Светлана Лукина: Ждем всех на праздник танца! Будет интересно и красиво

Челябинская филармония до 15 марта приглашает детские хореографические коллективы поучаствовать в отборе фестиваля-конкурса «Уральская высота». Художественный руководитель Государственного ансамбля танца «Урал» Светлана Лукина рассказала корреспонденту агентства «Урал-пресс-информ» о том, кто и как может подать заявку, какие сюрпризы ждут участников и о критериях оценивания номеров.

– Светлана, расскажите, как зародилась идея проводить фестиваль-конкурс «Уральская высота»?

– Дело в том, что у нас при государственном ансамбле танца «Урал» существует детская хореографическая студия, ученики которой принимают участие в самых разных конкурсах. Бывая на конкурсах, мы пришли к выводу, что судейство, к сожалению, не всегда корректно. Это одна сторона нашего желания создать конкурс, где жюри старалось бы максимально правильно оценивать и давать рекомендации от, например, ведущих артистов Государственного ансамбля танца «Урал». Мы так и сделали. Кстати, одним из призов станет мастер-класс солиста нашего ансамбля для победившего коллектива.

– Какова главная цель фестиваля?

– Одна из главных целей — продвижение Государственного ансамбля танца «Урал». Удивительно, но этот довольно известный в России уральский культурный бренд знают не все жители Челябинска. А дети несут это в семью, потом узнают друзья, знакомые. Таким образом, происходит продвижение нашего ансамбля.

– Вы говорите про детей, но в положении фестиваля-конкурса указано – возраст участников не ограничен. Взрослые тоже могут подать заявку?

– Конечно. Возраст не ограничен, но это, как правило, детские коллективы. Есть студенческие коллективы, которые желают прийти на конкурс. Сейчас самодеятельность среди взрослого населения не очень развита - как, знаете, раньше были в каждом дворце культуры коллективы, танцевали там, конкурсы были. На ЧТЗ приходили после работы все – и токари, и кто угодно. Заводчане так занимались, мой отец так занимался.

– Удивило, что о вашем коллективе в Челябинске еще не все слышали, ведь «Урал» - это настоящие профессионалы, победители всевозможных танцевальных конкурсов в России и за рубежом. И все же. Что дает победа в вашем конкурсе?

– Фестиваль проходит при поддержке министерства культуры Челябинской области на приз государственного ансамбля танца «Урал» — даже звучит по-особенному. Это адресно, статусно. Если б мне в детстве вручили такой приз, это было бы очень почетно. Кстати, призы будут именными. Мы дарим авторскую статуэтку ручной работы, прообразом которой послужил цветок орхидеи «венерин башмачок». Есть красивая легенда о том, что дикая орхидея растет лишь в тех местах, где есть полезные ископаемые. Все наши участники — словно самоцветы, каждый из которых талантлив и уникален. Поэтому мы, конечно, стремились к тому, чтобы и подарки были уникальными.

– «Уральская высота» проходит уже в третий раз. Есть ли какие-то нововведения?

– В этом году условия отличаются. Сейчас мы отбираем участников по видеозаписям. Все коллективы, которых выберет жюри, встретятся 2 мая на большом праздничном гала-концерте в Челябинске. В прошлом году было иначе: коллективы приезжали непосредственно на конкурс, который длился два дня. И в течение этих двух дней участники на сцене концертного зала демонстрировали свое мастерство, а жюри оценивало их.

Думаю, мы будем ежегодно чередовать форматы. Мы так делаем, потому что в Челябинске существует конкурс «Уральский перепляс» имени Натальи Карташовой. Нам не хотелось бы мешать им или соперничать.

Гала-концерт этого года будет проходить в театре драмы имени Наума Орлова. Город принимает гостей мероприятия БРИКС, и мы тоже решили идти в ногу со временем. Одна из номинаций – танцы народов стран-участниц ШОС и БРИКС. Этой теме в концерте посвящено очень многое. Например, артисты «Урала» проведут в фойе драмтеатра небольшие мастер-классы и флешмобчики с демонстрацией индийского, африканского, китайского танцев. Еще у детей, которые приедут в качестве участников гала-концерта, будет возможность посетить мастер-классы по современной хореографии и узбекскому танцу от наших специальных гостей — коллектива из Ташкента.

– То есть вы уже примерно знаете, какая будет стилистика концерта. Но участники присылают видеозаявки, где разные направления танцев, разные костюмы и так далее. Как тогда оценивать? Должны ли они вписываться в ваше представление о концерте или будете подстраивать?

– Конечно, подстроим. Мы пока не знаем: может быть, будет много коллективов современного танца, а, может, много БРИКСовских номеров. Когда сложится полная картина победителей, мы поймем, кто достоин приехать выступить на одной сцене с Государственным ансамблем танца «Урал» и приглашенными гостями. Мы уже разговаривали с режиссером Дианой Малышевой, есть наметки, но полностью все сложится позднее.

– Бывает так, что делают видеозаявку с одним танцем, вы понимаете, что уровень высокий, но на концерте они будут с другим выступлением?

– Нет, только с тем, который они заявляют. Мы отсматриваем и приглашаем.

– Светлана, а как происходит процесс отсматривания? Кто в членах жюри?

– Главный балетмейстер ансамбля танца «Урал» Алексей Разин будет отсматривать народный блок. Классический отсматривает преподаватель института имени Чайковского Валентина Бухарина. Эстрадный и современный – солистка Театра современного танца Ольги Пона, которая работает и в театре драмы хореографом, - Мария Грейф. Она же будет давать мастер-класс по современному танцу. То есть это три члена жюри, которые принимают решение и приглашают.

– И чем все-таки, на ваш взгляд, должны зацепить артисты, присылающие заявки на конкурс, членов жюри?

– В положении о конкурсе прописаны все критерии оценивания. В принципе, ничего нового. Все должно соответствовать: возраст, музыка, костюм, балетмейстерская задумка, воплощение, артистизм. Все эти составляющие и дадут окончательный результат.

– Организаторы не концентрируются на направлениях и стилях. Подавать заявки на конкурс могут представители любых направлений. Но все же какова статистика? Какой стиль сейчас чаще всего выбирают коллективы для участия в вашем конкурсе?

– Очень много современной хореографии. Мы пропагандируем, конечно, народный танец, мы за то, чтобы он развивался, поэтому и задумали приз госансамбля танца «Урал». Мы рады, что именно в нашем регионе народный танец развит и считаем, что детские коллективы не должны про него забывать. Но любовь к национальному искусству и своим корням не говорит о том, что мы против современного танца, которого, по статистике, сейчас очень много. На наш фестиваль приезжают коллективы и из других областей, поэтому он всегда получается очень интересным. В том году было очень много хороших отзывов, а самое приятное, что для детей это был настоящий праздник — они могли сделать что-то своими руками, посещали мастер-классы, фотозоны. Впечатлений была масса.

– Это ведь тоже ваша цель – объединить детей?

– Да. В этом году надеемся, что погода не подведет, и около театра драмы на память детям сделаем с квадрокоптером большой флешмоб перед концертом.

– Хочу вернуться к современному танцу. С чем связано то, что большинство выбирает его?

– Я считаю, что это поле для самовыражения. Оно более свободное и широкое. Там можно делать все. В современном танце часто выходят коллективы, которые заведомо очень слабые. Но детям и взрослым не мешает отсутствие хореографических данных выразить себя в какой-то пластической деятельности. А классический танец – это самый строгий вид танца в плане отбора человеческого тела. Там должны быть идеальные данные для того, чтобы это смотрелось эстетически правильно. Люди без данных не смогут танцевать, это будет выглядеть смешно. Народный танец тоже имеет свои критерии в отборе участников. Тоже нужны в нем природные данные человеческого тела. Современный танец – общедоступная форма самовыражения на сцене. Наверное, она и сделала этот танец наиболее доступным широким массам. И многие балетмейстеры и хореографы считают, что вышел, включил музыку, подвигался, что-то поползал и все. А вот вы сидите и думайте, о чем это. А в народном танце такое невозможно. Но хороший балетмейстер выражает мысль и в современном танце. Она должна быть зрителю понятной. Бывает, что в народном танце поставят не понять что (улыбается).

– То есть должен быть сюжет в танце?

– Конечно. Я, например, видела много постановок, но всегда говорю, что не люблю ощущать себя дураком, когда сижу в зале и не понимаю, что на сцене. Я люблю, когда понятно. Есть, конечно, сложные сюжеты, номера, передающие состояния, внутреннее настроение. Да, есть и красивые, эффектные. Но тогда я наслаждаюсь телом, музыкой. Это все должно быть связано органично. А когда танцуют и не понятно, о чем это, то такое неинтересно. Человек же не любит чувствовать себя дураком. Я своим артистам и детям-ученикам всегда говорю: «Вы должны выйти и рассказать какую-то историю. Когда она есть – это интересно. Приятно смотреть на общение людей!» Нас захватывают всегда истории. Считаю, что в хореографии должно быть так же.

– Кто может прийти на ваш гала-концерт 2 мая?

– Могут прийти все! Будут билеты, не думаю, что дорогие. Участники будут занимать балкон, а партер – зрители. Мы ждем всех на этот праздник танца! Думаю, что все получится, все будет интересно и красиво. Мы постараемся сделать так, чтобы все было понятно (смеется)!

Комментарии 0
    Новости по теме Челябинск