«А зори здесь тихие-2»: глупости не стоит делать даже от скуки

Фото «А зори здесь тихие-2»: глупости не стоит делать даже от скуки

Как можно судить по откликам в сети Интернет, постановка Рена́та Фавари́совича, впервые выступившего в качестве режиссера лишь в 2011 году, стала худшей из всех экранизаций знаменитой повести, впервые опубликованной в 1969 году в журнале «Юность». Многие пользователи сети просто выразили недоумение, зачем вообще инженер-технолог по образованию, сын одного из руководителей «Роснефти» и брат экс-владельца КБ «Международный Банк Развития» взялся переснимать известную почти всем жителям СССР историю о подвиге пяти девушек-зенитчиц и их командира старшины Федота Васкова. В 50 лет фронтовик Станислав Ростоцкий сумел снять лучшую экранизацию повести писателя-фронтовика Бориса Васильева, которая сразу же разлетелась на цитаты. В 2005 и 2009 годах «А зори здесь тихие» экранизировали в Китае и Индии с поправками на местного зрителя. К счастью, умерший в 2013 году Борис Васильев не дожил до премьеры фильма, снятого Ренатом Давлетьяровым. Работа получилась откровенно подражательной и эмоционально слабой, несмотря на гигантский съемочный бюджет. В 1972 году зрители искренне плакали, сопереживая судьбам героев в исполнении Андрея Мартынова (старшина Федот Евграфович Васков), Ирины Долгановой (Соня Гурвич), Елены Драпеко (Лиза Бричкина), Екатерины Марковой (Галя Четвертак), Ольги Остроумовой (Женя Комелькова) и Ирины Шевчук (Рита Осянина). Навсегда оставались в памяти короткие, но яркие эпизоды в исполнении Людмилы Зайцевой (сержант Кирьянова), Аллы Мещеряковой (Мария Никифоровна, квартирная хозяйка), Владимира Ивашова (гость Бричкиных), Игоря Костолевского (Миша), Георгия Мартынюка (Лужин), Бориса Токарева (пограничник-лейтенант Осянин).

По словам известного музыканта Юрия Лозы, героев новой экранизации ему не жалко, как не жалко их ни режиссеру ни продюсерам, ни зрителю, который едва ли будет кому-то сопереживать. Режиссер изначальной версии Станислав Ростоцкий не понаслышке знал, что такое война, потому и старался показать несоответствие между красотой юных героинь и ужасом смерти. И гибель каждой из пяти девушек воспринималась как личная трагедия. В новой версии этого нет, несмотря на казалось бы добросовестную работу актеров Петра Федорова (старшина Васков), Анастасии Микульчиной (Рита Осянина), Евгении Малаховой (Женя Комелькова), Агнии Кузнецовой (Соня Гурвич), Софьи Лебедевой (Лиза Бричкина), Кристины Асмус (Галя Четвертак), Екатерины Вилковой (сержант Кирьянова) и Дарьи Мороз (Мария, квартирная хозяйка). При этом актеры второго фильма даже внешне старались походить на актеров первого.

Отдельных слов заслуживают и чисто технические ляпы экранизации, которые не позволял себе Ростоцкий. Фашисты-десантники бегают по карельским лесам с газбаками и не в десантных касках. Крупным планом показана лента с холостыми патронами у пулемета, из которого немцы расстреливают семью Комельковой, из барабана 7,62 миллиметрового нагана Васкова торчит 9-миллиметровый патрон «Люгер». Но это мелочи, которые простят хорошему фильму, а в плохом их и искать никто не будет.

Из положительного в фильме Рената Давлетьярова можно отметить попытку более глубокой проработки судеб главных героинь. Так, неожиданно выясняется, что Галя Четвертак попала в детский дом после того, как ее родители были репрессированы, а Лиза Бричкина с родителями жила на глухом таежном кордоне после того, как ее семью раскулачили и выслали из родной деревни. Ростоцкий, находившийся под контролем коммунистической цензуры, таких подробностей показать не мог. Зато у Ростоцкого был логичный выход в будущее, светлый оптимизм в сценах с современными молодыми туристами, оказавшимися на месте жестоких боев.

Новый фильм Давлетьярова в целом оставляет только один вопрос: с какой целью он снят – для отмывания денег, пиара молодых героинь телесериалов или самоутверждения режиссера? Ответить на этот вопрос можно словами гостя Бричкиных: «Глупости не нужно делать даже от скуки».

Комментарии 0
    Новости по теме Великая Отечественная война