Яндекс.Метрика

Государственные услуги – по принципу «одного окна»

Фото Государственные услуги – по принципу «одного окна»

Россия шагает по пути формирования информационного общества. Бесплатной сотовой связи и Интернета органы власти не обещают, но финансовые отношения граждан с государством станут проще. В октябре текущего года Совет безопасности РФ и Совет при президенте РФ по науке, технологиям и образованию обозначили приоритеты в масштабной стратегии развития информационных технологий. Главные ориентиры – массовая телефонизация домохозяйств, обеспечение развития цифровой инфраструктуры широкополосного доступа к Интернету по всей стране, модернизация сети телевещания и т. д. О том, какие перемены ждут россиян в связи с построением информационного общества, рассказывает член Совета Федерации РФ, первый заместитель председателя комиссии по информационной политике Евгений Елисеев.

— Как чиновник я обзавелся сотовым телефоном в 1993 году. Понятно, что в те времена у подавляющего большинства горожан не было такой возможности, тогда и стационарные телефоны не у всех были. Массовая «мобилизация» в России началась в 2000 году, и сейчас сотовый есть практически у каждого, — говорит Евгений Александрович об одном из звеньев информатизации. — Мы уже не представляем, как без него обойтись, и ни у кого не возникает вопросов, нужен ли вообще мобильный телефон.

— Абонентов интересуют и другие вопросы — в частности, будет ли сотовая связь дешевле. Нам это в ближайшее время не грозит?

— В процесс ценообразования государство не вмешивается, но этого и не нужно – Россия органично «встроена» в мировой рынок информационных услуг, и ломать его неинтересно никому. То же самое относительно Интернета. Говорить о том, что это будет бесплатно в обозримом будущем – нет, конечно, такого не будет. Но, безусловно, цены будут снижаться, что объясняется интенсивным развитием рынка. Операторов на нем становится все больше, все больше финансовых ресурсов и сфер нашей жизни вовлекается в эту отрасль. Например, сегодня мы уже можем говорить о телемедицине, когда диагностика проводится на расстоянии в тысячи километров. Даже во время операции в какой-то поселковой больнице местным врачам можно будет связаться с высококлассными специалистами и получить консультацию…

— Но пока еще многие деревни и села даже полностью не телефонизированы…

— Два года назад из 150 тысяч населенных пунктов России 40 тысяч не имели телефонов. Мы были вынуждены пойти на принятие Закона «О связи», в котором появилось такое уникальное понятие, как «универсальная услуга». Это экономическая категория, с помощью которой созданы предпосылки для финансирования телефонизации этих поселений. И в 2008 году на карте России не останется ни одного населенного пункта без телефона.

— Как заявил недавно министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман, к 2010 году планируется перейти к предоставлению государственных услуг с использованием Интернета. Что стоит за этими словами?

— Речь идет о системе «электронного правительства», которая предусматривает предоставление государственных услуг по принципу «одного окна». Сейчас наши граждане общаются с органами власти только на вербальном уровне - нужно лично прийти в администрацию города или поселка, «преклонить колено»… Главная же цель этой программы заключается в том, чтобы гражданин, сидя у себя дома, мог включить компьютер, зайти на сайт любого органа власти и получить любую информационную услугу.

В рамках этой темы появилась идея «социальной карты россиянина», которую мы презентовали на выставке в Ганновере, и которая будет обязательно реализована в России. Это банковская платежная карточка, но в ней есть специальный чип, куда забиваются все необходимые данные для гражданина о том, на какие социальные услуги претендует владелец карты. Ветеранские льготы, студенческие, транспортные и т. д. Например, недавно нашим пенсионерам по решению губернатора области и ЗСО было выплачено по 500 рублей; деньги приносили на дом или выдавали на почте. Но ведь можно производить такие выплаты по платежным карточкам, а не посылать каждый раз почтальонов по квартирам. И это только один пример новых взаимоотношений государства и гражданина, которых в ближайшем будущем, я думаю, будет немало.

Комментарии 0