Новые лица Челябинского театра оперы и балета: Ярослава Прокофьева, Михаил Меньшиков, Аян Сейткожин
Информационное агентство «Урал-пресс-информ» совместно с Челябинским театром оперы и балета имени М.И. Глинки продолжают знакомить южноуральцев с новыми молодыми артистами театра.
Первыми из новичков труппу театра прошлой осенью пополнили Ярослава Прокофьева и Михаил Меньшиков, которые после успешной стажировки вошли в штат театра. В этот же период состав театра пополнил единственный на данный момент контртенор в труппе - Аян Сейткожин.
О том, как проходит вливание в коллектив у молодых артистов, и что нового они могут принести в оперу, агентству «Урал-пресс-информ» рассказали солисты оперной трупы: Ярослава Прокофьева (сопрано), Михаил Меньшиков (тенор) и Аян Сейткожин (контртенор).
- Как Вы оказались в труппе оперного театра?
Я.П.- Совершенно случайно. Я всегда любила наш театр, ходила на все спектакли в качестве зрителя. Когда я училась на четвертом курсе вокальной кафедры Челябинской государственной академии культуры и искусств, профессор, народная артистка РФ Галина Семеновна Зайцева предложила мне поучаствовать в прослушивании в стажерскую группу театра. И я пошла, ни на что не рассчитывая, с таким подходом – «была-не была!». Я вышла на сцену театра, спела, и это был для меня просто праздник, спела довольно неплохо. И уж, конечно, я не предполагала, что меня ждет такой бонус – стажировка в родном оперном театре. Я прошла отбор, меня взяли. Мне было всего 20 лет. Как-то так в моей жизни складывается, что я всегда самая маленькая по возрасту: так было во время учебы в академии и сейчас в театре. Среди солистов оперной труппы я самая юная. После успешного прослушивания в стажерскую группу, я с нетерпением ждала репетиций, вводов в спектакли. Они начались только с началом следующего сезона. Пришлось подождать почти полгода. Но это того стоило!
М.М. – Я студент третьего курса вокального факультета ЧГАКИ. В театре было объявлено прослушивание, я пришел, спел и меня взяли в стажерскую группу театра. Затем постепенно вводился в репертуарные спектакли. Первые выходы на сцену были в детских мюзиклах, потом уже начал участвовать в оперных постановках. Сейчас я в оперной труппе театра, набрался сценического и вокального опыта, спел партии первого положения, такие как Альфред в «Травиате», Фауст, Ленский. Сейчас готовлю еще несколько партий первого положения.
- Аян, вы не были участником стажерской группы, как вы нашли свою дорогу в театр?
А.С. – У себя на родине, в городе Аркалык в Казахстане, я после школы поступил в музыкальное училище по классу контрабас. Через год обучения мой педагог уехал по семейным обстоятельствам. Мне предложили перейти на любой другой инструмент, я выбрал виолончель. Три года я проучился в училище по классу виолончели, параллельно еще занимался фортепьяно. Потом решил поступать в Костанай, в педагогический университет на музыкальный факультет. Там также продолжал учиться на виолончели, дополнительно пел в хоре. В 1998 - 2004 гг. поступил в Магнитогорскую государственную консерваторию по классу контрабаса, продолжал заниматься вокалом. После окончания консерватории уехал в Костанай, работал в областной государственной филармоний, артист камерного оркестра (контрабас). Год отработал и решил поступать как вокалист. И поступил в ЧГАКИ, в Челябинск, в класс Людмилы Григорьевны Боровик. Я закончил вокальное отделение и ездил просушиваться в разные театры. В Екатеринбурге проходила ярмарка певцов, после прослушивания меня пригласили в Курганскую филармонию. Но я продолжал ездить на прослушивания, и в 2014 году я прослушался в Челябинский театр оперы и балета. В ноябре спел свою первую партию Зибеля в опере «Фауст». Мне повезло, что я попал в Челябинский театр оперы и балета, поскольку театры обычно предпочитают традиционные голоса, потому что для них написано больше опер, произведения для контртеноров пишут чаще в Европе.
- Какие были ощущения, когда в первый раз вышли на сцену?
М.М. – У меня все прошло очень спокойно, без лишних эмоций.
А.С. – Волнение есть в любом случае. От этого никуда не денешься.
Я.П. - Первая моя роль была Золушка в одноименном мюзикле Антонио Спадавеккиа. Тогда, 15 октября 2013 года, состоялся мой дебют на сцене театра оперы и балета. Эта роль для меня очень знаковая. Знаете, как Золушка попала на бал, так и я в театр! На спектакле все было как в кино. Я не верила, что это со мной на самом деле происходит, настолько сильные были чувства! Тем более, что моей первой публикой были дети, а их не обманешь, это самые чуткие зрители.
- Как Вас принял коллектив театра?
М.М. - Хорошо приняли. Я спел достаточное количество спектаклей в этом театре, и многому научился, работая с настоящими профессионалами. Они всегда подскажут, объяснят, порой и поругают.
А.С. – Коллеги отнеслись к нам очень доброжелательно, чувствуется поддержка с их стороны.
Я.П. - Мы очень дружим, у нас действительно образовалась такая молодежная «тусовка», если можно так выразиться. Мы все поддерживаем друг друга, даем советы, радуемся премьерам и дебютам друг друга, гордимся успехами, часто вместе проводим свободное время. В коллективе театра все в одинаковых условиях: никаких поблажек для новых солистов, мастеров сцены или стажеров нет. Все здесь поставлены в равные условия: и в театральных буднях, на репетициях, и когда выходишь петь спектакль на сцене, ты должен доказывать свое мастерство и профессионализм. Дирижеры и режиссеры требуют одинаковой отдачи от всех, ведь зрителю в зале не объяснишь, что ты начинающий артист или ты не в настроении, или не здоров.
Я вообще за прошлый сезон дебютировала в одиннадцати ролях, одиннадцати разных спектаклях – очень большая нагрузка. И приходилось совмещать репетиции с учебой, поездками на конкурсы, творческой концертной деятельностью, государственными экзаменами в академии. Было непросто. Но я очень люблю жить в динамичном ритме.
- Какая была самая запоминающаяся роль?
М.М. - Самой сложной была партия Герцога в опере «Риголетто», но у нас в театре не идет этот спектакль. Это моя первая партия, которую я подготовил. Альфреда и Фауста уже было петь технически проще. Я не скажу, что мне трудно дались эти партии, но пришлось поработать.
Я.П.- Это Адель в оперетте «Летучая мышь». К ней я шла весь свой первый сезон в театре. Спела ее в конце мая 2013 года. Мою роль в этом спектакле оценивали члены государственной комиссии, это был мой экзамен по оперному классу. Я считаю эту проделанную работу таким красивым и ярким завершением моего первого оперного сезона. Я человек, который в своей творческой деятельности стремится все делать постепенно, как цветок, который сначала посадили, потом он растет, и только уж потом цветет. Есть начинающие певцы, которые сразу хватаются за сложные большие партии, не имея достаточного театрального опыта, и обжигаются на этом. Я же стремлюсь постепенно усложнять себе задачу, опираясь на опыт прошлых партий.
- Вы уже для себя поняли, что опера – это то, с чем хотите связать свою дальнейшую жизнь?
М.М. – Эту мысль привил мне еще мой первый педагог. Я пришел, послушал пару арий и понял, что хочу этим заниматься. Тогда мне было 17 лет, я уже отучился девять классов и закончил училище на автомеханика. Но потом понял, что хочу петь, и петь именно оперу.
А.С. – Я занимаюсь еще и камерной музыкой, по совместительству работаю в Курганской филармонии. Но моя любовь - это опера, ей я отдаю в театре все свои силы и время.
- В детстве пели?
М.М. – Да. Я учился в музыкальной школе, пел в церковных хорах. Родители меня во всем поддерживали, хотя у меня семья не музыкальная.
А.С. – У меня отец - музыкант-самоучка. Он играет на национальном инструменте домбре, баяне и сам поет. Я с детства пел, в общеобразовательной школе ходил на факультатив в хор. У нас в России мало кто занимается такими голосами, как контртенор, поскольку такой голос – большая редкость.
- С таким голосом вы бы могли сделать хорошую карьеру на эстраде и больше получать, чем в опере….
М.М. – Никогда не поздно уйти на эстраду, если ты поешь оперу. Оперу петь очень сложно, и не каждому это дано. Порой даже те, у кого есть талант, не могут петь, потому что возникают психологические проблемы выхода на сцену.
Я. П. – Вы знаете, опера – основа основ. Если артист будет владеть этим жанром, знать свой голосовой аппарат, свои возможности, то в итоге он сможет петь все. А эстрада – это очень узкий жанр, если умеешь петь только так, то в этом амплуа и останешься. Я для себя выбрала оперу, но мне нравится петь все: и классику, и народные песни, и романсы.
- Как челябинские зрители вас принимают?
М.М. – В Челябинске хороший зритель, публика принимает тепло.
А.С. – Я хожу на спектакли к ребятам, и сам участвую в постановках, зрители хорошо воспринимают новые лица, им это интересно. После окончания всегда много оваций.
- Голос – это ваш рабочий инструмент. Как его сохраняете?
М.М. - Для голоса важен режим, нужно отдыхать, высыпаться, правильно питаться.
А.С. – Режим дня должен быть как у спортсменов. Каждый день мы ходим на репетиции, как на тренировки. Надо вовремя ложиться спать, заниматься спортом, отказаться от вредных привычек.
- Какие планы на будущее?
М.М. – Сейчас я готовлю партию Неморино из оперы «Любовный напиток». Это одна из самых больших теноровых партий. Будут и премьеры одноактных опер – «Моцарт и Сальери» и «Алеко». Там я исполняю партии Моцарта и молодого цыгана.
А.С. – Я хотел бы сосредоточиться на своих выступлениях в опере, потому что тут передо мной стоит много задач. 15 февраля я дебютировал в партии Ратмира в опере «Руслан и Людмила».
Я.П. – Сейчас я готовлю партию Адины из "Любовного напитка" Доницетти. Мечтаю в будущем спеть Виолетту в опере Верди «Травиата». Вообще, я люблю всех своих героинь, ищу образ для каждой. Очень важно хорошо знать музыкальный материал, чтобы на сцене уже не думать о том, насколько правильно взята та или иная нота, это должно быть на автомате. На репетициях, в первую очередь надо найти драматический подход к своему персонажу. И уже на сцене просто получить удовольствие от игры, от спектакля, от музыки и от ответной реакции зрителей. Мы много энергии отдаем в зал, но еще больше получаем в ответ. Это неземное счастье!
- Как вы считаете, опера будет меняться с приходом молодых солистов?
М.М. – Она в любом случае будет меняться. Поколение меняется, меняются дирижёры, режиссеры, взгляды на оперу. Сейчас ставку делают на нетрадиционные постановки, много нововведений в плане режиссерской работы. Прошло то время, когда можно было просто выйти на сцену, спеть и уйти. Я считаю, что все меняется и меняется в лучшую сторону.
-
Артисты из Челябинска выступят на сцене Кремлевского дворца19 ноября 2024, 11:55
-
Екатерина Пыжова и Борис Оношко: любовь к театру и друг другу12 ноября 2024, 15:06
-
В кассовом зале театра имени Глинки сделали капитальный ремонт11 ноября 2024, 14:59
-
Руководитель Челябинского театра оперы и балета Владимир Досаев удостоен награды президента07 ноября 2024, 13:39
-
Один из лучших басов мира Ильдар Абдразаков приедет в Челябинск с концертом01 ноября 2024, 16:03