Яндекс.Метрика
  • Интервью

Ирина Гехт: Введение продовольственных карточек изменит подход к оказанию мер соцподдержки

Фото Ирина Гехт: Введение продовольственных карточек изменит подход к оказанию мер соцподдержки

В рамках развития концепции внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации планируется ввести продовольственные карточки.

Как система внутренней продовольственной помощи отразится на отечественных сельхозтоваропроизводителях, на системе оказания мер соцподержки, почему возникла необходимость введения продовольственных карточек, когда они появятся и для кого будут предназначены.  Об этом агентству «Урал-пресс-информ» рассказала заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Ирина Гехт.

- Ирина Альфредовна, когда люди слышат «продовольственные карточки», сразу вспоминают дефицит и продуктовые талоны в 90-е годы. Почему именно сейчас возникла необходимость введения продовольственных карточек и с чем это связано?

- Сразу скажу, введение продовольственных карточек в стране не связано с дефицитом продуктов питания. Есть несколько причин развития внутренней продовольственной помощи.

Во –первых, вступление России во Всемирную торговую организацию обязывает нас ограничивать прямую помощь сельскому хозяйству в виде субсидий, дотаций, льготного кредитования, но допускает поддержку сельхозпроизводителя через внутреннюю продовольственную помощь в рамках так называемой «зеленой корзины».

Во – вторых,  на сегодняшний день в стране актуальна проблема роста числа бедных. Впервые с 2008 года на 2 миллиона увеличилось количество людей, находящихся за чертой бедности - сегодня это практически 21 миллион человек. И эта та категория, которая требует поддержки.

Президент РФ Владимир Путин и председатель правительства Дмитрий Медведев дали поручение разработать концепцию внутренней продовольственной помощи в России. Рабочую группу по разработке концепции возглавил советник главы государства Григорий Онищенко (экс-главаРоспотребнадзора).

- Что такое внутренняя продовольственная помощь?

- Это система мер государственной поддержки, направленная на помощь отдельным гражданам в виде определенного набора продуктов, либо денежной суммы, которую можно тратить на их приобретение с целью рационального и сбалансированного питания. В систему внутренней  продовольственной помощи входит и социальное питание, качество которого сегодня вызывает много вопросов.

Такая система достаточно эффективно работает во многих странах мира. Особенно широко она применяется в США. На сегодня в бюджете минсельхоза США более 80% - это деньги внутренней продовольственной помощи. Эти средства идут на адресную продовольственную помощь малообеспеченным категориям, а также социальное питание, например  в школах, больницах, и питание беременных женщин, детей.

- И поддержкой малообеспеченных там занимается не минсоц, а минсельхоз?

- Минсельхоз. Причем в последние годы стоимость этой программы увеличивалась в разы. По мнению американцев, один доллар внутренней продовольственной помощи дает 1,8 доллара в экономику. Это рабочие места в сельском хозяйстве, перерабатывающей промышленности, торговле.

- Что нам даст система внутренней продовольственной помощи?

- С одной стороны, система позволяет рыночными методами поддерживать отечественных сельхозтоваропроизводителей. Обеспечивая гарантированный спрос на их продукцию, мы предоставляем им возможность для развития и расширения. И это тоже один из инструментов импортозамещения и продвижения отечественной продукции. 

С другой стороны, система внутренней продовольственной помощи направлена на поддержку малоимущих граждан, многодетных семей. Она обеспечивает для них качественное и сбалансированное питание. Когда ребенок в детстве недополучает белков и необходимых микроэлементов, трудно говорить о его здоровье в будущем. По сегодняшним оценкам, при организации питания в школах в 60% не выполняются нормы питания по основным видам продуктов – рыба, мясо, молоко, а также фрукты. На мой взгляд, в систему внутренней продовольственной помощи должна быть интегрирована система госзакупок для нужд бюджетной сферы, ориентированная на качество продуктов и отечественного производителя.

- Эта система уже апробируется?

- Эта система уже работает в нескольких пилотных регионах России: Бурятии, Мордовии, Омской, Ульяновской и Саратовской областях. Хотя специалисты говорят, что, как минимум, 10% регионов должны участвовать в пилотных проектах, чтобы получить результат. В Ульяновской области внутренняя продовольственная помощь оказывается через социальные контракты малообеспеченным семьям.

Самостоятельно эту программу реализует Кировская область. Они порядка миллиарда вкладывают во внутреннюю продовольственную помощь и говорят о том, что каждый вложенный рубль, дает пять-шесть рублей отдачи  в виде других элементов экономики и занятости.

В ближайшее время минпромторг должен подготовить весь пакет документов, касающийся внутренней продовольственной помощи на территории всей страны.

 - Сколько человек может претендовать на получение такого вида помощи?

- Оценочно, где-то 32 миллиона человек могут стать ее получателями в России. Это те, чьи доходы ниже прожиточного минимума, многодетные семьи, семьи с малолетними детьми, инвалиды. Я думаю, что этот перечень будет еще уточняться.

- Когда планируется ввести продовольственные карточки?

- Предполагается, что продовольственные карточки будут введены с 2017 года. Это будет пластиковая карта, на нее будут перечисляться средства, которые можно будет потратить на определенную категорию товаров в определенных магазинах. Продовольственная помощь малоимущим слоям населения по предварительным оценкам могла бы составить 1400 рублей в месяц. С 2018 года планируется следующий этап. Это социальные столовые, куда можно будет прийти и по соответствующим карточкам получить горячее питание. Кстати, я в ходе зарубежной поездки в одну из стран смотрела всю систему соцпомощи и обедали мы в столовой для малообеспеченных. Обед нам понравился.

- Приобрести продукты можно будет только в определенных магазинах?

- Это могут быть социальные магазины, хотя я думаю, что мы навряд ли пойдем по пути их создания, либо отдельные прилавки в сетях и общий процессинг, через который это все будет осуществляться.

- А как быть с малыми поселениями и деревнями, где нет сетевых магазинов? Каким образом там будет работать эта система?

- На селе, где нет крупных магазинов, это может быть помощь кормами, саженцами или семенами для того, чтобы поддержать ведение личного подсобного хозяйства, которое обеспечивает семью необходимыми продуктами. С моей точки зрения, это тоже очень важно.

- Не приведет ли введение еще одной меры соцподдержки к росту иждивенческих настроений. Когда-то вы сами говорили, что лучше человеку дать удочку, чем рыбку. А тут мы даем рыбку.

- Во-первых, продовольственная помощь дается на определенный промежуток времени, пока человек находится в трудной жизненной ситуации. При этом мы не даем просто деньги, которые можно потратить на все что угодно. По карточкам можно будет приобрести только продукты питания, причем качественные и отечественного производителя.

- Да, но как человек, долгое время занимавшийся соцподдержкой, вы прекрасно знаете, что у нас уже появились профессиональные получатели различных пособий. Они не нуждаются в помощи, но четко знают, что надо сделать, чтобы по максимуму получить все льготы от государства.

- Англичане правильно говорят: «Если у вас украли кошелек, то вы на 50% в этом виноваты сами. И, на мой взгляд, если мы говорим о том, что у нас сильны иждивенческие настроения - это означает, что сильно безразличие государства к происходящим процессам. То есть государству проще отдать деньги, чем выяснять на что человеку необходимы средства, что можно для него сделать, как побудить человека обеспечивать себя самостоятельно. Я считаю, что тут должна быть обоюдная ответственность гражданина  и государства. Сейчас процесс пошел. Президент уже заявил о необходимости перехода к принципам адресности и нуждаемости  при предоставлении  мер соцподдержки. Когда мы это сделаем, тогда, я вас уверяю, количество иждивенцев резко сократится.

А пока развитие внутренней продовольственной помощи населению повлечёт за собой изменение самого подхода к оказанию социальной поддержки. Предлагается при выдаче продовольственных карт учитывать не только материальный, но и имущественный статус гражданина и  брать в расчет не доходы отдельного человека, а доход домохозяйства, а также учитывать неформальную занятость. А это принципиально иные подходы, чем существует сейчас.

- Ирина Альфредовна, не секрет, что на сегодня сети неохотно берут продукцию фермеров. А где гарантия, что в дальнейшем ситуация изменится и по карточкам можно будет приобрести качественную продукцию местного производителя?

- На самом деле, когда начались рыночные преобразования,  сетям дали большой простор, который сегодня вынуждены ограничивать.

Сети действительно с неохотой берут фермерскую продукцию. Так что до сих пор не теряют своей актуальности слова английского графа Амхерста: «Есть три способа разориться: самый быстрый - скачки, самый приятный - женщины, а самый надежный - сельское хозяйство». Мы недавно были в подмосковном рыбхозе. Это уникальное хозяйство работает в убыток. Сети не берут ни их форель, ни карпа. Для них это дорогой продукт. Им проще взять дешевую рыбу, выращенную непонятно где  и вскормленную непонятно чем. 

Но надо же заботиться о своем населении и о том, чем оно питается. Система внутренней продовольственной помощи должна помочь исправить ситуацию.

Кроме того, приняты в первом чтении поправки в закон о торговле. Это и сокращение бонусов, и запрет любых поборов с поставщиков, и сокращение сроков расчетов. На сегодня сети не рассчитываются с небольшими  хозяйствами по 45 дней, то есть малый бизнес кредитует монстров. Но это неправильно. То, что в списке Forbes наравне с нефтяниками и газовиками выбились в лидеры и ритейлеры – это же о чем-то говорит. Мы сейчас ограничиваем процент их присутствия в регионах. Но в любом случае должна быть конкуренция и должны быть магазины, где можно купить фермерские продукты. 

- А как быть с заполонившей прилавки фальсифицированной продукцией?

- Мы начали серьезную борьбу с фальсификатами. Мы сегодня настаиваем на том, что вся продукция должна маркироваться. Как вредно для здоровья курить, так вредно и есть сыр из пальмового масла.

- Но если о первом напоминает надпись на пачке сигарет, то про пальмовое масло в составе продукта даже не всегда предупреждают….

- Вот мы и хотим ввести в качестве законодательной инициативы обязанность производителя маркировать – в этом продукте есть пальмовое масло. И пора называть вещи своими именами: это не сыр – сырный продукт, не молоко – молочный напиток. И тогда вы сами берете на себя ответственность – покупать продукт более дешевый, но с пальмовым маслом, или подороже, но произведенный из натуральных ингредиентов.

- Когда мы придем к тому, что покупая продукты в магазине, я буду точно знать, из чего они произведены и что меня не обманывают?

- Но уже сейчас, если вы внимательно читаете, то мелкими буквами, как правило, пишут состав продукта. Конечно, пока не везде пишется пальмовое масло, пишут – спецжиры.

Поэтому в борьбе с фальсификатами набор мер должен быть полномасштабным: с одной стороны – маркировка, с другой – поощрение добросовестных производителей качественной продукции.

На сегодня по тем продуктам, где мы достигли уровня продовольственной безопасности, мы не видим фальсифицированной продукции. Фальсификаты большей частью встречаются в молочной продукции, соках, так как здесь нам еще есть над чем работать. Например, для того, чтобы нам по стране выйти на уровень продовольственной безопасности по молоку, надо увеличить молочное стадо  примерно на миллион голов.

- А некоторые фермеры не могут свое молоко в сети сдать…

- И тут ситуацию сможет исправить система внутренней продовольственной помощи. Если мы гарантируем людям спрос на их продукцию – это станет стимулом для развития личных подсобных и фермерских хозяйств. А если и всю систему социального питания переключим на отечественную продукцию, то это будет плюсом к мерам стимулирования.

- Челябинская область обеспечивает свою продовольственную безопасность?

- Челябинская область выглядит достаточно хорошо на общем уровне. Мы занимаем первое место по производству макарон. Птица, яйцо и свинина сегодня - это наш конек. Этими продуктами мы обеспечиваем область полностью. По молочному животноводству есть некоторое отставание, но движение в этом направлении идет. Мясо утки скоро свое получим. Стали сеять сою, расширяем посевы масличных культур. Надеюсь, в 2016 году мы примем закон, который позволит возвращать в оборот сельхоземли, не  используемые по назначению и передавать их тем людям, которые  будут эти земли обрабатывать, что тоже повысит нашу продовольственную безопасность.

Комментарии 0
    Новости по теме Ирина Гехт