Яндекс.Метрика
  • Интервью

История рождения спектакля: секреты актерской профессии

Фото История рождения спектакля: секреты актерской профессии

Агентство «Урал-пресс-информ» совместно с Челябинским молодежным театром продолжает серию материалов о рождении спектакля. В этот раз речь пойдет об особенностях актерской профессии и роли актера в создании постановки.

Напомним,Челябинский молодежный театр в мае начал репетиции нового спектакля для детей «Стойкий оловянный солдатик» по мотивам сказки Ханса Кристиана Андерсена. Выбор именно на эту сказку пал не случайно. Планировалось создать музыкальный красочный спектакль для самых маленьких, для тех, кто только начинает познавать мир театра. Над постановкой музыкального спектакля уже около месяца работает опытный режиссёр из Санкт-Петербурга, лауреат высшей театральной награды России – национальной премии «Золотая маска» Сусанна Цирюк.

Актер Челябинского молодежного театра Константин Цачурин открыл агентству «Урал-пресс-информ» тайны закулисья, секреты рождения спектакля и особенности актерской профессии.

О спектакле

- Константин Александрович, кого играете в премьерном спектакле «Стойкий оловянный солдатик»?

-Я исполняю роль злого тролля. В сказке Андерсена это был черт из табакерки на пружинке. Но мы его в спектакле «оживили», чтобы он был более дееспособным. Ведь злая сила не может стоять на месте, творить зло на одной пружине очень сложно. Поэтому мы убрали пружину и «пришили» ноги. Конечно, в итоге зло все-таки будет наказано, его победит добро и любовь.

- Отрицательные персонажи – это ваше амплуа?

- Нет, для меня такая роль в новинку, и это здорово! Даже в злом персонаже нужно находить какую-то душевность, «проколы человечности».

- А в тролле вы что нашли?

- Мы пока еще в поиске, потому что репетиции начались недавно. Но мы обязательно что-то найдем, и надеюсь, что режиссер мне в этом поможет.

О режиссере

- Имеет ли значение, как работает режиссер?

- Конечно. С Сусанной Юрьевной Цирюк – режиссером «Стойкого оловянного солдатика» - работается очень легко и приятно. У нас полное взаимопонимание. У режиссера в голове абсолютно чёткая картинка того, чего она в итоге хочет получить. И она добивается этого любыми возможными путями.

Сусанна Юрьевна объясняет суть происходящего, но в голове у нее четкое представление о том, что и как должен делать артист, где должна располагаться декорация, в какой момент загорается свет. Нам остается только грамотно в эту картинку войти и наполнить ее своей энергией, эмоциями, чувствами и мыслями.

- Режиссер прислушивается к мнению актера?

- Конечно, ты можешь показать свои домашние заготовки. Работа не прекращается ни на минуту, даже по дороге домой в голове прокручиваешь, как можно подать ту или иную сцену, чтобы она была интересна зрителю.

- А может роль приснится, как таблица Менделееву?

- Бывает, что снится.

О работе над ролью

- Как происходит рождение спектакля с точки зрения актера?

- Сначала идет застольный период, мы знакомимся с материалом, затем происходит разбивка на эпизоды и их проработка. После этого мы весь материал соединяем воедино вместе с хореографией и вокалом. Получается один продукт называемый спектаклем.

- Сколько приходится репетировать?

- В идеале: шесть дней в неделю по семь репетиционных часов – четыре часа утром и три часа вечером.

- Это при том, что вы заняты еще в других спектаклях?

- Конечно.

- Как удается запомнить столько материала?

-В голове приходится держать не только текст, но и определенную картинку видения. Благодаря этой картинке текст легче вспоминается. Человеческие возможности безграничны. Чем больше человек учит, тем больше запоминает.

- Бывали случаи, когда забыли или перепутали текст?

- Бывает. В этом случае надо просто успокоиться и продолжать действовать по картинке видения. Тут еще важен партнер. Если мы работаем в одном материале, партнер всегда поддержит. Импровизация особенно сложна, когда идет стихотворный текст. Тут либо вспомнишь, либо нет.

- Прозу учите слово в слово  или запоминаете суть?

- Сначала постигаешь суть, а потом приходится учить все наизусть. Хотя оговорки возможны.

- Спектакль готовится около месяца. Этого достаточно, чтобы вжиться в роль?

- Чтобы вжиться в роль -  да, но чтобы ее проработать - нет. Потому что роль не стоит на месте, она обрастает новыми красками и подробностями. Выпуск спектакля - это самый первый слой, который мы вскрываем в персонаже. Дальше число этих слоёв безгранично, это зависит от внутреннего мира человека.

Об особенностях работы

- Для детей играть сложнее, чем для взрослых?

- Конечно. Это огромная ответственность, потому что дети - очень чувствительные натуры, и они любую фальшь легко вычисляют. Обмануть ребенка не получится, он более строгий зритель.

- Волшебство изображать сложнее, чем реальную жизнь?

- Да, сейчас такое суровое время, что в чудеса и волшебство верится с трудом. Тут очень важна внутренняя вера. Если ты веришь в чудо, то сможешь это донести и до юных зрителей. А если нет, то работать будет тяжело.

- В чем особенность игры в музыкальном спектакле?

-  Сложность в многочисленных повторах. Мы сначала осваиваем то, что предлагают хореограф и музыкальный руководитель, затем должны внутри себя переработать этот материал и выдать уже готовый результат, который необходим режиссеру, музыкальному руководителю и хореографу. Танец с песней сложно соединять, потому что идет одновременно работа над дыханием и  пластикой, нужно, чтобы все смотрелось гармонично.

- Декорации и бутафория имеют большое значение?

- Конечно. Если декорация надежная и крепкая, я буду себя чувствовать в безопасности и играть уверенно. Но если подо мной, например, шатается лестница, я не смогу сосредоточиться на игре. Также если я в руки беру реквизит, я не должен думать о том, что что-то отвалится. Все должно быть гармонично, это единый процесс создания спектакля.

О коллегах

- Какие сложились отношения между актерами в вашем театре?

- Живем мы дружно. В театре все эмоции мы оставляем за порогом, общаемся исключительно на профессиональном языке, здесь нет места конфликтам. Выходя на площадку, все проблемы забываются.

- В Молодежном театре сложились уже свои традиции?

- Да. У нас каждая премьера отмечается: собирается коллектив и обсуждает, как прошел спектакль. Отмечаем вместе Международный день театра, День детского тетра. Еще одна хорошая традиция - в театре все друг с другом здороваются. Не важно, знаешь ты человека или нет, ты обязан его поприветствовать.

- Артисты суеверны?

- Конечно. Я настолько суеверен, что даже не хочу говорить о суевериях. Это происходит подсознательно. Кто-то трогает сцену перед выходом, кто-то молится, кто-то подкладывает в ботинок пятачок. Суеверий много, и у каждого они свои. Каждый артист может придумать свое суеверие. Но есть и общие, например, «ручка» - это когда перед премьерой все артисты складывают руки в центр и произносят особые слова.

О зрителях

- Артист может играть на пустой зал?

- Смысл нашей работы в зрителях, даже если придет один-два человека спектакль все равно состоится. Но тут уже имеет значение распределение энергии. Если передо мной четыре человека, я работаю более аккуратно. А если в зале 350 зрителей, я трачу больше энергии - физической, эмоциональной, моральной, чтобы донести смысл до каждого зрителя, даже для тех, кто на балконе.

- Во время спектакля чувствуется энергетика зала?

- Да, она меняется в зависимости от того, что происходит на сцене и насколько точно работают актеры. Если допускается неточность в исполнении, то зритель теряет внимание и не понимает, что происходит на сцене. Отсюда начинается ерзание на креслах, шуршание фантиками. Это все прекрасно слышно. Если зритель увлеченно смотрит, любое отвлечение привлекает внимание. И это зал тоже чувствует.

О себе

- Расскажите немного о себе…

- Родился в Челябинске, закончил Челябинский колледж культуры по специальности педагог дополнительного образования. Потом я понял, что мне интересна театральная деятельность, поступил в Челябинскую академию культуры и искусств. Закончив ее, уехал работать в Озерск. Там проработал два года, по семейным обстоятельствам вернулся в Челябинск и пришел в ТЮЗ. Здесь я работаю уже 9 лет, и уходить не собираюсь.

- При такой загруженности в театре остается свободное время?

- Остается, но очень мало. Я все свободное время трачу на своего ребенка. А в «окнах» между репетициями я стараюсь подработать, чтобы прокормить семью.

- Актер – это не прибыльная профессия?

- Конечно, зарплата артиста невелика. Но если ты хорошо работаешь, честен в своем труде, отдаешься профессии на все 100%, то сможешь нормально зарабатывать. Но ведь всех денег не заработаешь, их всегда мало.

- Почему решили связать свою жизнь с театром?

- Я другого ничего делать не умею. Выбирал профессию по велению души и сердца. 

Комментарии 0
    Новости по теме Челябинский молодежный театр