Яндекс.Метрика

Прокурор Челябинской области Александр Войтович: «На повестке дня не только борьба с коррупцией, но и защита прав человека»

Фото Прокурор Челябинской области Александр Войтович: «На повестке дня не только борьба с коррупцией, но и  защита прав человека»

Борьба с коррупцией сегодня – главная тема дня. О необходимости искоренять это зло, начиная с верхних эшелонов власти, заявил недавно президент страны. О том, какую роль для себя в этой борьбе видят органы прокуратуры, наш разговор с кандидатом юридических наук, государственным советником юстиции 2-ого класса, прокурором Челябинской области Александром Войтовичем.

- Александр Петрович, у вас авторитет человека, последовательно борющегося с коррупцией, что называется, невзирая на чины. Это веление времени?

- Я бы не сказал. Испокон веков подследственностью прокуратуры была борьба с социальным злом – со взятками, хищениями, причем эта борьба касалась лиц, имеющих определенные полномочия. И сегодня эта борьба актуальна, ведь не случайно президент в своем послании говорил о необходимости борьбы с коррупцией на всех уровнях и о том, что сегодня при существующей ситуации в стране эту борьбу надо начинать сверху.

- Но, выходит, коррупция неискоренима, во всяком случае ее трудно победить, если из года в год эта задача ставится со всей остротой. Это из-за несовершенства законов?

- Я бы не сказал. Есть законы, которые дают возможность бороться с коррупцией, надо добиваться только, чтобы они работали. Вот смотрите, на законодательном уровне существуют ограничения для руководителей на государственных должностях – нельзя работать во власти и в то же время заниматься бизнесом. А у нас на какого чиновника ни посмотри, он обязательно еще и бизнесмен.

Но в нашей области все же противодействие коррупции оказывается не только на словах. Череда громких дел на слуху у всех, начиная с дела мэра Миасса Григориади, также пришлось отвечать по закону главам Кусинского и Агаповского районов, бывшему главе Снежинска Опланчуку, бывшему вице-губернатору Тимашову.

Кстати, по итогам девяти месяцев этого года в целом по области выявлено 1387 фактов коррупционных проявлений от рядовой взятки гаишнику до взятки в особо крупных размерах, эти цифры на 30 процентов превышает прошлогодний показатель.

И что я хочу подчеркнуть, это не кампанейщина, это продуманная целенаправленная работа. Года полтора назад мы по собственной инициативе создали группу противодействия коррупции, в состав которой вошли под моим руководством руководители правоохранительных органов – ФСБ, УВД, финансовых структур. Мы обмениваемся информацией, какие-то акции, проверки планируем совместно и это помогает в работе.

А сейчас в прокуратуре области приказом Генпрокуратуры РФ создан отдел по надзору за исполнением закона о противодействии коррупции, который возглавил Александр Ермолаев, ранее руководитель отдела по расследованию особо важных дел.

- Александр Петрович, в сентябре этого года от прокуратуры области «отпочковался» следственный комитет, у вас при этом не случилось серьезных кадровых потерь?

- У нас эта операция прошла довольно безболезненно, ведь мы к этому моменту хорошо подготовились. Следственный комитет возглавил мой заместитель Павел Чеурин, в подчинении которого сегодня 330 человек. Мы выдели комитету два этажа в прокуратуре, экономию зарплаты на его нужды использовали. Немного надо еще помочь коллегам с оргтехникой, с автомобилями, но, думаю, до конца года мы эти проблемы решим.

Кстати, на прошлой неделе Павел Чеурин на коллегии в Генпрокуратуре делился нашим опытом в создании следственного комитета. Стало быть, мы здесь немного своих коллег в других регионах опережаем.

Да, кадрами немного пришлось поделиться. Но набрали и молодых выпускников - что в комитет, что в прокуратуру. Мы же постоянно готовим себе кадровый резерв – десять человек по целевому набору учатся у нас в юракадемии в Екатеринбурге, десять на юридических факультетах челябинских вузов. Зарплата у нас наиболее высокая среди силовых структур. Молодые прокуроры к нам приходят сразу на 20 тысяч рублей, система поощрения существует, премии. Правда, это палка о двух концах.Мы очень требовательны к кадрам, до 150 человек в год наказываем, если что-то не так, лишаем премий, объявляем выговоры, увольняем. И при этом у нас сегодня нет прокурорских вакансий.

- Насколько мне известно, наша прокуратура на хорошем счету и в округе, и в Российской Федерации, и результаты работы за девять месяцев неплохие…

- Да, все так. С начала года нам удалось снизить общее количество преступлений на семь процентов и самое главное за это время резко почти на тридцать процентов снизилось число тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе умышленных убийств. Меньше стало квартирных и автомобильных краж. В целом идет снижение по уголовным преступлениям.

- И все-таки и как прокурора, и как человека, что вас больше всего сегодня беспокоит в нашей жизни, Александр Петрович?

- Резкий рост ДТП – у нас на дорогах в этом году погибло 455 человек. Много гибнет людей на водоемах. С этим надо что-то делать, без помощи СМИ, без помощи руководителей муниципальных образований нам не обойтись. На водоемах нужны не питейные заведения, а спасательные средства в первую очередь. И мы будем добиваться более серьезного отношения муниципальных глав к местам отдыха на водоемах.

И очень много у нас в области самоубийств и это тоже не может не беспокоить. В этом году добровольно ушли из жизни 982 человека, больше, чем в прошлом году. Мы писали записку губернатору, была создана комиссия по изучению причин суицида. Причины, конечно, разные, семейные конфликты, долги по азартным играм, самоубийства-демонстрации и что наиболее печально – 15 процентов среди этих людей – это пенсионеры. Вероятно, безденежье, одиночество, невнимание детей. Эту проблему с суицидом надо глубоко изучать, с помощью психологов, искать пути решения.

- Помимо борьбы с преступностью, особенно после создания следственного комитета, у вас в прокуратуре, наверное, меняются приоритеты, усиливается надзорная функция?

- Безусловно. В первую очередь мы защищаем права инвалидов, детей, пенсионеров, льготников, сирот. В одних случаях мы смотрим, чтобы строители, сдавая дом в эксплуатацию или какой-то объект культуры, не забывали о пандусах для инвалидов, в других добиваемся, чтобы строили дома для детей-сирот, идем в суды, чтобы отстоять права на жилье вчерашних детдомовцев. Взыскиваем долги по зарплате и, я считаю. делаем это довольно успешно. На сегодняшний день в области долги эти снизились до 500-600 тысяч рублей. Мы используем для этого все механизмы. Вплоть до уголовной ответственности, арестов. Руководитель предприятия «Булат», например, за долги своим сотрудникам по зарплате отбывает срок.

Активно мы занимаемся долгами предприятий Пенсионному Фонду. Здесь тоже должников ждут жесткие меры вплоть до уголовной ответственности, до банкротства предприятия. Из этой же серии борьба с «серыми» зарплатами.

На нас возложена ответственность за обеспечение законности в проведении выборов в ближайшее время в Государственную Думу РФ, чуть позднее на выборах президента. Созданы штабы с этой целью при УрФО, при инспекторе Третьякове, при прокуратуре. Мне самому лично уже довелось проводить профилактические беседы с представителями отдельных партий.

И, конечно же, была и остается за нами функция надзора за работой правоохранительных органов.

- Александр Петрович, по данным Левада-центра, уровень доверия населения к работе прокуратуры всего 16 процентов. Это мало?

- Я бы сказал иначе – есть рост доверия, это не самый низкий показатель. За последние три года число обратившихся к нам за помощью граждан возросло на 15-20 процентов. Только в этом году мы получили 46 тысяч заявлений, при этом резко – в три раза – упало число жалоб на прокуратуру в высшие инстанции. Так что цифры говорят сами за себя. Но тем не менее мы будем добиваться более серьезных результатов на ниве борьбы за соблюдение законности на всех направлениях нашей работы, что позволит нам заслужить более высокую степень доверия населения.

Комментарии 0