Евгения Конышева и Леонид Никитин: Архитектурный облик Челябинска небезразличен тем, кто живет за рубежом

Фото Евгения Конышева и Леонид Никитин:  Архитектурный облик Челябинска небезразличен тем, кто живет за рубежом

Челябинская архитектура, вполне привычная взгляду местного населения, оказывается, представляет интерес для жителей самых разных и отдаленных уголков Земли. Узнать о ней, ни разу не побывав в столице Южного Урала, иностранцы могут благодаря международному сайту Emporis.com, на котором размещается информация об архитектуре огромного количества городов мира. Приятно осознавать, что на этом крупнейшем сайте представлен и наш город.

Этого могло бы и не быть, не болей душой за Челябинск и его имидж доценты кафедры истории зарубежных стран Челябинского государственного педагогического университета Евгения Владимировна Конышева и Леонид Витальевич Никитин.
Кандидат искусствоведения Евгения Конышева и кандидат исторических наук Леонид Никитин – единственные, кто представляет Челябинск и Челябинскую область на Emporis.com – рассказали корреспонденту «Урал-пресс-информ» о современной архитектуре Челябинска и этом сайте.

- Пожалуйста, расскажите, что из себя представляет сайт Emporis.com.

Л.Н.: Англоязычный сайт Emporis.com посвящен современной архитектуре и в первую очередь высотным зданиям. По стандарту Эмпориса таковыми считаются все здания, начиная от 12 этажей, и редакторы сайта стремятся собрать базу данных, в которую бы вошли все подобные здания мира. И уже процентов на 50-60 эта задача выполнена. А мы с Евгенией Владимировной стараемся собрать информацию о челябинской архитектуре и архитектуре городов Челябинской области.

На сайте представлена стандартная информация: о количестве этажей, высоте, о компаниях, которые построили то или иное здание, указаны адреса, годы постройки и так далее. Кроме того, возможны дополнительные сведения о каких-то зданиях. Если со зданием связана какая-нибудь необычная история, как у нас было в свое время с главным корпусом ЧПИ-ЮУрГУ, то такая информация тоже размещается на сайте. Дело в том, что исходный проект здания ЧПИ 1951 года полностью осуществить не удалось, можно сказать, по политическим причинам. В 1955-м году развернулась борьба с "излишествами в архитектуре", и здание было реализовано лишь частично: были построены только семь этажей главного корпуса, а верхние этажи и шпиль как раз были расценены как "излишества". И только в 90-е годы снова можно было вернуться к этой идее и провести реконструкцию.

Е.К.: Также в качестве дополнительной информации на сайте, особенно когда это касается исторических зданий, представляется стилистика. Так, здание ЮУрГУ – пример так называемой поздней неоклассики середины – второй половины 1950-х годов.

- Когда появился сайт Emporis.com и когда на нем выставили первую информацию о Челябинске?

Л.Н.: Сайт в самых ранних версиях появился в 1996 году в Германии, во Франкфурте-на-Майне. И именно небоскребы Франкфурта были первыми представлены на Эмпорисе. Сайт тогда назывался по-другому: Skyscrapers.com, то есть «небоскребы». Что касается Челябинска, то информация о его высотной архитектуре впервые появилась на сайте в 2004 году.

- Кто помогает вам собирать информацию для сайта?

Е.К.: Тут нужно отметить, прежде всего, участие Игоря Вячеславовича Стоякина, сотрудника Управления архитектурно-строительного надзора администрации Челябинска, потому что во многом его база данных используется для представления информации на сайте. Также большую информационную помощь оказывает Татьяна Александровна Полякова, сотрудник отдела технической информации городского управления архитектуры и градостроительства.
К сожалению, на сайте указываются имена только тех, кто прошел официальную регистрацию и является фотографом сайта. Поэтому участие Игоря Стоякина и Татьяны Поляковой, к сожалению, на сайте никак быть отмечено не может.

- На кого рассчитан этот сайт, и может ли представлять интерес информация об архитектуре Челябинска заграничным жителям?

Е.К.: Мне кажется, что прежде всего этот сайт должен быть интересен тем, кто живет в Челябинске, потому что мы очень часто, проходя по улицам не видим того, что вокруг нас. И нередко среди жителей города встречается точка зрения о том, что Челябинск – это провинция, и что здесь нет заслуживающих внимания зданий и памятников. Однако и у нас есть примечательные здания и достойная архитектура, которую можно представлять и описывать. По опыту, когда люди знакомятся ближе с информацией о челябинской архитектуре, они на город уже по-другому смотрят. Но не думаю, что кому-нибудь в Париже будет интересна информация о Челябинске и челябинских высотных зданиях. Такая информация скорее важна для профессионалов. Мы работаем не на зарубежье, конечно, а на жителей Челябинска, области.

Л.Н.: Я бы хотел не согласиться с Евгенией Владимировной. Сайт может быть интересен кому угодно, тем, кому, не безразличен его город, его архитектурный облик, его имидж, восприятие этого города со стороны тех, кто там не живет. У того, кто увидел на Эмпорисе свой город, вполне может возникнуть желание сравнить его с другими городами. Соответственно, Челябинск может быть интересен и жителям других городов России, и тем же самым французам, которые были упомянуты, и еще кому-то. Вот буквально на днях доводилось общаться с американским профессором Кэйт Браун, замечательным ученым, специалистом, в том числе по нашей, российской истории. Она говорит, что Челябинск в Америке хорошо знают.

И хотелось бы, чтобы его знали не как промышленный город, еще и близкий к ядерным центрам, а как красивый город с исторической средой и современной архитектурой. Надеюсь, что Эмпорис в какой-то степени вносит вклад в формирование хорошего мнения об архитектуре Челябинска.

- Сколько в Челябинске сейчас высоток и какая из них была построена первой?

Л.Н.: В Эмпорис пока включено 91 здание по Челябинску. Если говорить по хронологии строительства, тогда самое первое здание – это ЮУрГУ, год 1959, без шпиля, конечно. А в реконструированном виде, каким мы его знаем его сейчас и каким оно представлено на сайте – это уже 2003 год. Следующее здание, ну и в каком-то смысле оно может считаться первым – это здание из ряда 14-этажек по проспекту Ленина, под номером 68. Оно было построено в 1969 году.

- Леонид Витальевич, расскажите, как у вас возникла идея публиковаться на сайте Emporis.com?

Л.Н.: Встретился сайт, где тогда еще не был представлен Челябинск, и захотелось показать, что в России, помимо двух столиц, есть и другие достойные внимания города, и Челябинск тоже в этом ряду. И надеюсь, что-то в этом плане мы с Евгенией Владимировной сделали.

- И каким по счету из российских городов на сайте был представлен Челябинск?

Л.Н.: По времени появления на сайте Челябинск был четвертым. Сначала Москва, потом Санкт-Петербург, потом Барнаул, а затем – Челябинск. Также из российских городов на сайте сейчас представлены Екатеринбург, Нижний Новгород, Новосибирск, Тольятти, Омск и многие другие.

- А если вести счет по количеству зданий, какое место по России занимает Челябинск?

Л.Н.: По количеству зданий, представленных на сайте, в рейтинге российских городов первой идет, конечно, Москва, вторым – Екатеринбург, как ни странно. Причем там огромное превосходство, ведь если считать по Челябинску, то тут 91 высотка, как видите, даже сотни не наберем, а в Екатеринбурге уже почти 600, больше, чем в Санкт-Петербурге, который в рейтинге третий. Потом идет Новосибирск, а Челябинск сейчас по статистике Эмпориса занимает девятое место. Но так как базы данных по другим городам на сайте не полны, то там высотных зданий может быть и больше, чем в Челябинске. Ведь, честно говоря, 91 здание – это немного для такого города. Это даже очень мало.

- А какое здание в мире на сегодняшний день самое высокое?

Л.Н.: Самое высокое здание мира – Тайбей 101 (Тайбей, Тайвань) высотой 509 метров, насчитывающее 101 этаж. Кроме того, на подходе еще один проект: Бурдж Дубай (Дубай, Объединенные Арабские Эмираты) с высотой более 700 метров. Этот небоскреб будет достроен в 2008-2009 годах.

- А самое высокое в Челябинске?

Е.К.: На сегодняшний день – это "Челябинск-сити", высота которого 111 метров.

- Евгения Владимировна, вы говорили, что стилистику высотных зданий определить очень сложно, почему?

Е.К.: Стилистика в принципе очень сложно определяется для современной архитектуры. На сегодняшний день архитектура чрезвычайно плюралистична, то есть жестких стилевых рамок, какие можно выделить, предположим, в первой половине 20 века, сегодня провести невозможно. К какому стилю, например, можно отнести "Челябинск-сити"? Правда, есть термин "интернациональный стиль", но и он не в полной мере соответствует характеристике современных высотных зданий. Этот термин корректнее употреблять к высоткам 1950-х – 1960-х годов в духе Л. Мис ван дер Роэ. Кроме того, в Челябинске около 80 процентов высоток – жилые дома. Это стандартные 12-ти, 14-ти, 16-тиэтажки. У них-то тоже стиль не определишь, потому что это большей частью не архитектура, а строительство, имеющее только утилитарную функцию.

- Плохо ли то, что трудно определить стиль современной архитектуры?

Е.К.: Это плюрализм в архитектуре, и это очень хорошо. Вся наша эпоха сегодня эклектична, современная культура построена именно на многообразии взглядов, концепций. И архитектура такая же, поэтому на сегодняшний день в ней нет жестко установленных норм, как можно было видеть в предыдущие годы. Так, современная постмодернистская архитектура построена на игре цитатами, ироничной эклектике, интересными примерами чего являются, в частности, здания Прокуратуры Челябинской области на улице Елькина или Историко-краеведческого музея по улице Труда. Но далеко не все современные архитектурные веяния находят у нас отражение. Пока еще сложно представить воплощенными в Челябинске хайтековские здания, деконструктивистская архитектура существует только в проектах.

- Пожалуйста, расскажите про "хайтек" в сфере строительства и архитектуры.

Е.К.: Здания "хайтек" – это здания, построенные на основе высоких технологий в сфере проектирования и строительства. Это технологии из самых наукоемких сфер – авиастроения, нефтедобычи, космических технологий, информационных систем и так далее. Над проектами работают крупные фирмы, отделения которых разбросаны в разных частях мира, как, например фирмы Н. Фостера или Р. Роджерса. Это самая дорогостоящая архитектура в мире – сотни миллионов и миллиарды долларов. У нас этого нет, конечно. Технические «навороты» хайтека для Челябинска – это слишком дорого и, наверное, не нужно.

Л.Н.: Но если брать Аркаим-Плаза, Мизар или Челябинск-сити, то это, кончено, технически лучше, чем строили у нас 10-15 лет назад.

- Как вы оцениваете челябинскую архитектуру сегодня?

Е.К.: Очень изменилась панорама города. При въезде в город, по крайней мере, ближе к центру, возникает ощущение города именно современного, потому что панорама его дополнена высотными зданиями, хотя размещение их в историческом центре – вопрос дискуссионный. На мой взгляд, "Челябинск-сити", который стоит в исторической среде, ее не портит. Вообще подход к исторической зоне может быть двояким. Возможно строительство либо зданий, стилизующих окружающую архитектуру, либо, строящихся на контрасте. Как правило, стилизующие здания не очень высоки по архитектурному качеству, потому что архитектура ныне другая, и всякая попытка подражать прошлому дает вторичность и эклектичность. При застройке на контрасте единственное условие, на мой взгляд, чтобы здание было архитектурно достойным. "Челябинск-сити" – вполне достойное сооружение и, главное, оно остекленное, а в современной западной практике в исторической среде строится очень много такого рода зданий. Такие сооружения дают эффект «здания-призрака», отражающего окружающую застройку. Человек, когда он идет и не смотрит наверх, на уровне своего глаза будет видеть не эту высотку, а отраженную в ее стеклах окружающую архитектуру. Так создается дополнительный эффект.

- Расскажите о перспективах высотного строительства в нашем городе.

Л.В.: Из самых близких перспектив – это комплекс "Святогор" недалеко от Торгового центра, который очень удачно должен вписаться в панораму набережной Миасса. В 2008 году «Легион-С» обещал завершить этот комплекс. Затем проект «Западный луч» по улице Труда, где «Молния», зоопарк. Там должен быть ряд 25-тиэтажных зданий, и строители считают, что выполнят проект достаточно быстро: через три-четыре года. Еще один проект – это офисный центр по улице Труда рядом с гостиницей Малахит, возведение которого было заморожено из-за конфликта между городской администрацией и застройщиком. С июля там возобновится строительство 22-этажного здания.

Еще ряд высотных зданий должен появиться в 13-м микрорайоне на северо-западе, там тоже речь идет о 20 этажах и более. Это те проекты, которые прошли согласование в Главархитектуре, получили поддержку.

Ну а в более далекой перспективе возможна полная реализация проекта "Золотое кольцо", включая «Сити-Пойнт», ну и, возможно, комплекс "Венец" на месте бывшей промышленной и складской зоны, тянущейся от Горсада в сторону вокзала. На этой территории еще по генплану 2003 года намечены большие проекты реконструкции.

- В одной из ваших совместных публикаций в специализированном журнале по строительству и архитектуре вы говорили, что Челябинск постепенно отходит от статуса промышленного города и что происходит сокращение доли промышленных территорий в балансе городских земель с 25 процентов до 23. Что конкретно сделано в настоящий момент в этом направлении?

Е.К.: Предполагается, что территории, которые раньше принадлежали промышленным предприятиям, либо так называемые зоны разрыва между предприятиями и жилой застройкой, будут отдаваться под иные цели. Это могут быть торговые или выставочные комплексы, какие-то рекреационные территории и так далее. Примеры такого рода у нас уже есть – Калибр, Строммашина (ТРК «Горки»), Табачная фабрика.

Л.Н.: Или Часовой завод, который сейчас реконструируют под торговый центр.

Е.К.: То есть, прежде всего, удаляются предприятия из центра города. Чтобы не портить внешний облик и, самое главное, не создавать угрозу экологической ситуации. И на сегодняшний день принцип градостроительного подхода в генплане другой: не идея развития промышленного производства как основы существования города, а идея создания города, удобного для жизни человека.

- Евгения Владимировна, в 2005 году у вас вышла монография «Градостроительство и архитектура Челябинска конца 1920-х-1950-х годов в контексте развития советского зодчества». Почему вы затронули именно этот период?

Е.К.: Архитектура конца 1920-х – 1950-х годов – это та историческая среда, которая сегодня очень часто не воспринимается как достойная внимания. Мы говорим о памятниках архитектуры начала 20 века и часто забываем о памятниках 20-х – 50-х годов. Тем не менее, в Челябинске есть здания и комплексы того времени, достойные общероссийского признания. Это, например, соцгород ЧТЗ, который проектировался москвичами, в частности одним из известных московских архитекторов 20-х-30-х годов Андреем Константиновичем Буровым. Этот комплекс отражает реализацию идей не только архитектурных, но и социальных. Он достоин и внимания, и охраны, а у нас он исследован фактически не был, еще раз повторюсь, поскольку как-то не осознается еще, что эта среда тоже уже историческая. То же самое касается и неоклассических ансамблевых комплексов середины 1930-х – 1950-х годов. Я историк по первому образованию, поэтому я стараюсь рассматривать архитектуру как отражение идей эпохи, и неоклассицизм великолепно отражает те идеи торжественности, величия, мощи, которые были присущи советской державе 30-х-50-х годов.

- То есть в монографии речь идет о генпланах 1936 и 1947 годов. А что вы можете сказать про нынешний генплан Челябинска?

Л.Н.: Генплан создавался коллективом специалистов очень высокого класса из «Челябинскгражданпроекта», из ЮУрГУ, и уже по этой причине является вполне реалистичным и продвинутым. Весьма вероятно, что он будет реализован если не полностью, то хотя бы в достаточно высокой степени.

Е.К.: Проблема только в реализации. Это «больная точка» всех генпланов. Потому что генплан в какой-то степени – «бумажная архитектура». То есть он намечает перспективы и дает идеальный вариант развития, который не всегда, к сожалению, воплощается в реальности.

- Теория расходится с практикой?

Е.К.: Да, потому что нужно учитывать разнообразные проблемы, в частности, наличие финансирования, проблемы юридического плана, например, такие частые сегодня споры за землю и перераспределения земельных участков. Это также наличие частной собственности, которая часто встает на пути реализации генплана.

Л.Н.: Проблемы начинаются даже с демографического прогноза. Например, предыдущий генплан 1967 года все рассчитывал, исходя из того, что к началу 21 столетия население Челябинска будет составлять полтора миллиона человек. В действительности – один миллион 100 тысяч. И не только для Челябинска характерен такой разрыв между прогнозом и реальностью, многие другие города тоже столкнулись с замедленным ростом и даже депопуляцией. Вполне возможно, что и генпланы нынешнего поколения, в том числе челябинский 2003 года, и аналогичный план, предположим, в Екатеринбурге или в Берлине, тоже с этим столкнется. На 20 лет вперед такие вещи просчитать очень трудно. Но какими-то общими моментами можно управлять: это сокращение доли промышленности и рост сервисного сектора, расположение жилых районов, развитие деловых центров, развитие современного транспорта, то есть метрополитена.

- И каким будет Челябинск лет через 10?

Е.К.: Зеленым. И сквозь эту зелень – высотные здания.

Л.Н.: А также бережно охраняемая историческая среда. Восстановленные здания не только на Арбате, что, конечно, уже хорошо. Но хочется видеть, например, восстановленное здание Элеватора, 1917 года постройки, реконструированные улицы Труда и Карла Маркса.

Е.В.: Транспортные развязки…

Л.Н.: Ну, и через 10 лет метро, конечно.

Е.В.: Челябинск быстро вырастет вверх. Высотных зданий все больше и строятся они быстро. "Святогор", например, в его нынешней степени готовности построили буквально за год. Но, на мой взгляд, есть проблемы с озеленением. Хотя в перспективе выдвигаются планы облагораживания берегов реки Миасс, что чрезвычайно важно. То есть город должен создавать впечатление именно города представительного, репрезентативного, и центр города должен быть именно таким: сочетание исторической застройки и новых современных достойных зданий, зеленой среды и реки не как в прямом смысле слова уже отстойника для всякого рода промышленных выбросов, а именно голубого Миасса в окружении мраморных набережных и прогулочных зон.

Комментарии 0