Экспонаты «выходят в свет»: в историческом музее Южного Урала выставлена редкая икона
В Челябинске в историческом музее икону «Взыскание погибших» можно увидеть до 31 января. Онанаписана в 1904 году в Греции, в русском монастыре на Афоне, о чем свидетельствует запись на обороте. Кто передал икону, находилась ли она когда-нибудь в храме– неизвестно. Предположительно, в фонды музея она попала в 1920-е годы и с тех пор хранилище не покидала.
Возможность увидеть старинную икону и другие уникальные вещи представилась недавно. В мае 2017 года стартовал новый проект исторического музея – «Выставка одного экспоната». И теперь почти каждые две недели в одном из залов появляется специальная витрина с редким экспонатом. Идея замечательная. О том, почему она возникла и как выбирают выставочные образцы, корреспонденту агентства «Урал-пресс-информ» рассказала заместитель директора исторического музея Южного Урала Татьяна Палагина.
– Татьяна Владимировна, впервые попадая в музей, многие уверены, что все самое лучшее и уникальное находится в залах. Разве не так?
– Показать все – невозможно. В наших фондах хранится около 300 тысяч предметов. Процентов 10 из них (это в лучшем случае) выставлено в постоянной экспозиции. Собственно, она так и построена, чтобы мы могли делать разные выставки. Ведь есть посетители, которые приходят не по разу. И каждый раз они хотят видеть что-то новое.
– Получается, есть много предметов, которые ожидают «выхода в свет» десятилетиями. А почему проект «Выставка одного экспоната» появился только сейчас?
– С 2006 года, когда мы переехали в новое здание, приходилось решать другие задачи – строительство постоянной экспозиции, освоение выставочных площадей. А теперь, спустя 10 лет, возникла мысль как-тоусовершенствовать работу по выполнению госзадания. Плановые показатели очень высокие, выставок должно быть много. В погоне за количеством люди работают как конвейер. А выставка — особый объект, творческий. Она требует времени на подготовку, глубины. Если сделана добротно — ее посещают. Так было с экспозицией к 100-летию революции. Материал мы собирали в архивах, долго думали как его подать, разместить. Подлинных предметов было немного, но посещаемость оказалась очень высокой.
– Почему экспонат может не попасть на выставку?
– По разным причинам. Есть вещи настолько ценные, что мы не можем их выставить, например, шелковая ткань IX века из раскопок кургана на озере Синеглазово. Бывает так, что предмет как памятник истории очень интересен, но на выставку его не берут, потому что не соответствует тематике. У нас хранятся материалы, рассказывающие о судьбе первого челябинского полярника, первого директора городской метеостанции Владимира Теплоухова, который в ноябре 1937 года был арестован, а в январе 38-го расстрелян по приказу «тройки» на Золотой горе. А выставок на эту тему не было.
– В постоянной экспозиции есть такие материалы?
– У нас есть витрина, посвященная сталинизму. Но тема репрессий прямо не звучит. Поэтому так подробно, открыто рассказать о человеке, который пострадал в 30-е годы, возможности не было. Выручила дата. 30октября, в День памяти жертв политических репрессий, мы сделали выставку, посвященную Владимиру Теплоухову, сыну известного уральского ученого и краеведа Константина Теплоухова. Было немало посетителей, которые приходили в музей, чтобы посмотреть эту экспозицию.
– В цикле «выставка одного экспоната» показано 11 очень редких вещей. Они могли бы украсить коллекцию любого музея. Почему мы их прячем?
– Есть предметы, которые нельзя выставлять надолго. Это особо ветхие, особо ценные предметы. Например, первопечатная Библия Ивана Федорова 1581 года издания. В хранилище для нее созданы специальные условия, бесценную реликвию, написанную на двух языках – греческом и церковно-славянском, можно показывать только несколько дней. Библия Ивана Федорова открывала наш новый проект.
– А почему так долго не показывали материалы следственного дела декабристов?
– Это очень интересный памятник истории. Восстание декабристов произошло в декабре 1825 года. Доклад Следственного комитета был представлен императору 30 мая 1826 года, а 12 июня опубликован под названием «Донесение следственной комиссии». Выставок по этой теме не проводилось. Внашей экспозицииона тоже не отражена, поскольку Южный Уралне былнепосредственно связан с движением декабристов как, скажем, Петербург. Поэтому нет и материалов.
– Есть ли цифры посещаемости таких выставок, где представлен всего лишь один предмет?
– Статистики нет, потому что они размещаются в залах постоянной экспозиции. Но интерес есть, в этом я не сомневаюсь. Когда монтировали выставку иконы «Трех радостей», находившиеся в зале посетители не хотели расходиться. Увидев редкий экспонат, они дождались,пока закончится монтаж. Научному сотруднику выставочного отдела Марье Аникиной пришлось дать комментарий сначала тележурналистам, а потом провести внеочередную экскурсию для собравшихся зрителей. Значит, мы все сделали правильно.
Что же касается иконы «Взыскание погибших», которую можно увидеть до 31 января, то после закрытия выставки появится и статистика. Люди заранее заказывают экскурсии, записываются группы, покупают билеты. Искусствовед Марья Аникина историю редкой иконы рассказывает не один раз в день. Так что количество посетителей таких выставок с каждым разом будет только расти.
Фото Валерия Жирохова
-
В Челябинске знакомство с Африкой пройдёт в ритме танца18 апреля 2024, 11:02
-
Еткульский район отмечен Почетным знаком за развитие культуры в Челябинской области10 апреля 2024, 11:58
-
Заслуженный артист России Борис Каплун – лауреат премии «Золотая лира»09 апреля 2024, 15:34
-
Лучшие в культуре и искусстве Челябинска получили «Золотую лиру»09 апреля 2024, 14:00
-
В Челябинске запустили научно-популярный портал о культуре и истории региона19 января 2024, 11:09