаждений в Челябинске. Документ вызывает много вопросов, связанных с компенсацией сноса деревьев. Вырубку зеленых насаждений можно возместить в натуре, а можно деньгами, для этого действует методика расчета. Но в механизме компенсирующих выплат, на мой взгляд, заложена солидная коррупционная составляющая.
Снос зеленых насаждений контролируется управлением экологии и природопользования города Челябинска. Оно выдает организациям разрешение на снос, а те, в свою очередь, должны заплатить деньги или сделать компенсирующую высадку. Большинство предпочитает денежный расчет. По методике цены на снос деревьев отличаются в разы. Проще говоря, за больное дерево нужно заплатить пять рублей, за здоровое - 10 тысяч. И определяет это все одно ведомство. А куда идут эти деньги, как расходуются - вообще не ясно.
Теперь что касается обрезки деревьев. Здесь все ссылаются на приказ Госстроя 1999 года. Согласно этому документу обрезка бывает омолаживающая, формообразующая и санитарная. Причем омолаживающую обрезку позволительно делать хоть до пня.
Есть и еще один вопрос: почему все работы проводит ООО «Горзеленстрой»? Где муниципальные конкурсы? Сколько средств выделяется на работы по обрезке деревьев?
И еще, по муниципальным правилам прежде всего необходимо провести инвентаризацию зеленых насаждений в городе. Насколько мне известно, до сих пор ее не было. Я думаю, ее специально не проводят. По результатам инвентаризации мы могли бы судить о соотношении зеленых насаждений и количества жителей города. По нормативам, приведенным в разных документах, должно быть или 10, или 6 «зеленых» квадратных метров на одного жителя. Несколько лет назад было около четырех квадратных метров. Очевидно, соотношение продолжает уменьшаться.
Помните голубые ели, которые росли возле офиса «Единой России» на улице Свободы? Застройщик, который возвел рядом здание, половину деревьев снес. Уплачены ли средства в бюджет, сделана ли иная компенсация – неизвестно.
Мое мнение – необходимо в правилах содержания и охраны зеленых насаждений прописать механизм компенсирующего озеленения и обязать власти провести инвентаризацию зеленого фонда города. А по большому счету нужна качественная программа озеленения. Та, что сейчас существует, вызывает больше вопросов, чем ответов.
Вера Меркер, кандидат биологических наук, директор ботанического сада ЧелГУ:
- С большим сожалением нужно отметить, что система зеленых насаждений Челябинска характеризуется низкими качественными и количественными показателями. Острота проблемы определяется уменьшением площадей озеленения, некачественным подбором растений, снижением уровня их экологической пластичности и жизнеспособности в экстремальных городских условиях, качеством посадочного материала и отсутствием квалифицированного ухода. При этом отсутствуют статистические данные о многолетней совокупной потере городских озелененных площадей. Возникает в такой ситуации вопрос-проблема: отвечает ли требованиям сохранности или равноценной компенсации существующая нормативная и правовая база, регламентирующая порядок содержания, финансирования и реализации мероприятий по возмещению ущерба при утрате зеленых насаждений в Челябинске? Ответ очевиден. Иначе чем объяснить непрофессиональную, неграмотную с точки зрения биологии растений и экологии города работу озеленительных служб?
Вероятно, наблюдаемые в городе действия озеленительных служб, связанные с массовой обрезкой деревьев, - это выполнение муниципального заказа. Подобная услуга стоит дорого. Возможно, желанием заработать несмотря ни на что и объясняются действия фирм, работающих в городе на вырубке и обрезке деревьев. В большинстве случаев то, что делается сегодня со взрослыми, достигшими своего биологического расцвета, а иногда старыми деревьями, обрезкой назвать нельзя. Существует несколько видов обрезки, практически ни одна из них грамотно в нашем городе не используется. Озеленители утверждают, что так они производят «глубокое омоложение зеленых насаждений». Однако надо заметить, что подобное совершенно несправедливо по отношению к старовозрастным насаждениям и к некоторым видам деревьев, подвергающимся этой жестокой процедуре. Применяемая сейчас обрезка деревьев формирует «бревно», «столб» с тонкими длинными годичными веточками. Повзрослеют ли эти молодые побеги на старом 50-60-летнем дереве? Как правило, их древесина не успевает вызреть до наступления холодов и погибает. Такие побеги представляют серьезную опасность для горожан, так как непрочно крепятся к стволу, а, выжив и «растолстев», оказываются значительно более ломкими, чем нормальные веточки-побеги неповрежденного дерева. Кроме того, на таких побегах формируются листья иногда чудовищной величины, с рыхлой тканью, которые легко подвергаются нападению вредителей, например, минирующей тополевой моли, личинки которой выедают мякоть «ненормального» листа и массово размножаются. Бабочки тополевой моли доставляют горожанам массу неприятностей, зимуя в помещениях квартир.
Бесследно зарастают на стволах деревьев только небольшие, не более 1-2 см в диаметре, повреждения. Более крупные раны, если и затягиваются, то без принятия специальных мер становятся пристанищем грибковых и бактериальных разрушителей древесины. Такое растение обязательно заболеет, и, кроме того, будет источником инфекции для других, вполне здоровых, но ослабленных в городской среде деревьев.
И, наконец, нужно обязательно сказать о том, что созданные городскими озеленителями картины с деревьями-калеками, не просто не добавляют эстетики городу, но и отрицательно влияют на психику людей любого возраста. Жители города видят, слышат гармонию природы, её эстетические признаки и страдают от грубого нарушения и уничтожения уголков природы.
Могу предположить, что дикая варварская обрезка, проводимая в таком масштабе, приведет к нарушению экологической ситуации в городе, которая скажется в первую очередь, на здоровье людей, приведет к его ослаблению и ухудшению. Научная мысль давно обнаружила, что все составляющие системы (в данном случае – нашего города) взаимосвязаны между собой, и нарушение природной среды в городе обязательно получит ответную реакцию со стороны её техногенной составляющей. И снова возникает вопрос: несет ли кто-нибудь ответственность за происходящее?
-
В Челябинске заменят засохшие ели и заболевшие липы15 июля 2019, 16:55
-
Ландшафтные дизайнеры: Челябинск потерял свое «зеленое лицо»04 июня 2019, 14:27
-
В центре Челябинска снесут сотни старых деревьев и посадят тысячи новых16 мая 2019, 19:26
-
Прокуратура заступилась за закатанные в асфальт деревья на Алом Поле. Вопросы к архитекторам остаются16 января 2019, 16:55
-
С реконструкцией сквера на Алом поле будет разбираться прокуратура27 ноября 2018, 18:42
-
В Челябинске окончательно сорваны сроки благоустройства парка Калининского района15 ноября 2024, 15:06
-
В Челябинске завершено благоустройство дворов по федеральной программе13 ноября 2024, 17:17
-
В Чурилово завершается благоустройство набережной12 ноября 2024, 10:28
-
Большинству челябинцев нравится идея дальнейшего благоустройства экотропы вдоль Захаренко05 ноября 2024, 13:48
-
Кто виноват в повреждениях плитки? Виктор Ереклинцев прояснил ситуацию с благоустройством Алого поля30 октября 2024, 17:11